Конспект урока развития речи в детском саду "Домашние животные"
ГОУ СОШ № 541 г. Москва
Учитель-логопед Селютина Марина Николаевна
Конспект урока развития речи в детском саду
I. Тема: "Домашние животные"
II. Цель: обучение составлению рассказа описательного характера.
III. Задачи:
*активизировать словарь по заданной теме;
*учить продуцировать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
*формировать умение описывать животное с опорой на картинку и символический план.
IV. Оборудование: картинки, игрушечные животные.
V. Речевой материал.
1. Лексический материал:
существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята; корова, бык, теленок, телята; овца, баран, ягненок, ягнята; коза, козел, козленок, козлята; свинья, поросенок, поросята; собака, пес, щенок, щенята; кошка, кот, котенок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа.
глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.
прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, млекопитающие, домашние, рыжий, серый, бурый, голодный.
2. Грамматический материал.
* Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое использование существительных в родительном падеже.
Логопед рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.
-Что не понравилось гостям?
-Что любит корова?
-Кошка?
-Свинья?
-Лошадь?
Ответ: «Корова любит траву»……
*Имена существительные в родительном падеже мн. числе:
Коров |
Поросят |
Свиней |
Телят |
Собак |
Лошадей |
Овец |
Щенят |
|
Ягнят |
Кошек |
|
Коз |
Котят |
|
Козлят |
|
|
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Лошадь - лошадочка, жеребенок - жеребеночек; корова - коровушка, бык - бычок, теленок - теленочек; овца - овечка, ягненок - ягненочек; коза - козочка, козел - козлик, козленок – козленочек; поросенок - поросеночек; собака - собачка, пес - песик, щенок - щеночек; кошка - кошечка, кот - котик, котенок – котеночек.
*Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых животных. Логопед говорит: «Плачет кошка, потеряла она своих детей. Кто у нее дети?»
«Котята», - отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением кошки. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут себе мам.
*Закрепление в словаре детей прилагательных по теме.
Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: кошка, собака, поросенок.
Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:
-Какая кошка? (ласковая, милая)
- Какая собака? (верная, добрая, дружелюбная)
- Какой поросенок? (розовый, смешной, полненький)
3. Текстовый материал.
Эталонный рассказ «Козлик».
У Нины был козлик. Пасла Нина своего козлика на полянке. Бегал козлик по полянке, искал вкусные листики. Вот у моста куст. Вкусные листики на кусте. Стал козлик листья есть, увидела это Нина и погнала козлика домой.
VI. План-конспект.
Оргмомент (1 – 2 мин.).
Учитель-логопед приветствует школьников и предлагает ученикам вспомнить и назвать домашних животных.
Сообщение темы.
Развитие лексического строя речи.
Активизация номинативного словаря.
Задание 1. Загадки. Логопед вывешивает на доску картинки животных и спрашивает у детей: "Сейчас я загадаю животных, а вы отгадайте, кто…"
Охраняет, верная, добрая (собака)
ласковая, гибкая, мурлычет, ловит мышек (кошка)
хрюкает, любит копаться в грязи (поросенок)
большая, рогатая, дает молоко (корова)
ржет, скачет, возит (лошадь)
Глазищи, усищи, хвостище,
а моется всех чаще. (Кошка)
Ест киска суп из миски,
Сыта киска, пуста миска.
С людьми дружит,
дом сторожит.(Собака)
Активизация номинативного и атрибутивного словаря.
Задание 2. Дифференциация домашних и диких животных.
Игра «Кто домашний, а кто дикий?»
Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: «Дикое» (или: «Домашнее»). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становится ведущим.
Задание 3. "Какого цвета животные". На доске висят картинки домашние животных. Логопед: "Я буду показывать животных, а вы скажите, какого они цвета":
конь, жеребенок, лошадь – коричневые
корова, бык, теленок - бурые
овца, баран, ягненок – белые
коза, козел, козленок - серые
свинья, поросенок - розовые
собака, пес, щенок - рыжие
кошка, кот, котенок – пестрые
Активизация предикативного словаря.
Задание 4. "Кто что умеет делать". На доске висят картинки. Логопед: "Вспомните, что умеют делать животные" и называет животных.
Лошадь – ржать, возить, скакать;
Корова – мычать, жевать, пастись;
Свинья – хрюкать, рыть, чавкать;
Собака – охранять, лаять, кусать;
Кошка – мяукать, мурлыкать, царапать.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание 5. На столе логопеда расставлены игрушечные животные (до этого момента накрытые покрывалом, чтобы дети их не видели). Игрушечные животные в 2 экземплярах: большой зверь и поменьше. Логопед снимает покрывало с игрушек и говорит: "Мы уже знаем домашних животных. Посмотрите, к нам в гости пришли животные. У каждого из них есть младший братик или сестричка. Давайте назовем их…" Логопед показывает на кошку, дети ее называют. Логопед: "А это – кошечка, котенок…" – показывает на маленькую кошку. Дальше логопед показывает на собаку, дети называют ее; показывает на маленькую собаку – дети сами называют собачка, щенок и т.д.
Динамическая пауза.
Задание 6 (с элементами логоритмики). Логопед включает относительно громкую музыку и говорит: "Сейчас мы будем изображать животных. Вася будет собакой. Леша будет кошкой. Оля будет свиньей и т.д. Покажите, как ходят эти животные". Дети изображают животных. Потом логопед ставит тихую, расслабляющую музыку и говорит: "А теперь вы стали маленькими котятами, щенками, поросятами. Теперь вы ходите совсем легонечко, очень тихо и осторожно…". Дети показывают, как ходят маленькие животные.
Работа над текстом.
Задание 8. Текст "Козлик " /см. речевой материал, эталонный рассказ /.
*Логопед читает текст;
*Беседа по содержанию рассказа с опорой на картинку:
О чем этот рассказ?
Что делал козлик со своей хозяйкой?
Что искал козлик?
*анализ содержания рассказа (с опорой на картинку), предполагающий выделение объектов (голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), шерсть) и составление плана рассказа по опорным картинкам;
пересказ рассказа по цепочке с учетом пунктов плана;
пересказ всего рассказа одним учеником (по плану), а затем и другими учениками.
Итог занятия.
*Ответы на вопросы:
Какова тема урока?
Назовите маленьких животных, о которых мы говорили?
Как называется рассказ, который пересказывали?
*Оценка положительного вклада учеников в работу на уроке.
Источники материалов
1. Тарасова А.В. «Упражнения на каждый день». М.-2008;
2. Ушакова О.С. «Занятия по развитию самостоятельной речи». М.-2010;
3. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. «Логопедические игры». М.-2010;
4. Володина В.С. «Альбом по развитию речи». М.-2010;
5. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». М.- 2009;
6. Дорофеева А.Н. «Наглядно-дидактическое пособие» (домашние животные). М. – 2010.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Селютина Марина Николаевна
→ каира 28.09.2011 1 9099 1015 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.