Литературно-экологический досуг в подготовительной группе "Лесное путешествие" по произведениям Н.И. Сладкова
ГОУ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 1913
Литературно – экологический досуг
«ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО
ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Н. И. СЛАДКОВА
Подготовительная группа № 7
Подготовила и провела:
Горбунова Н.Г. – воспитатель
Москва 2010г.
Цель. Обобщить и закрепить знания детей о творчестве Н.И. Сладкова
Задачи.
Развивать интерес к творчеству писателя – природоведа.
Развивать связную и выразительную речь детей.
Закреплять умения детей через движения передавать образы разных
птиц.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Чтение произведений Н.И. Сладкова
Инсценировка рассказов о животных и птицах
Подбор загадок о птицах, о животных
Подготовка рисунков по произведениям Н.И. Сладкова, коллективная
лепка «Друзья Н.И. Сладкова»
Материалы и оборудование:
Портрет писателя
Выставка детских книг Н. И. Сладкова
Речевая работа.
Словарная работа
1.Активизация и обогащение словаря.
Существительные: лес, лесовичок, житель, вопрос, помощник, гость,
парочка, компания, стайка, шляпка, гриб, ребята, сок, ягода, рука,
обитатель, пакет, писатель, жизнь, детство, природа, наблюдения,
защитник, природа, красота, разговор, колючка, овсянка, зернохрани
лище, козодой, вечер, ёжик, филин, сова, рассвет, звон, цветок.
Прилагательные: лесной, крошечный, огромный, ядовитый, синий, таинственный,
загадочный, детский, интерсный, лисий, серый, некрасивый, неуклю-
жий, несъедобный, вкусный, обыкновенный, мокрый,
Глаголы: заглянуть, расспросить, ответить, выходить, посмотреть, слушать,
говорить, стараться, расти, прогуляться, торопиться, помогать,
ценить, любить, не бояться, слушать, кушать, кружиться, рисовать,
2.Подбор прилагательных к существительному:
Пример: заяц –трусливый, серый, большой, длинноухий.
Сорока – болтливая, белобокая.
3.Подбор глаголов к существительному.
Пример: цветы – сажают, берегут, поливают,
II.Совершенствование грамматического строя речи и навыка словообразования.
1.Образование наречий от прилагательных.
Пример: красивый – красиво, яркий – ярко, умелый – умело.
2.Образование сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов.
Пример: светло – голубая, тёмно – синяя.
3.Образование и употребление глаголов в единственном и множественном числе.
Пример: отвечает- отвечают.
4.Употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени.
Пример: смотрят – смотрели, сидят - сидели
III. Формирование связной речи.
1.Работа над предложением.
- составление распространенных предложений.
2. Составление рассказа по рисунку
«Лесное путешествие»
( по произведениям Н.И. Сладкова)
Ход досуга
Музыка « Звуки леса» Дети заходят в зал, появляется Лесовичок.
Лесовичок Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок - хранитель леса. Прослышал я,
что вы в лес собрались, да подумал, дай – ка я к ним загляну, да про
лесных жителей расспрошу.
Если ответите на мои вопросы, то разрешу вам по лесу побродить.
Эй, помощники, выходите, посмотрите, кто к нам в гости к нам
пожаловал.
Выходят дети в костюмах лесных зверей ,задают вопросы..
Высыпали они крошечные, с пуговку, и
Огромные, как зонты, парочками, компаниями,
Стайками со шляпками. ( грибы )
Только и слышишь: ядовитая, толстая,
пучеглазая. О ком это так говорят? ( о лягушке)
У ребят от сока этой ягоды губы и руки синие,
Щеки синие, носы синие. Что это за ягода ( черника)
Она для обитателей леса, всё равно, что для нас
пакет с конфетами. Вот каждый и старается ее сорвать
и до семян добраться. ( Шишка )
Растет в лесу гриб - сказочная Красная Шапочка. Ядовит он и не съедобен. ( Мухомор ).
Лесовичок Молодцы, ребята, правильно ответили на вопросы, теперь можно и
по лесу прогуляться. В лесу так много таинственного, загадочного.
А поможет нам замечательный детский писатель Н.И. Сладков, который постоянно торопился в лес, чтобы разведать неведомое, увидеть невиданное и рассказать об этом ребятам в своих книжках.
Ребята, а что интересного вы знаете об этом писателе?
( Отвечают дети:
- Родился Н.И. Сладков в Москве, а всю свою жизнь прожил в Ленинграде.
- С детства любил природу. Со второго класса начал вести дневник, куда записывал свои наблюдения
- Он был знаком с писателем В. Бианки, который стал его учителем.
Вместе с ним он готовил радиопередачу «Вести из леса»
- Всю жизнь Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогал ценить и любить её красоту.
Лесовичок Молодцы! А сейчас , ребята, в лес оправляемся, там нас ждут интересные встречи с лесными жителями. Послушаем их разговоры. Вспомним из каких они рассказов?
Выходят Белка и Медведь. Инсценировка, Н. Сладков «Белка и Медведь»
- Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
- Я – то? Да ем!
А днём?
И днём ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- А никогда …
Выходят Сорока и Заяц. Инсценировка. Н. Сладков «Сорока и Заяц»
- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, всё равно плохо.
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье.
- Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти!
Душа-то у меня всё равно заячья.
(Выходят Лиса и Ёж. Инсценировка по Н. Сладкову)
-Всем ты Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
- А, что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то, что бы некрасивый…
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то - что бы неуклюжий!
- Ну так какой же я с колючками – то?
- Да какой – то ты с ними, брат, несъедобный!
Лесовичок. Н. И. Сладков много наблюдал за животными и птицами, которые не боялись его: он видел как они играли, пели и даже танцевали.
( Муз. П. Мориа « В мире животных» Дети исполняют танец птиц )
Лесовичок Тише, тише, ребята сюда кто – то идет .
Выходят дети: девочка и мальчик и ведут разговор.
Дима Хорошо – то как в лесу! Птицы поют. Да в лесу не то, что в городе.
Полина Здравствуй, Дима!
Дима Здравствуй, Полина!
Полина А у меня дома овсянка!
Дима Подумаешь, и у меня овсянка!
Полина Значит, и тебе овсянка нравится?
Дима Желтая такая. Люблю. Особенно горячую.
Полина Что желтенькая – это верно. Но почему горячая?
Дима Горячая, вкусная, особенно с молоком!
Полина Как это вкусная? Как это с молоком? Ты в своем уме?
Дима А ещё хороша с маслом или песком сахарным.
Полина Да ты про что говоришь?
Дима Как про что? про овсянку.
Полина Про какую овсянку?
Дима Про самую обыкновенную. Про какую же ещё?
Полина И я про обыкновенную, про ту, что в саду у нас песни пела.
Дима Каша песни пела?
Полина Какая каша?! Какая каша?! Птица – ов-сян-ка! Неужели никогда не слыхал?
Бежим –ка ко мне мою овсянку слушать!
Дима А потом ко мне – мою овсянку кушать!
( Уходят )
( Выходят двое детей продолжают разговор)
Ксюша Егор, скажи, а почему птичку овсянку так назвали.?
Егор Очень просто! Она всю зиму только там, где овес просыпали: у дорог, у зернохранилищ. Тут и можно ее услышать.
Егор А вот живет в лесу птица – козодой. Неужели эта птица коз доит?
Ксюша Да нет, же нет! Это всё про неё придумали. И всё по тому, что любит
она вечером над стадом кружиться. Клюв у неё на сачок похож.,
Этим клювом она насекомых ловит.
Арина Об этом и о многом другом мы прочитали в рассказах Н.И. Сладкова
Мы расскажем по своим рисункам.
Рассказы детей о своих рисунках.
Костя Я нарисовал ёжика. Этот серенький ёжик из рассказа « Бежал ёжик по
дорожке». Он повстречался с улиткой и предлагает ей бежать
наперегонки.
Дальше побежал ёжик и увидел филина. Сидит филин на пенёчке во
все стороны смотрит, с лапы на лапу переминается.
« Давай, филин, наперегонки…» - говорит ему ёжик…
Ксюша. Это сова Сплюшка. Целые ночи она кричит: «Сплю! Сплю! - будто
лесные часы тикают. К рассвету она смолкает и прячется. Да так
ловко, будто её в лесу никогда и не было.
Егор А это герой рассказа «Хитрущий зайчишка. У него рваные ушки. Уши
нарвал ему горный орёл – за неосторожность. С тех пор зайчишка и
стал таким умным.
Дима Т. Усилился мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик.
Сел воробей на наклонный сучок – да и покатился вниз. Ворона слёту
ухнула в самую гущу сучьев – вот наделала звону!
Максим Любит дрозд петь. Ещё звёзды на небе, а он уже поёт. От сна до еды
дрозд поёт по 5 песен в минуту. Весь лес от песен звенит.
Лесовичок Вижу я, много рассказов вы прочитали.
- Скажите, чему учат нас книги Н.И. Сладкова.
Ответы детей - любить и защищать природу.
Наши гости подготовили нам экологические знаки и хотят нас с ними
познакомить
- Не срывайте цветов! Пусть все растения останутся в природе!
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников !
- Не ловите диких животных и птиц и не уносите их домой !
- Не ловите бабочек, шмелей, пчёл и других насекомых!
- Не разоряйте птичьих гнёзд!
- Не разводите в лесу костёр!
- Нельзя в лесу шуметь.
- Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоёма!.
Дети читают стихи о правилах поведения в лесу.
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем , не беда,
Не трещи сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ёжика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, поля и речки,
Это всё для нас навечно!
Лесовичок. Я вижу – вы знаете и любите природу и станете настоящими её
друзьями. Приходите в лес ещё. До свидания, ребята.
Лесовичок уходит.
Источники материалов.
Н.И. Сладков рассказы: « Сорока и заяц», «Бежал ёжик по дорожке», «Сова
«Сплюшка», «Лесные силачи», «Весенний звон», «Дрозд», «Хитрущий
зайчишка».
Аудиозапись «Звуки леса», музыка П. Мориа « В мире животных».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горбунова Накдежда Геннадьевна
→ Nadeschda12 23.03.2012 3 20947 845 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.