Статья "Эффективные приемы работы по преодолению недостатков произношения у дошкольников"


ГОУ Детский дом №31,

г. Санкт-Петербург

Учитель-логопед Антоник Галина Борисовна

Статья по логопедии для работы с детьми старшего дошкольного возраста


Эффективные приемы работы по преодолению недостатков произношения у дошкольников.

К школьному возрасту речь детей характеризуется правильным, четким произношением всех групп звуков. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, особенно это проявляется в последнее время, у многих детей возрастные нарушения звуков не исчезают, а, наоборот, принимают характер стойкого дефекта. В связи с этим возникает необходимость использования новых эффективных методов коррекции, способствующих успешному формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Четко организованная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всего коррекционного процесса. Все занятия по исправлению звукопроизношения проводятся только индивидуально. Поэтому коррекционная работа требует максимального внимания логопеда и достаточно больших затрат времени. Основная задача заключается в тщательной и всесторонней подготовке ребенка к длительному и кропотливому процессу. Первый этап работы направлен на:

  • создание коррекционно-развивающей среды для формирования у ребенка интереса и потребности в логопедических занятиях;

  • развитие слухового, зрительного и фонематического восприятия;

  • проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата;

  • развитие движений мимической мускулатуры в играх и специальных упражнениях;

  • развитие кинестетической организации движений пальцев рук в процессе систематических тренировок, т.е. овладение комплексом пальчиковой моторики;

  • формирование пространственных представлений, практические упражнения на ориентировку в схеме тела.

Второй этап – это работа над преодолением дефекта произношения. Основные задачи этого периода:

а) формирование нормативных артикуляторных укладов, необходимых для постановки определенной группы звуков;

б) формирование кинестетической основы артикуляционных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений;

в) формирование четкого слухового образа коррегируемого звука;

д) развитие навыков пользования исправленным звуком.

Такой подход в работе позволяет создать благоприятные условия для формирования правильных произносительных умений и навыков. Важно отметить, что артикуляционная гимнастика направлена на выработку полноценных движений артикуляторных органов. Тренировать необходимо лишь те движения, которые нарушены и являются основой неправильно произносимых звуков. Для постановки каждого конкретного звука требуются специально подобранные подготовительные упражнения, соответствующие артикуляции данной фонемы, т.е упражнения с помощью которых создается модель звука. В своей коррекционной работе мы успешно применяем метод моделирования звука, который позволяет использовать все компенсаторные возможности детского организма: зрительные, слуховые, тактильные и кинестетические ощущения. Для создания модели звука необходимо:

1.Развитие рече-слухового анализатора.

а) научить ребенка слуховому восприятию коррегируемого звука;

б) научить сохранять в памяти воспринимаемый на слух звук;

в) научить различать и воспринимать отдельные элементы речи;

г) научить слышать звучание чужой и собственной речи и уметь исправлять ошибки.

2.Развитие рече-двигательного анализатора.

а) проведение артикуляционной гимнастики;

б) упражнения для развития мимической мускулатуры лица.

3. Развитие дыхательной функции:

а) упражнения на развитие физиологического дыхания;

б) упражнения на развитие речевого дыхания.

4.Развитие ручной моторики:

а) упражнения для пальчиковой гимнастики;

б) упражнения для развития тонких движений пальцев руки.

5.Подготовка к постановке звука:

а) специальные упражнения для губ;

б) специальные упражнения для языка;

6. Постановка звука:

а) создание образа звука ( свистит, как ветер; шипит, как змея; рычит, как тигр);

б) закрепление артикуляции в играх и упражнениях;

в) автоматизация звука.

Метод моделирования позволяет работать одновременно над постановкой пары звуков: свистящие и звук «р»; шипящие и звук «р»; свистящие и дефекты озвончения; шипящие и дефекты озвончения; дефекты смягчения и недостатки произношения звука «j».

Определяя порядок работы над неправильным произношением звуков у детей, логопед в первую очередь учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, устанавливает в процессе обследования те звуки, которые легче поддаются коррекции, и над которыми он будет работать в первую очередь.

Используемый метод моделирования звука повышает уровень осознания ребенком процесса овладения правильной и четкой артикуляцией. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звука. Формируется умение осуществлять кинестетический самоконтроль. Создаются условия для последующего формирования фонематических функций. Совершенствуются процессы запоминания и воспроизведения. Это в свою очередь способствует скорейшей автоматизации звука в самостоятельной речи.

Подготовительные упражнения для создания модели свистящих звуков:

Упражнения для губ:

  • «Улыбка»- растягивание в улыбку сомкнутых губ, возвращение в нормальное положение;

  • «Заборчик» - растягивание губ в улыбку, зубы слегка обнажены;

  • Песенка”- растягивание губ в улыбку, вытягивание трубочкой.

  • «Лодочка» - растягивание уголков губ в стороны: движения выполняются поочередно – сначала в одну сторону, затем – в другую; растягивание уголков губ в разные стороны, затем возвращение в нормальное положение. Челюсти сомкнуты. Это упражнение эффективно при исправлении бокового сигматизма, когда необходимо закрепить правильную артикуляцию губ.

Упражнения для языка:

-похлопать по плоскому языку губами: па-па-па;

-покусывать язык зубами: та-та-та;

-прижать слегка язык зубами, произнося звук «И»;

-«Подвесной мостик» - кончик языка упереть в верхние зубы, удержать язык в таком положении.

-«Горбатый мостик»- кончик языка упереть в нижние зубы, удержать язык;

-«Строитель» - рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубы, вернуть в нормальное положение. Выполнить это упражнение несколько раз. Такое чередование помогает снять чрезмерное напряжение.

  • Упражнения на выработку воздушной струи:

- подуть на широкий язык, лежащий между губами;

-прижать боковые края зубами, дуть на кончик языка, произнося звук т;

-сдуть бумажку с нижней губы;

- дуть в пузырек, губы трубочкой;

-выдох из трубочки на бумажку;

Движения выполняются спокойно, без напряжения. Если ребенок осознанно выполняет упражнения, то переходим к созданию модели звука: соединяем упражнения «Мостик», «Заборчик» и «Ветерок». На этом этапе мы не называем, что произносим звук «с». Переносим образ звука из окружающей действительности на органы артикуляции: так свистит чайник, сдувающийся шарик, гудок паровоза, сильный ветер и т.д. Закрепить артикуляцию помогает пальчиковая гимнастика в играх-потешках. Руки ладошками вниз лежат на столе:

Пальчик, пальчик, где ты был ( ритмично стучат большими пальцами)

С этим братцем в лес ходил, (стучат указательными)

С этим братцем щи варил, (стучат средними)

С этим братцем кашу ел, (стучат безымянными)

С этим братцем я свистел: ссссс. (стучат мизинчиками)

Научу я всех свистеть,

Надо только захотеть:(упражняя каждый пальчик, начиная обратно с мизинчика, ребенок произносит: ссс).

Перенесение созданного образа звука с органов артикуляции на кинестетические движения пальцев рук в игровой форме, помогает закреплению не только артикуляции, но и поддерживает интерес к занятиям, вызывает положительные эмоции, повышает активность ребенка. В дальнейшем это помогает осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.

Такой подход помогает прочному закреплению правильного произношения поставленного звука, быстрейшей его автоматизации в самостоятельной речи, а также предусматривает создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей.





Литература:

Основы логопедии. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М., «Просвещение», 1989г.

Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред.проф.Л.В. Лопатиной. СПб, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2009г.

Играем пальчиками и развиваем речь. В.В. Цвынтарный, ИЧП «Хардворд», СПб, 1996г.

Комплексная диагностика дошкольников. Р.А. Кирьянова, изд.«Каро», СПб, 2004г.























Краткое содержание работы.

Работа по коррекции звукопроизношения является одним из важнейших разделов логопедии.

В данной работе излагаются современные представления о процессе преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников на примере свистящих звуков. Предлагаемый метод моделирования звука предполагает осознанное усвоение детьми произносительных умений и навыков, помогает успешному преодолению дефекта не вызывает у детей негативного отношения к занятиям.

Статья предназначена для логопедов-практиков, для тех, кто начинает свою профессиональную деятельность, а также для студентов факультета коррекционной педагогики.


Полный текст материала Статья "Эффективные приемы работы по преодолению недостатков произношения у дошкольников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антоник Галина Борисовна  Антоник
06.09.2011 1 6600 648

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК