Конспект урока "Загадки марийского народа"; 3 класс


Тема урока: Загадки марийского народа (3 класс)

Цель урока: формирование у детей представлений о марийском фольклоре, загадках и их видах

 

Задачи урока:

- учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки;

- развивать навыки анализа, умения делать выводы;

- воспитывать любовь к марийскому народному творчеству.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование: ноутбук, презентация, карточки для групповой работы.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Приветствие и настрой на урок.

Учитель: Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать.

Можем мы урок начать.

- Здравствуйте, ребята! Я желая вам добра, и вы пожелайте друг другу, улыбнувшись глазами. Присаживайтесь.

- Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое хорошее настроение будет у всех и в конце урока.

2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Ребята, чтобы определить тему урока, мы сейчас с вами выполним следующее задание.

Задание « Цифры превращаем в буквы»

Используя буквы алфавита, из цифр составляем слово.

9, 1, 4,1, 5, 12,1 (ЗАГАДКА)

- Какое слово мы получили? (Загадка)

- Кто скажет, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О загадках)

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему «Загадки марийского народа».

Учитель: Какую задачу мы поставим перед собой?

Ученик: Вспомнить, что такое загадка, узнать какие бывают загадки по тематике, для чего они нужны.

Учитель: Сейчас открываем тетради и записываем число и тему урока: «Загадки марийского народа». (Запись в тетрадях).

3. Открытие нового знания

  1. Слово учителя о фольклоре

Учитель: Но сначала, давайте вспомним, что такое фольклор?

Ученики: Народная мудрость, устное творчество.

Учитель: Всё верно. Фольклор - это устное народное творчество.

Учитель: Давайте запишем определение фольклора в тетрадях. (Запись в тетрадях).

- Ребята, но в буквальном переводе значит «народная мудрость».

Учитель: А какие жанры фольклора вы знаете?

Ученики: Сказки, загадки, частушки, пословицы, поговорки, считалки, песни и.т.

Учитель: Правильно, ребята.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из этих жанров - о загадках.

Учитель: Давайте, вспомним, что такое загадки? Какие же они бывают?

(Ответы детей)

  1. Работа с учебником

Учитель: Открываем учебник на странице 34 и прочитаем (по цепочке).

(Чтение текста)

Учитель: Теперь, прочитав текст, скажите мне, что такое загадка.

Ученики: Загадка - это описание, в котором один предмет изображается при помощи другого, имеющего с первым какое-либо сходство. Загадка – это мудрый вопрос.

Учитель: Верно, ребята. Загадки - это слова или предложения, в которых что-то описывается, но самое главное не говорится. Это нужно отгадать. Загадкой называют небольшое фольклорное (народное) произведение, которое содержит замысловатый вопрос, требующий ответа.

- А сейчас, ребята, посмотрите, пожалуйста, на презентацию.

Здесь мы видим, какое определение даётся загадке из словаря С.И.Ожегова (показ толкового словаря И.С.Ожегова): 1.Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. 2. Нечто необъяснимое, непонятное.

(Запись определения загадки в тетрадях)

-Как вы считаете, как давно появились загадки? (Ответы детей)

Учитель: Верно. А для чего нужны загадки?

Ученики: Они помогают познавать окружающую среду, тренируют память, развивают умственные способности: сообразительность, догадливость, смекалку, воображение, наблюдательность.

Учитель: А какие же бывают виды загадок?

Ученики:

  1. О явлениях природы

  2. О растительном и животном мире

  3. О предметах быта

  4. О школьных принадлежностях

  5. Об овощах и фруктах

  6. Об орудиях труда

А также загадки-советы, загадки-задачи, загадки-шутки.

  1. Физкультминутка

Учитель: Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнем.

  1. Первичное закрепление нового материала

Учитель: Итак, отдохнули, теперь продолжим нашу работу. Марийский народ издавна высоко ценил загадки, видя в ней источник мудрости. Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их марийский народ, передавая из поколения в поколение. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость нашего марийского народа.

Учитель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Ученики: Да.

Учитель: Тогда давайте выполним следующее задание. Задание выполнять будем по группам.

1 группа: В презентации должны найти отгадки загадкам, которые даны вам на листочках. Нужно правильно выбрать отгадки к загадкам и написать на листочках.

  • Ик мундыраште кандаш йол. (У одного клубка восемь ног).

(Игремыш, паук)

  • Йӱдым шинчан, а кастене сокыр. (Ночью – зрячий, а днем – слепой). (Тумна, сова).

  • Чодыраште ик под шӱр шолеш. (В лесу в котле суп кипит).

(Куткышуэ, муравейник).

  • Тӱкан – ял староста. Рогатый – староста деревни. (Тага, баран).


 

2 группа: Нарисовать отгадки загадкам, которые даны вам на листочках.

  • Вӱдыштӧ ила, серыште кола. ( В воде живет, а на берегу умирает). (Кол, рыба).

  • Ик шинчан, а чыламат ырыкта да шымата. (Глаз один, а видит и ласкает всех).

(Кече, солнце)

  • Йӱдымат, кечывалымат эре ик тӱрымак тӱрлат. (Днем и ночью вышивают один и тот же узор).

(Мӱкш, пчела).

Учитель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием.

Учитель: Следующее задание называется «Кто больше». Я буду читать вам загадки, а вы отгадывать. Ответы буду спрашивать только по поднятой руке. Кто поднимет руку и правильно скажет ответ - получает жетон.

  • Не трактор, а землю пашет. (Свинья)

  • Не профессор, а с бородой. (Коза)

  • Ростом мала, хвост пушист, в лесу живет, орешки грызет. (Белка)

  • Сам не охотник, а на охоту ходит. (Кот)

  • Петь - мастер, а плакать не умеет. (Петух)

  • На белую головку красная шапочка надета. (Малина)

  • Мал малышок да надел колпачок. (Гриб)

  • Протянута нитка, а в клубок не смотать. (Дорога).

Учитель: Молодцы, ребята! И с этим задание вы тоже справились.

  1. Итог урока.

Учитель: Итак, подведём итоги урока.

Учитель: Для чего нужны загадки?

Какие загадки бывают?

Учитель: Молодцы, ребята! Я вижу, что вы все очень хорошо и внимательно работали на уроке.

  1. Рефлексия.

Учитель: Теперь я хочу, чтобы вы оценили свою деятельность на уроке.

Дополните предложения:

Сегодня я узнал..

Было трудно...

Я понял что...

Учитель: Ребята, у вас на столе лежат сигнальные карточки. Покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, каким настроением вы заканчиваете урок. Я вижу у всех у вас хорошее настроение. Вы все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы, ребята! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!


 


 


Полный текст материала Конспект урока "Загадки марийского народа"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрявцева Надежда Валериевна  Публикатор
13.01.2022 0 1455 140

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК