Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» ул. 50 лет СССР 13
Кулундинского района Алтайского края
Конспект открытого занятия
«Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»»
по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
с использование ИКТ
Воспитатель:
Соколова Ирина Александровна
с. Кулунда – ноябрь 2021 г.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Обучающая задача:
- Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.
- Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
- Учить строить развёрнутые высказывания.
Развивающая задача:
-Развивать диалогическую форму речи.
- Расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательная задача:
- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.
Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных.
Методы: игровой, иллюстративный, словесный.
Оборудование: иллюстрации к сказке: «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса на возу выкидывает рыбку», «Лиса учит волка ловить рыбу»; сказка в обработке М. Булатова, маски волка и лисы.
Ход занятия:
Сюрпризный момент.
Воспитатель в костюме сказочницы. Дети сидят полукругом. Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду исполнять роль сказочницы. Ребята! Сегодня мы пойдем в гости к сказке.
Мы заходим с вами в лес (маршируем на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (удивились, развели руками)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса (показывают, как бы выглядывают)
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим! (покажем, как ходит лисичка – изобразим ее)
Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: (о русских народных сказках)
Воспитатель: Кто сочинил эти сказки? (народ, простые люди)
Воспитатель: Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите (дети вспоминают, называют сказки). Колобок, Курочка Ряба, Лиса – лапотница, Гуси – лебеди.
Воспитатель: Конечно, есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.
Съел он семерых козлят,
Съесть хотел трёх поросят…
Стал герой «Ну, погоди!»
Но к нему не подходи.
Он в охоте знает толк:
Так как это…(Серый Волк)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а знаете ли вы сказки, героями которых были Лиса и Волк? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще я знаю русскую народную сказку, которая называется «Лисичка-сестричка и волк». Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы с этой сказкой познакомиться? (прочитать)
Воспитатель: Сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку (садятся на стулья).
Воспитатель: Лисичка-сестричка и волк – русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно (чтение сказки).
Чтение и презентация иллюстрации к сказке на экране.
Физминутка на экране:
«Мы пойдем направо» https://www.youtube.com/watch?v=jAd4pYDM1T8&t=33s
Беседа по сказке:
- Понравилась ли вам сказка? Кто запомнил, как она называется?
- Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)
- Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)
- Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
- Почему лиса обманула волка?
- Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по - доброму, тем более, лиса и волк были приятелями)
- А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно)
- В какое время года бывают морозы? (зимой)
Воспитатель: Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте вспомним, чем она закончилась?
- Что сказала лиса? Что ей волк ответил? Я вам сейчас напомню. (Воспитатель читает окончание сказки).
- Давайте сейчас разыграем заключительную беседу лисы и волка.
Инсценировка отрывка.
Воспитатель: Едет лиса на волке.
(Дети: один за другого держится и приговаривает.)
Лиса: Битый небитого везёт.
Волк: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый - битого везёт!
Волк: Да правильно.
Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что? (Смеётся – посмеивается).
Повторение с другими участниками.
Воспитатель: Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
- Что мы сегодня делали?
- Что понравилось?
Воспитатель: На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели. Вы молодцы!