Конспект урока "Загадки марийского народа"; 3 класс
Тема урока: Загадки марийского народа (3 класс)
Цель урока: формирование у детей представлений о марийском фольклоре, загадках и их видах
Задачи урока:
- учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки;
- развивать навыки анализа, умения делать выводы;
- воспитывать любовь к марийскому народному творчеству.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ноутбук, презентация, карточки для групповой работы.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Приветствие и настрой на урок.
Учитель: Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать.
Можем мы урок начать.
- Здравствуйте, ребята! Я желая вам добра, и вы пожелайте друг другу, улыбнувшись глазами. Присаживайтесь.
- Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое хорошее настроение будет у всех и в конце урока.
2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Ребята, чтобы определить тему урока, мы сейчас с вами выполним следующее задание.
Задание « Цифры превращаем в буквы»
Используя буквы алфавита, из цифр составляем слово.
9, 1, 4,1, 5, 12,1 (ЗАГАДКА)
- Какое слово мы получили? (Загадка)
- Кто скажет, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О загадках)
Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему «Загадки марийского народа».
Учитель: Какую задачу мы поставим перед собой?
Ученик: Вспомнить, что такое загадка, узнать какие бывают загадки по тематике, для чего они нужны.
Учитель: Сейчас открываем тетради и записываем число и тему урока: «Загадки марийского народа». (Запись в тетрадях).
3. Открытие нового знания
-
Слово учителя о фольклоре
Учитель: Но сначала, давайте вспомним, что такое фольклор?
Ученики: Народная мудрость, устное творчество.
Учитель: Всё верно. Фольклор - это устное народное творчество.
Учитель: Давайте запишем определение фольклора в тетрадях. (Запись в тетрадях).
- Ребята, но в буквальном переводе значит «народная мудрость».
Учитель: А какие жанры фольклора вы знаете?
Ученики: Сказки, загадки, частушки, пословицы, поговорки, считалки, песни и.т.
Учитель: Правильно, ребята.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из этих жанров - о загадках.
Учитель: Давайте, вспомним, что такое загадки? Какие же они бывают?
(Ответы детей)
-
Работа с учебником
Учитель: Открываем учебник на странице 34 и прочитаем (по цепочке).
(Чтение текста)
Учитель: Теперь, прочитав текст, скажите мне, что такое загадка.
Ученики: Загадка - это описание, в котором один предмет изображается при помощи другого, имеющего с первым какое-либо сходство. Загадка – это мудрый вопрос.
Учитель: Верно, ребята. Загадки - это слова или предложения, в которых что-то описывается, но самое главное не говорится. Это нужно отгадать. Загадкой называют небольшое фольклорное (народное) произведение, которое содержит замысловатый вопрос, требующий ответа.
- А сейчас, ребята, посмотрите, пожалуйста, на презентацию.
Здесь мы видим, какое определение даётся загадке из словаря С.И.Ожегова (показ толкового словаря И.С.Ожегова): 1.Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. 2. Нечто необъяснимое, непонятное.
(Запись определения загадки в тетрадях)
-Как вы считаете, как давно появились загадки? (Ответы детей)
Учитель: Верно. А для чего нужны загадки?
Ученики: Они помогают познавать окружающую среду, тренируют память, развивают умственные способности: сообразительность, догадливость, смекалку, воображение, наблюдательность.
Учитель: А какие же бывают виды загадок?
Ученики:
-
О явлениях природы
-
О растительном и животном мире
-
О предметах быта
-
О школьных принадлежностях
-
Об овощах и фруктах
-
Об орудиях труда
А также загадки-советы, загадки-задачи, загадки-шутки.
-
Физкультминутка
Учитель: Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнем.
-
Первичное закрепление нового материала
Учитель: Итак, отдохнули, теперь продолжим нашу работу. Марийский народ издавна высоко ценил загадки, видя в ней источник мудрости. Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их марийский народ, передавая из поколения в поколение. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость нашего марийского народа.
Учитель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Ученики: Да.
Учитель: Тогда давайте выполним следующее задание. Задание выполнять будем по группам.
1 группа: В презентации должны найти отгадки загадкам, которые даны вам на листочках. Нужно правильно выбрать отгадки к загадкам и написать на листочках.
-
Ик мундыраште кандаш йол. (У одного клубка восемь ног).
(Игремыш, паук)
-
Йӱдым шинчан, а кастене сокыр. (Ночью – зрячий, а днем – слепой). (Тумна, сова).
-
Чодыраште ик под шӱр шолеш. (В лесу в котле суп кипит).
(Куткышуэ, муравейник).
-
Тӱкан – ял староста. Рогатый – староста деревни. (Тага, баран).
2 группа: Нарисовать отгадки загадкам, которые даны вам на листочках.
-
Вӱдыштӧ ила, серыште кола. ( В воде живет, а на берегу умирает). (Кол, рыба).
-
Ик шинчан, а чыламат ырыкта да шымата. (Глаз один, а видит и ласкает всех).
(Кече, солнце)
-
Йӱдымат, кечывалымат эре ик тӱрымак тӱрлат. (Днем и ночью вышивают один и тот же узор).
(Мӱкш, пчела).
Учитель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием.
Учитель: Следующее задание называется «Кто больше». Я буду читать вам загадки, а вы отгадывать. Ответы буду спрашивать только по поднятой руке. Кто поднимет руку и правильно скажет ответ - получает жетон.
-
Не трактор, а землю пашет. (Свинья)
-
Не профессор, а с бородой. (Коза)
-
Ростом мала, хвост пушист, в лесу живет, орешки грызет. (Белка)
-
Сам не охотник, а на охоту ходит. (Кот)
-
Петь - мастер, а плакать не умеет. (Петух)
-
На белую головку красная шапочка надета. (Малина)
-
Мал малышок да надел колпачок. (Гриб)
-
Протянута нитка, а в клубок не смотать. (Дорога).
Учитель: Молодцы, ребята! И с этим задание вы тоже справились.
-
Итог урока.
Учитель: Итак, подведём итоги урока.
Учитель: Для чего нужны загадки?
Какие загадки бывают?
Учитель: Молодцы, ребята! Я вижу, что вы все очень хорошо и внимательно работали на уроке.
-
Рефлексия.
Учитель: Теперь я хочу, чтобы вы оценили свою деятельность на уроке.
Дополните предложения:
Сегодня я узнал..
Было трудно...
Я понял что...
Учитель: Ребята, у вас на столе лежат сигнальные карточки. Покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, каким настроением вы заканчиваете урок. Я вижу у всех у вас хорошее настроение. Вы все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы, ребята! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрявцева Надежда Валериевна
→ Публикатор 13.01.2022 0 1455 140 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы