Статья "Эффективные приемы работы по преодолению недостатков произношения у дошкольников"
ГОУ Детский дом №31,
г. Санкт-Петербург
Учитель-логопед Антоник Галина Борисовна
Статья по логопедии для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Эффективные приемы работы по преодолению недостатков произношения у дошкольников.
К школьному возрасту речь детей характеризуется правильным, четким произношением всех групп звуков. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, особенно это проявляется в последнее время, у многих детей возрастные нарушения звуков не исчезают, а, наоборот, принимают характер стойкого дефекта. В связи с этим возникает необходимость использования новых эффективных методов коррекции, способствующих успешному формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Четко организованная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всего коррекционного процесса. Все занятия по исправлению звукопроизношения проводятся только индивидуально. Поэтому коррекционная работа требует максимального внимания логопеда и достаточно больших затрат времени. Основная задача заключается в тщательной и всесторонней подготовке ребенка к длительному и кропотливому процессу. Первый этап работы направлен на:
создание коррекционно-развивающей среды для формирования у ребенка интереса и потребности в логопедических занятиях;
развитие слухового, зрительного и фонематического восприятия;
проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата;
развитие движений мимической мускулатуры в играх и специальных упражнениях;
развитие кинестетической организации движений пальцев рук в процессе систематических тренировок, т.е. овладение комплексом пальчиковой моторики;
формирование пространственных представлений, практические упражнения на ориентировку в схеме тела.
Второй этап – это работа над преодолением дефекта произношения. Основные задачи этого периода:
а) формирование нормативных артикуляторных укладов, необходимых для постановки определенной группы звуков;
б) формирование кинестетической основы артикуляционных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений;
в) формирование четкого слухового образа коррегируемого звука;
д) развитие навыков пользования исправленным звуком.
Такой подход в работе позволяет создать благоприятные условия для формирования правильных произносительных умений и навыков. Важно отметить, что артикуляционная гимнастика направлена на выработку полноценных движений артикуляторных органов. Тренировать необходимо лишь те движения, которые нарушены и являются основой неправильно произносимых звуков. Для постановки каждого конкретного звука требуются специально подобранные подготовительные упражнения, соответствующие артикуляции данной фонемы, т.е упражнения с помощью которых создается модель звука. В своей коррекционной работе мы успешно применяем метод моделирования звука, который позволяет использовать все компенсаторные возможности детского организма: зрительные, слуховые, тактильные и кинестетические ощущения. Для создания модели звука необходимо:
1.Развитие рече-слухового анализатора.
а) научить ребенка слуховому восприятию коррегируемого звука;
б) научить сохранять в памяти воспринимаемый на слух звук;
в) научить различать и воспринимать отдельные элементы речи;
г) научить слышать звучание чужой и собственной речи и уметь исправлять ошибки.
2.Развитие рече-двигательного анализатора.
а) проведение артикуляционной гимнастики;
б) упражнения для развития мимической мускулатуры лица.
3. Развитие дыхательной функции:
а) упражнения на развитие физиологического дыхания;
б) упражнения на развитие речевого дыхания.
4.Развитие ручной моторики:
а) упражнения для пальчиковой гимнастики;
б) упражнения для развития тонких движений пальцев руки.
5.Подготовка к постановке звука:
а) специальные упражнения для губ;
б) специальные упражнения для языка;
6. Постановка звука:
а) создание образа звука ( свистит, как ветер; шипит, как змея; рычит, как тигр);
б) закрепление артикуляции в играх и упражнениях;
в) автоматизация звука.
Метод моделирования позволяет работать одновременно над постановкой пары звуков: свистящие и звук «р»; шипящие и звук «р»; свистящие и дефекты озвончения; шипящие и дефекты озвончения; дефекты смягчения и недостатки произношения звука «j».
Определяя порядок работы над неправильным произношением звуков у детей, логопед в первую очередь учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, устанавливает в процессе обследования те звуки, которые легче поддаются коррекции, и над которыми он будет работать в первую очередь.
Используемый метод моделирования звука повышает уровень осознания ребенком процесса овладения правильной и четкой артикуляцией. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звука. Формируется умение осуществлять кинестетический самоконтроль. Создаются условия для последующего формирования фонематических функций. Совершенствуются процессы запоминания и воспроизведения. Это в свою очередь способствует скорейшей автоматизации звука в самостоятельной речи.
Подготовительные упражнения для создания модели свистящих звуков:
Упражнения для губ:
«Улыбка»- растягивание в улыбку сомкнутых губ, возвращение в нормальное положение;
«Заборчик» - растягивание губ в улыбку, зубы слегка обнажены;
“Песенка”- растягивание губ в улыбку, вытягивание трубочкой.
«Лодочка» - растягивание уголков губ в стороны: движения выполняются поочередно – сначала в одну сторону, затем – в другую; растягивание уголков губ в разные стороны, затем возвращение в нормальное положение. Челюсти сомкнуты. Это упражнение эффективно при исправлении бокового сигматизма, когда необходимо закрепить правильную артикуляцию губ.
Упражнения для языка:
-похлопать по плоскому языку губами: па-па-па;
-покусывать язык зубами: та-та-та;
-прижать слегка язык зубами, произнося звук «И»;
-«Подвесной мостик» - кончик языка упереть в верхние зубы, удержать язык в таком положении.
-«Горбатый мостик»- кончик языка упереть в нижние зубы, удержать язык;
-«Строитель» - рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубы, вернуть в нормальное положение. Выполнить это упражнение несколько раз. Такое чередование помогает снять чрезмерное напряжение.
Упражнения на выработку воздушной струи:
- подуть на широкий язык, лежащий между губами;
-прижать боковые края зубами, дуть на кончик языка, произнося звук т;
-сдуть бумажку с нижней губы;
- дуть в пузырек, губы трубочкой;
-выдох из трубочки на бумажку;
Движения выполняются спокойно, без напряжения. Если ребенок осознанно выполняет упражнения, то переходим к созданию модели звука: соединяем упражнения «Мостик», «Заборчик» и «Ветерок». На этом этапе мы не называем, что произносим звук «с». Переносим образ звука из окружающей действительности на органы артикуляции: так свистит чайник, сдувающийся шарик, гудок паровоза, сильный ветер и т.д. Закрепить артикуляцию помогает пальчиковая гимнастика в играх-потешках. Руки ладошками вниз лежат на столе:
Пальчик, пальчик, где ты был ( ритмично стучат большими пальцами)
С этим братцем в лес ходил, (стучат указательными)
С этим братцем щи варил, (стучат средними)
С этим братцем кашу ел, (стучат безымянными)
С этим братцем я свистел: ссссс. (стучат мизинчиками)
Научу я всех свистеть,
Надо только захотеть:(упражняя каждый пальчик, начиная обратно с мизинчика, ребенок произносит: ссс).
Перенесение созданного образа звука с органов артикуляции на кинестетические движения пальцев рук в игровой форме, помогает закреплению не только артикуляции, но и поддерживает интерес к занятиям, вызывает положительные эмоции, повышает активность ребенка. В дальнейшем это помогает осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.
Такой подход помогает прочному закреплению правильного произношения поставленного звука, быстрейшей его автоматизации в самостоятельной речи, а также предусматривает создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей.
Литература:
Основы логопедии. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М., «Просвещение», 1989г.
Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред.проф.Л.В. Лопатиной. СПб, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2009г.
Играем пальчиками и развиваем речь. В.В. Цвынтарный, ИЧП «Хардворд», СПб, 1996г.
Комплексная диагностика дошкольников. Р.А. Кирьянова, изд.«Каро», СПб, 2004г.
Краткое содержание работы.
Работа по коррекции звукопроизношения является одним из важнейших разделов логопедии.
В данной работе излагаются современные представления о процессе преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников на примере свистящих звуков. Предлагаемый метод моделирования звука предполагает осознанное усвоение детьми произносительных умений и навыков, помогает успешному преодолению дефекта не вызывает у детей негативного отношения к занятиям.
Статья предназначена для логопедов-практиков, для тех, кто начинает свою профессиональную деятельность, а также для студентов факультета коррекционной педагогики.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антоник Галина Борисовна
→ Антоник 06.09.2011 1 6617 648 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.