Конспект НОД в средней группе по развитию речи "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ"


Конспект НОД в средней группе по развитию речи

Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

Задачи:

- упражнять детей в произношении изолированного звука «З»словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение работать по схемам;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал и оборудование: полянка с цветами, грибами, бабочками, картинки 2-ух комаров (большой и маленький), картинки 2 домов, карточки, с звуками «З», «ЗЬ» (зонт, замок, ваза, таз, кукуруза, корзина, зеркало, зебра, зефир, газета), рабочие тетради по Е.В. Колесниковой, цветные карандаши.

Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия, физминутка «Лес».

 

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, к вам на занятие сегодня пришли взрослые, поприветствуйте их, пожалуйста!

Приветствие.

Воспитатель и дети: (встают в круг)

- Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята! (Подойти к полянке)

  1. Вводная часть

Воспитатель: - Посмотрите, мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь«ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» - рычат разные животные.

Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.                                                                                                                

Разрешенья не спросит,                                                                                                    

Подлетит - и укусит! (Комар)

-Ой, смотрите так вот же он, к нам летит!

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Что-то он совсем молчит

Маленький товарищ.

Показать картинку – Комар маленький.

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на стульчики.

  1. Основная часть.

Воспитатель: - Наступила осень, стало холодно, и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.

Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем помочь комарику? (позвать маму)

Воспитатель: - Послушайте, какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» - его песня громкая, твердая, а маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».

Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка.

Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка».

- Когда мы произносим звук «з» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.

Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.

(поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ», затем «Хоботок»).

Воспитатель: - Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить (положите руку на горло и пропойте песенку комара).

Воспитатель: - Ребята, скажите, похожи песни маленького и большого комарика? А чем отличаются?

Воспитатель: - Давайте еще раз споем песенки комариков. (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ»)

Воспитатель: – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. (Показывается картинка большого комара). Она благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает поиграть.

Проводится дидактическая игра «Прятки со звуком»

Воспитатель: - Звуки «З» и «ЗЬ» спрятались в словах. Я вам буду их называть, а вы, если услышите звук «З»- топайте ногами, а если услышите звук «ЗЬ» -хлопайте в ладоши. Вставайте на ножки возле стульев.

Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.

Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо немного передохнуть.

Проводится физминутка «Лес».

Только в лес мы зашли –

Появились комары.

Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)

Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)

Дальше дружно мы шагаем (ходьба на месте)

И медведя мы встречаем.

Руки за шею все кладем (руки за шею)

И в вразвалочку идем. (имитируют походку медведя)

Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)

Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)

Только в поле мы зашли – (ходьба на месте)

Улетели комары!

Воспитатель: - Ну что, разогнали мы всех комариков? Никого не покусали? Тогда отправимся дальше!

Воспитатель: - А что это у нас лежит на столах? Давайте подойдем к столам и посмотрим.

(На столах у детей разложены: 2 домика (большого и маленького комарика) и карточки с  изображением предметов, в названии которых присутствует звук «З» или «ЗЬ»).

Проводится дидактическая игра «Домик для звуков». (положить картинки большого и маленького комарика к домикам!!!)

Воспитатель: - Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают, в каком домике живут. Поможем им?

У нас есть два домика – большого и маленького комариков. Предметы, в названии которых есть звук «з» - живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь» - в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик. (Стараться спросить каждого ребенка).

(По ходу обсуждения слов, обозначается, к какой слоговой схеме относится слово 1, 2, 3, 4) – если ребенок затрудняется в ответе, предложить посчитать слоги в лове с помощью хлопков. – Быстро обсудить!!!

Слова: «З» - зонт, замок, ваза, таз, кукуруза.

«ЗЬ» - корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.

Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились, и все предметы оказались на своих местах.

Воспитатель: - А сейчас присаживайтесь за столы. Будем работать в рабочих тетрадях. с.20 (сначала – №2, №4, а потом №3)

Выполняется задание - проговаривание чистоговорки «Коза»

Воспитатель: - Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? Ответы детей. (Да)

Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

Зе-зе-зе, зе-зе-зе –

Дали травку мы козе,

За-за-за, за-за-за –

Съела травку всю коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу –

Мы погладили козу,

За-за-за, за-за-за –

Уходи домой, коза! (повторяется 2 раза)

 

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель: - Нашим комарикам пора улетать. Давайте скажем им спасибо и попрощаемся с ними.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

 

Воспитатель:

- С кем мы повстречались на полянке?

- А какой звук мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)

- А что понравилось больше всего?

Воспитатель: - Ребята, наше занятие закончено. Скажите взрослым «До свиданья», задвиньте за собой стульчики и тихонько пройдите с Л.И. в спальню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ занятия: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».

Дата проведения: 18.11.2019 г.

Тема: Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».

Возрастная группа: средняя, 4-5 лет.

Предмет: развитие речи в детском саду.

Форма проведения: НОД.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект: Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4—5 лет» на базе программы «От звука к букве». Автор Е.В. Колесникова.

На занятии присутствовало ____ детей.

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

Задачи:

- упражнять детей в произношении изолированного звука «З»словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение работать по схемам;

- продолжать учить отгадывать загадки;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

4. Структура НОД:

- приветствие (употребление вежливых слов)

- вводная часть (создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент, отгадывание загадки)

- основная часть – методические приемы (артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка», знакомство со звуком «З», «ЗЬ» дидактическая игра «Прятки со звуком» (хлопки и топы), физминутка «Лес», дидактическая игра «Домик для звуков» (работа с картинками), работа со слоговыми схемами, работа в тетрадях, проговаривание чистоговорки «Коза»)

- заключительная часть (употребление вежливых слов, подведение итога НОД )

 

Материал и оборудование: полянка с цветами, грибами, бабочками, картинки 2-ух комаров (большой и маленький), картинки 2 домов, карточки, с звуками «З», «ЗЬ» (зонт, замок, ваза, таз, кукуруза, корзина, зеркало, зебра, зефир, газета), рабочие тетради по Е.В. Колесниковой, цветные карандаши.

Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия, физминутки «Лес».

 

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

 

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый

цветком).

Методические приёмы: использование ТСО, дидактическая игра малой

подвижности "Пчёлы, беседа.

Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

 

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый

цветком).

Методические приёмы: использование ТСО, дидактическая игра малой

подвижности "Пчёлы, беседа.

Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

 

2. основная часть (длит.15мин)

Методические приёмы

 


Полный текст материала Конспект НОД в средней группе по развитию речи "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ломакина Евгения Сергеевна  Публикатор
24.04.2020 0 10567 469

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК