Статья "Родная речь"
Муниципальное бюджетное дошкольное
учреждение ЦРР детский сад №60 «Ягодка»
Статья для родителей и педагогов ДОУ:
«Родная речь»
воспитатель
Голдина Ирина Марковна
2012год
Ростовская обл. Азовский район с .Кулешовка
Родная речь
Самых больших своих сокровищ мы не замечаем. Кто думает о воздухе, которым дышит? Но задержите дыхание - тут же вспомните: без воздуха невозможно жить. Сходно с воздухом еще одно богатство - наша речь, наш язык. Чтобы оценить это богатство, представьте себя в мире, где все всегда молчат...
Человек, только народившись, уже умеет дышать. А говорить не умеет. И вот, крохотный, беспомощный, он мудро определяет сам себя учеником в школу языковедения. Мать, отец радуются добрым переменам в ребенке. Поднял головку. Сел. Встал на ножки. Пошел. Наконец свершилось, заговорил! Слово, слышанное от близких, стало ему родным.
Бессмысленных слов нет. Каждое слово - знак чего-то, звуковой портрет чего-либо. Все в жизни обозначено словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир. Если мы знаем окружающий мир, то и чувствуем себя в нем спокойно, уверенно, радостно. Вот какое свойство у родной речи - постигшему ее хорошо жить! А ради хорошей жизни можно и потрудиться.
... Есть слово веселое - смех,
Есть горькое слово - грусть,
Есть сладкое слово - арбуз,
Есть кислое слово - лимон,
Есть слово промокшее - дождик,
Есть слово колючее - ежик,
Есть некрасивое слово - зло,
Есть милое слово - добро,
Есть слово холодное - лед,
Есть жаркое слово – любовь.
И надо не просто их знать.
Слова мы должны понимать!
Учимся говорить
Используйте потешки для развития у детей внимания к звучащей речи. Учите малышей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте.
Читайте потешки в лицах с помощью игрушек.
Уж ты котик - коток,
Котя - серенький лобок,
Приди, Котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Читайте потешки от лица сказочницы
(ряженый взрослый).
Уж я Танечке пирог испеку,
Уж я внученьке румяненький,
На нем корочка яичная,
А помазочка медовая.
В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи. Постепенно вовлекайте ребенка в речевые диалоги с персонажами, развивайте речь детей посредством роли. Например, после того как разучена потешка «Кисонька-мурысенька», взрослый вносит маску кисоньки, корзиночку с «пряничками», и когда ребенок наденет маску, взрослый обращается к нему: «Кисонька мурысенька, ты где была?» «На мельнице», - включается в диалог ребенок. По примеру взрослого такие диалоги дети начинают разыгрывать и сами с игрушками. В дальнейшем сюжет потешки по совету взрослого обогащается различными действиями и постепенно превращается в игру. Знакома детям потешка с игровым содержанием « Курочка-рябушечка, куда пошла?»).
Поддерживайте интерес к действиям с игрушками, желание общаться с ними, интересоваться их проблемами, включаться в активное действие - участие. Пусть игрушки помогают рассказывать знакомые стихи. Вспомните любимую Агнию Барто!
ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ
Мощное средство развития речи - художественная литература. Очень важно чтение любимых сказок малышам. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чувств на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие детей.
Воспитывайте у детей умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям (вам помогут «Теремок», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Бычок», «Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и волк» и многие другие). Вот небольшой перечень «обязательных» к прочтению книг:
К.Чуковский, «Федорино горе» (воспитывает бережное, заботливое отношение к окружающим предметам), «Айболит» (формирует представление о добре и зле), «Тараканище» (учит путем сравнивания оценивать поведение положительных и отрицательных персонажей сказки). «Гуси-лебеди», русская народная сказка в обработке М.Булатова (воспитывает доброжелательное отношение к окружающим людям и предметам). Ш.Пер-ро, «Красная Шапочка» (воспитывает сочувствие, учит видеть и определять мотивы поступков персонажей сказки). Л.Толстой, «Котенок» (воспитывает гуманное отношение к животным).
Поэзия играет большое значение в дошкольном возрасте. Читайте детям стихи таких замечательных русских поэтов, как Е.Баратынский, И.Бунин, А.Майков, А.Плещеев, А. Фет и других. Дети с вашей помощью начинают слышать красоту поэтической речи, особенно если она к месту и к настроению.
Детям надо помогать учить стихи наизусть. Предоставляйте ребенку право выбора, учитывайте интересы девочек и мальчиков. Чтобы стихи не забывались, их надо читать чаще.
Чтобы стихотворение запомнилось, попытайтесь организовать игру. Предложите детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами. Вы читаете стихотворение, а ребенок «рассказывает его руками». Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, речи, свободы движений. Они очень нравятся детям.
Загадки развивают у детей слуховое внимание, а благодаря тому, что некоторые из них насыщены определенными звуками, заучивание загадок способствует развитию хорошей дикции.
Рыжая с пушистым хвостом
Живет в лесу под кустом. (Лиса).
Четыре братца
Под одной шляпкой стоят. (Стол).
С хозяином дружит,
Домик сторожит.
Живет под крылечком,
А хвостик колечком. (Собака).
Скороговорки, чистоговорки и считалки можно использовать в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапкой кошка.
Яшка в фуражке едет на черепашке.
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи:
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Шубка овечки - теплее любой печки.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
А Петрушка
На подушке,
Две Матрешки - на окошке,
Две Аринки - на перинке,
Две Феклушки - в колпачке
На зеленом сундучке.
(Е. Благинина)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас, мои дружки
Затеваю пирожки,
Быстро нужно их испечь,
Ты пойдешь, затопишь печь!
(И. Демьянов)
Дошкольникам очень нравятся юмористические произведения. Назовем некоторые: «Глупая история» М.Зощенко; «Зачем мыши хвост?» Ю.Казакова; «Сундук», «Глупая лошадь» - английские песенки в пересказе В.Левина; «Великан и мышь» А. Фройденберга; «На море» Н. Пантелеева; «Тайное становиться явным» В.Драгунского; «Трудолюбивая старушка» Ю. Мориц. Эти произведения лучше всяких нравоучений излечивают от лени, упрямства, капризов, эгоизма. Стоит только напомнить детям строчки из произведения, и инцидент может быть исчерпан! Хорошо читать по ролям произведения, которые знакомят детей с правилами хорошего тона, с соответствующей лексикой: «Вежливые слова» Э.Мошковской; «Сундук» В.Левина; «У слоненка день рождения» Д.Самойлова и др.
БЕЗ ИГРЫ НИКУДА!
Развитие речи ребенка произойдет легко и незаметно, если вы будете ИГРАТЬ с вашим малышом: дома, на прогулке, с другими детьми. Вот несколько примеров таких игр.
«Какие слова бывают»
Взрослый спрашивает у ребенка, что он знает о словах- (слова разные, слов много). Предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет за слова громкие, ясные, отчетливые. Затем просит ребенка назвать только ласковые слова: «солнышко, березка, олененок», громкие: «гром, тигр, гроза», звонкие: «зонт, зайцы, звонок», тихие: «мышонок, уснули, шепчет». Играйте в эту игру не торопясь, радуясь вместе с ребенком каждому удачно подобранному слову, просите повторить слова бабушке, дедушке...
Игры, которые помогают понять, что голос человека имеет свою неповторимую окраску.
«Говорящая ладошка»
Играющие сидят по кругу с закрытыми глазами, ведущий прикасается ладошкой к участнику игры и произносит любую фразу: «Доброе утро! Добрый вечер! Как дела? Это я! и т.д.)» (По тактильному прикосновению ладошки и голосу ребенок узнает «Говорящую ладошку».
«Узнай по голосу»
Ребенок не видит взрослых, а только слышит обращение к нему:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока!
Откуда прилетела?
«Из темного леса», - отвечает «сорока» и называет говорящего с ней взрослого.
Список литературы:
Венгер
Л.А. Игры и упражнения по развитию
творческих способностей у
дошкольников.2007г
Ветлугина И.А.
Художественно речевое творчество детей.
Дрофа 2009г.
Стрелкова Л.П. Уроки
сказки.1998г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голдина Ирина Марковна
→ иришка2 18.07.2012 1 8339 595 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.