Презентация на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки"


1-й слайд: Задолго до появления письменности, возникло устное народное творчество: сказки, былины, песни, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражали мечты, «чаяния и ожидания» народа, его нравственные убеждения, веру в торжество справедливости, в победу добра над злом, правдой над ложью. Мне, как и многим моим соотечественникам-россиянам, очень дорого и мило это наследие.

2-й слайд: На протяжении всей своей работы я использовала этот материал на занятиях, в режимных моментах, в воспитательной работе. Эти увлекательные, художественные и простые по форме произведения воспитывают нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, природе, уважения к труду, т.е. те, которые приобщают ребенка к моральной культуре русского народа и просто помогают утешить, пожалеть и порадовать малыша.

3-й слайд: Формирование речи начинается с первых дней жизни ребенка, с первых слов «мама», колыбельной песенки бабушки, шума листвы и пения птиц. Малыш еще не знает, что такое язык и языковой барьер, он просто слушает и подсознательно понимает, что звучит его родной язык, а может речь? Попробуем понять и разобраться.

4-й слайд: Существует два понятия: язык и речь. Язык целесообразно рассматривать, как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность. Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она характеризуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека. «Язык», с одной стороны, отличен от понятия «речь», с другой стороны, эти понятия взаимосвязаны. 5-й слайд: Речь без усвоения языка невозможна, в то время, как язык может существовать и развиваться относительно и независимо от человека, по законам, не связанным с его психологией и поведением. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

6-й слайд: Обучение образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте. Самая благодатная почва, имеющая неограниченные, развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

7-й слайд: Именно она является могущественным средством формирования образности речи. В ней имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Легко воспринимаясь детьми, развивает мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например, эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Наши дети, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, играя, начинают использовать их в собственной речи, во время игр-драматизаций, в словесных играх и на уроках выразительности.

Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например: конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь — это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Это делает их более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений. Читая сказку, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими, при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего, подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.

8-й слайд: Будем считать, что актуальность этой темы мы раскрыли, именно поэтому в 2008 году я решила углубленно работать по теме «Использование русского фольклора в нравственно-патриотическом воспитании». Начала свою работу с обычного распределения материала в перспективном плане. Планирование велось блочно, но возникла сложность из-за того, что группа была смешанная, поэтому необходимо было учитывать возраст, а вот на итоговом занятии знания детей по развитию речи, ИЗО, музыкальному воспитанию объединялись в одно целое. И был праздник, с закличками скоморохов, озорными танцами, красивыми сказочными сценками, народными играми, попевками, пословицами, приметами и, конечно, в русских костюмах.

9-й слайд: Кроме того, был составлен календарь русских народных праздников на весь год, по книге «Народные праздники» (под ред. Ищук В.В., Нагибина М.И.). Эти праздники прочно связаны с историей и бытовыми традициями такими, как Рождество, Сочельник, Крещение, Масленица, Сретенье, Вербное Воскресенье, Пасха. Дети знакомились с народным календарем, обычаями, традиционными мероприятиями, элементами одежды. Мы пробовали готовить праздничные угощения, изготавливали из бумаги костюмы для кукол, праздничные украшения из бросового материала.

Одним из разделов народного фольклора является сказка. Я пришла к твердому убеждению - лучше всего сказки рассказывать, а не читать, потому что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Дети при этом получают огромное эстетическое наслаждение от непосредственности восприятия. Воспитатель-рассказчик должен владеть этим искусством, ведь очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Наша задача с вами – добиваться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до детей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к содержанию, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям.

Стараюсь, чтобы произношение было ясным и правильным, не забываю о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступно эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемых при рассказывании.

10-й слайд: Все приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки, я, опираясь на учение великих педагогов, разделила на две группы.






Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными, по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, напоминаю им соответствующий эпизод, обращаю внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Другие вопросы помогают детям почувствовать главную идею произведения. Выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка, и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирую фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Предлагаю рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашиваю: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки. Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, предлагаю им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?», «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?».

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение. С помощью этого приема дошкольников приучаю вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Предлагаю детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, задаю вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь: «Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.







Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По моей просьбе дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Напоминая эпизоды, прошу рассказать о них подробнее. Зачитываю соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны (сказка «Заяц-хваста»); отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся».

11-й слайд: В свободное от занятий время предлагаю нарисовать задуманные картинки. Раздаю им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ отбираю лучшие, делаю к ним надписи, мастерим обложку, переплет. Самодельную книгу храним. На следующий год ее обязательно показываю детям, напоминаю, как она была сделана. И все вместе любуемся, пересказывая сказку вновь по детским иллюстрациям.

В своей работе для развития образной речи придаю большое значение рассказыванию сказок детьми. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком. Поощряю детей к рассказыванию сказок, помогаю ребенку воспроизвести последовательность событий, напоминаю то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, я все больше перехожу в роль заинтересованного слушателя.

12-й слайд: Одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считаю драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Малыш связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приобщить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище. В своей работе мы используем театры разных видов: ролевой, плоскостной, кукольный, пальчиковый, би-ба-бо и даже театр овощей, фруктов и предметов.

Решение задач по развитию образной речи проводится на речевой зарядке, где важную роль отвожу конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми:

- придумываем несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок);

- учимся рифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;

- составляем достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д.

После прочтения сказки предлагаю детям пословицы, поговорки, фразеологизмы, выясняем, когда так говорят, что это значит, к каким героям сказки ее можно было бы отнести с полным основанием.

Также для развития образной речи использую следующие приемы работы над словарем и грамматической стороной сказки:

- Подбираем как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);

- Ищем ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- Сочиняем длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая», о зайце – «длинноушастый»)

- Разбираем слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

- Объясняю этимологию слова (его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки); составляем словарь в рисунках, где родители принимают активное участие.

- Придумываем похожие слова (синонимы);

- Сочиняем сказку от фразеологизма.

13-й слайд: Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Рассмотрим основные методы работы со сказкой:

- беседа о прочитанном произведении, в ходе которой используются самые разнообразные приемы;

- драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

14-й слайд: Работа со сказкой не ограничивается фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят и начнут употреблять в собственной речи образные слова, выражения и фразеологизмы.

Проводя занятие, связанное со знакомством русского фольклора использую полностью народный костюм или его элементы. С удовольствием наряжаюсь сама и предлагаю детям. Все это доставляет нам радость и веселье, вызывает у детей желание глубже познавать традиционное искусство русского народа.

Не забываю учиться сама: постоянно общаюсь с воспитателями в нашем городе, а также посредством социальной сети с увлечёнными этой темой, где черпаю новые идеи и делюсь своими наработками.

В этом году намечено немало интересных дел и затей, а главное, что дети на этих занятиях получают эмоциональный отклик, ждут их. Пока не могу судить о результатах моей работы, но уже ясно видно, что взаимоотношения детей стали более доброжелательными, заботливыми друг к другу. Пройдет еще немного времени, и наши малыши подрастут и покинут стены детского сада, я очень надеюсь, что истоки русского народного творчества поселятся в их сердцах надолго, как знать, может, и навсегда.

15-й слайд:

В Ы В О Д: Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства как: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

В старшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться представления о средствах выразительности, умение понимать смысловое богатство слова, смысловую близость и различие однокоренных синонимов, понимать словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники могут использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности. Владея уже запасом грамматических средств, они способны чувствовать структуру и формы слова в предложении, умеют использовать разнообразные грамматические средства, а также синонимы и антонимы.

Русская народная сказка с ее богатыми и выразительным языком является доступной восприятию старших дошкольников и выступает могущественным средством развития речи.










Л И Т Е Р А Т У Р А


1. Аджи А.В, Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. Воронеж, 2006г

2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. « Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Издательство «Просвещение», 1970г.

3. Бухвостова С. С. «Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста» Курск, Академия Холдинг, 1976г.

4. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи…»Методика приобщения детей к чтению. Линка-Пресс, 2003г.

5. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада», под редакцией В.И. Логиновой. 1996г.

6. Зимина И.К. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников». Журнал «Дошкольное воспитание», № 5, 2005г.

7. Леонтьев А.А. «Язык, речь, речевая деятельности».,1970г.

8. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников речи. Центр педагогического образования, 2009г.

9. Пастернак Н. «Сказки нужны ребенку как воздух». Дошкольное воспитание, № 8, 2008г.

10. Рогаткина Т., Овод Г.В. «В нашем театре - сказка» Дошкольное воспитание, № 5, 2002г.

11. Савушкина Е.В. «Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства», Дошкольное воспитание, № 1, 1979г.

12. Струнина Е.М. «Развитие словаря детей». Умственное воспитание детей дошкольного возраста. 1984г.

13. Шорохова О. А. «Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. ТЦ Сфера. 2008г.




Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение црр детский сад № 29 «Сказка» «Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки» старшая группа № 12 Воспитатель: Маркелова Наталия Васильевна г. Ковдор, 2011
Слайд 2
Задачи:  Показать приемы и навыки обучения образной речи;  На примере сказок проследить решение задач по воспитанию нравственно-патриотических чувств.
Слайд 3
заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою» К.И. Чуковский  Цель: Показать, что сказка является эффективным средством развития образной речи у детей, а также первым учителем в познании мира, во взаимоотношениях между людьми, знакомстве с природой.
Слайд 4
Слайд 5
Понятия Язык - целесообразно рассматривать, как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность. Речь - представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она характеризуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.
Слайд 6
 Ребенок рассказывает на русском языке  Дети общаются во время игры-драматизации
Слайд 7
Художественные ценности русской народной сказки Образные описания и выражения Связь с явлениями природы Эмоциональный отклик Речевые краски языка Внешность героев Нравственно -воспитательные моменты Эстетические чувства Развитие воображения и фантазии Развитие памяти и мышления
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Приёмы развития образности речи I группа Вопросы II группа Повторное чтение Рассказ по желанию Иллюстрации Работа над текстом Словесные зарисовки Драматизация
Слайд 11
Слайд 12
Методы работы со сказкой:  Беседа  Драматизация
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Спасибо за внимание! Желаю удачи!

Полный текст материала Презентация на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маркелова Наталия Васильевна  MarkelovaNV
09.06.2012 1 13245 1439

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК