Статья "Родная речь"





Муниципальное бюджетное дошкольное

учреждение ЦРР детский сад №60 «Ягодка»













Статья для родителей и педагогов ДОУ:

«Родная речь»











воспитатель

Голдина Ирина Марковна


2012год

Ростовская обл. Азовский район с .Кулешовка


Родная речь

Самых больших своих сокровищ мы не замечаем. Кто думает о воздухе, которым дышит? Но задержите дыхание - тут же вспомните: без воздуха невозможно жить. Сходно с воздухом еще одно богатство - наша речь, наш язык. Чтобы оценить это богатство, представьте себя в мире, где все всегда мол­чат...

Человек, только народившись, уже умеет дышать. А говорить не умеет. И вот, крохот­ный, беспомощный, он мудро определяет сам себя учеником в школу языковедения. Мать, отец радуются добрым переменам в ребенке. Поднял головку. Сел. Встал на ножки. Пошел. Наконец свершилось, заговорил! Слово, слы­шанное от близких, стало ему родным.

Бессмысленных слов нет. Каждое слово - знак чего-то, звуковой портрет чего-либо. Все в жизни обозначено словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир. Если мы знаем окружаю­щий мир, то и чувствуем себя в нем спокойно, уверенно, радостно. Вот какое свойство у родной речи - постигшему ее хорошо жить! А ради хорошей жизни можно и потрудиться.

... Есть слово веселое - смех,

Есть горькое слово - грусть,

Есть сладкое слово - арбуз,

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть слово колючее - ежик,

Есть некрасивое слово - зло,

Есть милое слово - добро,

Есть слово холодное - лед,

Есть жаркое слово – любовь.

И надо не просто их знать.

Слова мы должны понимать!

Учимся говорить

Используйте потешки для развития у детей внимания к звучащей речи. Учите малышей совместно произносить слова, догова­ривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте.

Читайте потешки в лицах с помощью игрушек.

Уж ты котик - коток,

Котя - серенький лобок,

Приди, Котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Читайте потешки от лица сказочницы

(ряженый взрослый).

Уж я Танечке пирог испеку,

Уж я внученьке румяненький,

На нем корочка яичная,

А помазочка медовая.

В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены?

Для Галочки калачи,

Для Галочки горячи. Постепенно вовлекайте ребенка в речевые диалоги с персонажами, развивайте речь детей посредством роли. Например, после того как разучена потешка «Кисонька-мурысенька», взрослый вносит маску кисоньки, корзиночку с «пряничками», и когда ребенок наденет маску, взрослый обращается к нему: «Кисонька мурысенька, ты где была?» «На мельнице», - включается в диалог ребенок. По примеру взрослого такие диалоги дети начинают разыг­рывать и сами с игрушками. В дальнейшем сюжет потешки по совету взрослого обогащает­ся различными действиями и постепенно превращается в игру. Знакома детям потешка с игровым содержанием « Курочка-рябушечка, куда пошла?»).

Поддерживайте интерес к действиям с игрушками, желание общаться с ними, интере­соваться их проблемами, включаться в актив­ное действие - участие. Пусть игрушки помога­ют рассказывать знакомые стихи. Вспомните любимую Агнию Барто!


ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ

Мощное средство развития речи - худо­жественная литература. Очень важно чтение любимых сказок малышам. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чувств на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие детей.

Воспитывайте у детей умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям (вам помогут «Тере­мок», «Колобок», «Петушок и бобовое зерныш­ко», «Маша и медведь», «Бычок», «Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и волк» и многие другие). Вот небольшой перечень «обязательных» к прочтению книг:

К.Чуковский, «Федорино горе» (воспиты­вает бережное, заботливое отношение к окружающим предметам), «Айболит» (фор­мирует представление о добре и зле), «Тараканище» (учит путем сравнивания оценивать поведение положительных и отрицательных персонажей сказки). «Гуси-лебеди», русская народная сказка в обработке М.Булатова (воспитывает доброжелательное отношение к окружающим людям и предметам). Ш.Пер-ро, «Красная Шапочка» (воспитывает сочу­вствие, учит видеть и определять мотивы поступков персонажей сказки). Л.Толстой, «Котенок» (воспитывает гуманное отноше­ние к животным).

Поэзия играет большое значение в дош­кольном возрасте. Читайте детям стихи таких замечательных русских поэтов, как Е.Баратын­ский, И.Бунин, А.Майков, А.Плещеев, А. Фет и других. Дети с вашей помощью начинают слышать красоту поэтической речи, особенно если она к месту и к настроению.

Детям надо помогать учить стихи наи­зусть. Предоставляйте ребенку право выбора, учитывайте интересы девочек и мальчиков. Чтобы стихи не забывались, их надо читать чаще.

Чтобы стихотворение запомнилось, попы­тайтесь организовать игру. Предложите детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами. Вы читаете стихот­ворение, а ребенок «рассказывает его руками». Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, речи, свободы движений. Они очень нравятся детям.

Загадки развивают у детей слуховое внимание, а благодаря тому, что некоторые из них насыщены определенными звуками, заучивание загадок способствует развитию хорошей дикции.

Рыжая с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом. (Лиса).


Четыре братца

Под одной шляпкой стоят. (Стол).


С хозяином дружит,

Домик сторожит.

Живет под крылечком,

А хвостик колечком. (Собака).

Скороговорки, чистоговорки и считалки можно использовать в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медлен­но).

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапкой кошка.


Яшка в фуражке едет на черепашке.


Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.


Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи:

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Оч-оч-оч - наступила ночь.

Шубка овечки - теплее любой печки.

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

А Петрушка

На подушке,

Две Матрешки - на окошке,

Две Аринки - на перинке,

Две Феклушки - в колпачке

На зеленом сундучке.

(Е. Благинина)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Я для вас, мои дружки

Затеваю пирожки,

Быстро нужно их испечь,

Ты пойдешь, затопишь печь!

(И. Демьянов)

Дошкольникам очень нравятся юмористи­ческие произведения. Назовем некоторые: «Глупая история» М.Зощенко; «Зачем мыши хвост?» Ю.Казакова; «Сундук», «Глупая лошадь» - английские песенки в пересказе В.Левина; «Великан и мышь» А. Фройденберга; «На море» Н. Пантелеева; «Тайное становиться явным» В.Драгунского; «Трудолюбивая ста­рушка» Ю. Мориц. Эти произведения лучше всяких нравоучений излечивают от лени, упрямства, капризов, эгоизма. Стоит только напомнить детям строчки из произведения, и инцидент может быть исчерпан! Хорошо читать по ролям произведения, которые знако­мят детей с правилами хорошего тона, с соот­ветствующей лексикой: «Вежливые слова» Э.Мошковской; «Сундук» В.Левина; «У слонен­ка день рождения» Д.Самойлова и др.


БЕЗ ИГРЫ НИКУДА!

Развитие речи ребенка произойдет легко и незаметно, если вы будете ИГРАТЬ с вашим малышом: дома, на прогулке, с другими деть­ми. Вот несколько примеров таких игр.

«Какие слова бывают»

Взрослый спрашивает у ребенка, что он знает о словах- (слова разные, слов много). Предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет за слова громкие, ясные, отчетливые. Затем просит ребенка назвать только ласковые слова: «солнышко, березка, олененок», громкие: «гром, тигр, гроза», звонкие: «зонт, зайцы, звонок», тихие: «мышонок, уснули, шепчет». Играйте в эту игру не торо­пясь, радуясь вместе с ребенком каждому удачно подобранному слову, просите повторить слова бабушке, дедушке...

Игры, которые помогают понять, что голос человека имеет свою неповторимую окраску.

«Говорящая ладошка»

Играющие сидят по кругу с закрытыми глазами, ведущий прикасается ладошкой к участнику игры и произносит любую фразу: «Доброе утро! Добрый вечер! Как дела? Это я! и т.д.)» (По тактильному прикосновению ладошки и голосу ребенок узнает «Говорящую ладошку».

«Узнай по голосу»

Ребенок не видит взрослых, а только слышит обращение к нему:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Откуда прилетела?

«Из темного леса», - отвечает «сорока» и называет говорящего с ней взрослого.






Список литературы:

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию творческих способностей у дошкольников.2007г
Ветлугина И.А. Художественно речевое творчество детей. Дрофа 2009г.
Стрелкова Л.П. Уроки сказки.1998г.


Полный текст материала Статья "Родная речь" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голдина Ирина Марковна  иришка2
18.07.2012 1 8339 595

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК