Опыт преподавания "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста при помощи рассказов цепной структуры"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Якорёк» комбинированного вида»
ЗАТО Александровск г. Гаджиево Мурманской области
Развитие связной речи у детей
дошкольного возраста
при помощи рассказов цепной структуры
Опыт работы воспитателя
I квалификационной категории
Шатровой
Альбины Васильевны
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Признавая всю важность речевой работы, следует подчеркнуть огромную роль преемственности между детским садом и школой в реализации путей развития всех сторон речи в дошкольном и школьном возрасте. Некоторые направления работы совпадают, например, характер требований к уровню развития речи. Прежде всего, речь должна быть содержательной, грамматически правильной, точной, связной, образной. Изложение речи требует логической последовательности и четкого звукового оформления (плавности, интонационной выразительности, умеренного темпа). В связи с этим работа, направленная на развитие речи ребенка в дошкольном возрасте, очень важна.
В группе компенсирующей направленности (логопедической) проблема развития речи стоит наиболее остро. У детей нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Я проанализировала данные диагностики воспитанников, изучила научную и учебно–методическую литературу по развитию речи дошкольников (А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова, В.И. Селеверстова, Г.М. Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.) и пришла к выводу, что связная речь - это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с нарушениями речи она самостоятельно не формируется, а при спонтанном развитии не достигает того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе. Поэтому этим умениям и навыкам уделяю особое внимание до того, как дошкольники научатся читать.
Для высказываний детей с речевыми нарушениями были характерны:
- нарушения логической последовательности повествования;
- нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
- незавершенность фраз;
- возвращение к ранее сказанному;
- длительные паузы на границах фраз;
- отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.
Именно поэтому, одним из основных направлений своей педагогической деятельности я выбрала методическую тему «Развитие связной речи у дошкольников при помощи рассказов цепной структуры». Работу в этом направлении построила на основе опыта работы В.К. Воробьёвой «Методика формирования умения пересказывать текст цепной организации».
Для преодоления этих проблем я поставила следующие задачи:
1) Развивать умение отбирать предметные картинки для рассказа, располагая их в определённой последовательности;
2) Учить детей осмысленно воспроизводить образец рассказа в речи;
3) Обогащать активный, пассивный словарь детей;
4) Развивать умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами;
5) Соблюдать лексическую точность, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
В ходе реализации данных задач определились следующие трудности:
Связная речь входит в комплекс занятий по формированию лексикограмматических категорий, т. е. нет отдельного занятия по развитию связной речи;
Вместе с тем, в соответствующей специальной литературе (и в программах в частности) не указано количество занятий отводимых на связную речь;
Программные произведения часто вызывают у детей с нарушениями речи трудности при пересказе.
Не достаточно текстов рассказов цепной структуры;
Поэтому спланировала свою работу и наметила пути преодоления этих трудностей. Для реализации поставленных задач создала следующие условия:
Обогатила в группе предметно-развивающую среду.
Провела диагностику.
Отобрала тексты цепной структуры.
Изготовила наглядный материал (дидактические игры, предметные картинки, схемы, символы, модели и др.).
Провожу тематические занятия по лексическим темам.
Оформила “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – запоминалки, стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки и т.д.)
Наладила тесный контакт с семьёй: встречи с родителями, беседы, консультации.
Организовала работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Провожу ежедневно артикуляционную гимнастику.
Использую речевые игры, упражнения вне занятий.
Провожу пальчиковую гимнастику.
Организую самостоятельную деятельность детей.
Работу по развитию связной речи у детей я строю с учетом возрастных особенностей. Осуществляю основные принципы дидактики: постепенный переход от простого к сложному с соблюдением принципов последовательности и систематичности, сознательности и самостоятельности, наглядности, доступности, прочности.
При организации детей использую различные формы обучения связной речи: занятия, игры, экскурсии, наблюдения, режимные моменты, прогулки, которые предоставляют большие возможности для свободного общения.
На занятиях использую следующие приемы: объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрацию наглядного материала, упражнения, оценку речевой деятельности и др. Во время занятий постоянно создаю такие ситуации, которые побуждают ребенка к речевым высказываниям, развивают желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. В зависимости от поставленных задач, степени подготовленности детей, уровня их активности, самостоятельности изменяются приемы обучения. Использую на занятиях по развитию связной речи и игровую мотивацию. Игровая мотивация повышает интенсивность обучения связной речи. Мотивацию общения строю на заинтересованности детей речевой деятельностью.
В нерегламентированной деятельности дети самостоятельно и совместно со мной закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, грамматических категорий и поставленных звуков, правильную интонацию, элементы выразительной речи.
С детьми провожу специально организованную индивидуальную работу с целью развития у них воображения, логического мышления, памяти и речи, формирования умения общаться и ориентироваться в окружающей среде.
Значимую роль в организации речевой среды играет дидактический наглядный материал, позволяющий ребенку расширить и уточнить для себя картину мира. Он способствует речемыслительной деятельности детей, помогает вывести ребенка за рамки привычного окружения.
В группе я оборудовала коррекционный уголок, который является неотъемлемой частью речевой среды. При подборе игрового, дидактического и наглядного материала опиралась на рекомендации логопеда. Игры соответствуют структуре речевых нарушений детей, их индивидуальных и возрастных особенностей и направлены на развитие и коррекцию речи ("Из какой мы сказки?", "Мои любимые сказки", "Что сначала, что потом", "Что к чему", "Найди и угадай", "Кому что нужно" и другие). Игровой и дидактический материал меняется в зависимости от лексической темы еженедельно. В целях предоставления свободы действий игровой материал всегда доступен детям.
Регулярно провожу с родителями информационно–разъяснительную работу через консультации, индивидуальные беседы, рекомендации: «Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?», «Как расширить словарный запас ребенка», «Игры и речь детей» и др.
Главная цель работы с родителями - научить их адекватно оценивать речь своего ребенка и активно способствовать её развитию. Важно донести до сознания родителей, что коррекционная работа дает положительные результаты только при согласованных действиях учителя-логопеда, воспитателя и родителей.
При подборе текстов рассказов цепной структуры по изучаемым лексическим темам учитывала последовательность передачи мысли от предложения к предложению по цепочке. Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 – 7 предложений. Его содержание можно легко отобразить графически.
Предметно-графическая схема или картинно–графический план выглядит так: на первом месте – изображение предмета или живого объекта, на втором – действие в виде стрелки. На третьем – изображение нового предмета или живого объекта сюжета. Например: Заяц увидел елку. В качестве примера рассмотрим рассказ «Яблоко».
В лесу росла дикая яблоня. На яблоне висело яблоко. Яблоко увидел заяц. Заяц захотел сорвать яблоко с яблони. На яблоне сидела ворона. Ворона сорвала и уронила яблоко. Яблоко упало на спину ежику. Ежик поделился яблоком с зайцем.
Я предлагаю детям внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Затем дошкольникам предлагаю отобрать из ряда картинок, представленных на фланелеграфе, только те, которые относятся к данному повествованию. Дети обычно легко справляются с этой задачей.
Далее прошу расположить картинки в последовательности содержания рассказа.
л ес г яблоня
я блоня яблоко
я блоко заяц
з аяц яблоко
я блоня ворона
в орона яблоко
я блоко ежик
е жик заяц
Затруднения детей в воспроизведении события являются хорошим поводом для использования графического плана, который на первых этапах работы с рассказами цепной структуры я выполняю заранее.
Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему. Стрелкой обозначают действие. Я, показываю схему, объясняю детям, что она поможет вспомнить и рассказать по порядку то, о чем говорится в рассказе.
Анализируя вместе с детьми схему, обращаю внимание на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Так подвожу детей к выводу, что именно за счет такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ, рассказ получается только тогда, когда предложения "дружат".
Для закрепления содержания картинно-графического плана предлагаю задания:
восстановите заданный порядок картинок по памяти ("Предложения "рассыпались");
найдите и исправьте ошибку в расположении картинок ("Предложения "перепутались");
найдите место "пропавшей" картинки в ряду других ("Потерялось слово в предложении");
найдите лишнюю картинку (лишнее слово в предложении).
В работе с детьми уделяю серьезное внимание словарной работе. Для обогащения и активизации словаря детей предлагаю такие задания:
Вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);
Какое слово – действие еще можно сказать?
Послушайте мои слова и выберите нужное.
Предлагаю детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла. Подходящее новое слово обозначаем красным квадратом, оно заменяет стрелку в первом предложении. ( В лесу выросла дикая яблоня.) Таким образом, отрабатываем каждое предложение. Потом предлагаю двум детям пересказать рассказ по очереди: одному по – новому, другому по – старому. Это дает возможность детям понять, что об одном и том же можно рассказать по- разному.
Для активизации словаря детей предлагаю соединять предложения в рассказе используя: местоимения (он, его, ему...), наречия (там, тут...), словосочетания (на этой яблоне...), синонимы. Это дает возможность дошкольникам понять, что содержание текста от этого не меняется, а становится более разнообразным и интересным.
На одном занятии я отрабатываю с детьми один вид связи.
Д остаточно трудным, но интересным для детей является знакомство с правилами связи слов в предложении. Я ввожу карточку запрета . Ее закрепляю на месте той картинки, которую называть нельзя. Первое предложение называю так, как оно дано в тексте. К первому слову второго предложения подбираю с детьми новое слово:
Как можно сказать о яблоне? (Она).
Графически схема будет выглядеть так:
л ес яблоня
яблоко
я блоко заяц
яблоко
я блоня ворона
яблоко
я блоко ежик
заяц
В лесу росла дикая яблоня. На ней висело яблоко. Яблоко увидел заяц. Он захотел сорвать яблоко с яблони. На яблоне сидела ворона. Она сорвала и уронила яблоко. Яблоко упало на спину ежику. Он поделился яблоком с зайцем.
В результате планомерной, целенаправленной работы по обучению детей связной речи на основе рассказов цепной структуры на протяжении 2007 – 2009 года видна положительная динамика, которую показали воспитанники при диагностическом обследовании. Показатели речевого развития улучшились в два раза по всем направлениям. Это доказало эффективность методики и целесообразность ее использования как на занятиях, так и в свободной деятельности детей не только в группах компенсирующей направленности (логопедических), но и в общеобразовательных.
РЕЗУЛЬТАТЫ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
дошкольников
подготовительной к школе группы
компенсирующей (логопедической)
направленности
«Золотая рыбка»
за 2007-2008 учебный год
РЕЗУЛЬТАТЫ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
дошкольников
подготовительной к школе группы
компенсирующей (логопедической)
направленности
«Золотая рыбка»
за 2008-2009 учебный год
Таким образом, использование рассказов цепной структуры способствует развитию у дошкольников связной речи, обогащению и активизации словаря по лексическим темам, улучшению памяти, внимания, мышления. Всё это помогает детям преодолевать трудности в речевом развитии, тем самым успешно подготовиться к обучению в школе.
Библиографический список
Воробьева В.К. Формирование у младших дошкольников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология. 1988,.№6.
Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. 1989, №4.
Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно – повествовательной речи // Дефектология. 1990, №4.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Ефименкова Л.Н. Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи. М., 1993.
Сеничкина В.В. Конспекты по формированию связной речи практическими методами на примере рассказов цепной структуры. Мурм., 2004.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шатрова Альбина Васильевна
→ aibina 06.11.2011 2 6066 739 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.