Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие в город «Цифроград»» (в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи)
ГДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по математическому развитию
«Путешествие в город «Цифроград»»
(в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Леонова Ирина Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Закрепить знание детей о цифрах и числах в пределах десяти, учиться относить цифру с количеством.
- Уточнить знания о числовом ряде (у каждого числа свое место, стоят в определенном порядке)
- Развивать умение читать символы, классифицировать объекты по определенным признакам (1-2 свойства), оценивать действия по результату, доказывать правильность своего выбора.
- Уточнить у детей понятие - пара
- Продолжать формировать пространственное представление (каждое направление: верх – низ, влево – вправо, связывать с определенными движениями каждое направление)
- Формировать у детей понятие объемные фигуры (узнавать, называть)
- Познакомить с правилами измерения с помощью мерки.
Речевые задачи
- Активизировать обогащение словаря:
Мерка, цилиндр, конус, куб, пара, парусник, соты, антенна, стрела, спутник, метка, черточка, брусок, черепашонок, многоэтажный, собрал, получил, между, выше, ниже, сверху, карточки – схемы, проектировщик..
- Развитие грамматического строя речи:
Учить правильно связывать слова в предложения, упражняться в согласовании числительных с существительными.
- Развитие связной речи:
Использовать в речи разные по конструкции предложения. Учить четко и понятно излагать свои мысли, развивать речь – доказательства
Коррекционные задачи:
- Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве
- Развитие психических процессов (внимание, память), аналитические способности, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать устойчивый интерес к занятиям математического содержания
- Поощрять стремление к активной деятельности и творчеству, умение действовать в соответствии с инструкцией.
- Воспитывать доброжелательность и взаимопомощь
Материалы к занятию:
- Коллажи с цифрами (до шести)
- Счетные палочки
- Объемные фигуры (конус, куб, цилиндр)
- Листы бумаги на каждого ребенка, мерка – палочка, простые карандаши
- Карточки – схемы последовательности действий измерения высоты
- Карточки – цифры (эйдотехника)
- Рисунки детей на тему «Профессия»
Ход занятий:
Сюрпризный момент – письмо
(воспитатель вносит конверт, в нем загадки открытки с числами)
- Ребята! Как вы думаете, от кого это письмо? (ответы детей)
- Хотите узнать, что в нем? Посмотрим? (дети вынимают открытки – загадки)
- Каждый возьмет и отгадает, от какой цифры открытка! (дети берут, рассматривают и отвечают)
Дети предлагают разные варианты ответов:
- У меня замок, я думаю, он похож на цифру шесть!
- У меня парус, он похож на цифру четыре!
(я думаю, я считаю, мне достался, я решил)
- Цифры приглашают нас к себе в гости! В город Цифроград!
Для того что бы туда попасть, необходимо выложить короткий путь в эту страну!
Игра «Волшебные следы» (Блоки Дьенеша)
(На столе следы желтого, синего и зеленого цвета, большого и маленького размеров, карточки – символы:
Буква Р – изменить размер
Буква Ц – изменить цвет
- Строить дорогу будем по определенному правилу: читать карточки – символы
- Как изменить цвет? (ответ детей: «Взять след другого цвета, не такой как на столе»)
- Как изменить размер? (ответ детей: «Взять след другого размера: вместо большого маленький и наоборот»)
- Вы довольны? Можно было ли выложить дорогу иначе? (ответы детей)
- По какому правилу вы действовали? (ответы детей)
Цифроград
- Посмотрите! Мы оказались в городе, где живут цифры! (в разных частях группы размещены коллажи с цифрами)
- Давайте вспомним тайну числового ряда (ответ детей: «У каждого числа свое место, они стоят в определенном порядке»)
- Найдите домик числа «Один» цифру «один»! На что похожа? Что бывает только один, одна, одно? (ответы детей: «На спицу, на сломанный сучок, одно солнце, луна, ножка у гриба и т.д.)
- Как вы понимаете пословицу: «Одна пчела много меду не принесет»? (ответы детей)
- Какое число идет после 1? Найдите цифру 2 – что такое пара? (ответы детей: «Когда предмета 2 тогда и пара)
- Назовите
пары предметов! (ответы детей: «Пара варежек, ботинок, коньков»)
- Отправляемся дальше, к какой цифре мы подойдем? (ответы детей: «Цифра 3)
- Вспомните, в каких сказках присутствует цифра три? (ответы детей: «Три поросенка», «Три медведя», «Три богатыря»)
- Добавь, дополни, молодцы, много знаете сказок, где встречается эта цифра.
- Как вы думаете, какая цифра идет после 3х? (ответы детей: «четыре»)
- Давайте расскажите чистоговорку с этой цифрой!
(сначала один ребенок, потом хором)
«У четырех черепах по четыре черепашонка»
- Какой звук чаще всего встречается в этой чистоговорке? Послушаем, узнали, услышали? (ответы детей)
- Правильно звук «Ч»
- Цифра четыре принесла вам счетные палочки и предлагает вам поиграть!
- Что можно построить из 4х палочек?
(дети сидят за столами, выполняют задания)
- Расскажи, что у
тебя получилось? (ответы детей: «я слоил
цветок, спутник, самолет, антенну,
метелку, стрелу…у меня получилось…, я
построил…»)
Подвижная игра «Самолеты» (звук ррр)
Заведем мотор-ррр
Руки в стороны, 1-2-3-4
Правое крыло вперед (Дети бегают по кругу и на сигнал
Левое крыло вперед останавливаются)
1-2-3-4, вместе (имя ребенка)
Полетит наш самолет
- Как вы думаете, какая цифра живет в следующем домике?
- Она больше четырех на один! (ответы детей)
- Поиграем с цифрой пять
Игра 1-5 с (мячом)
1 Книга – 5 Книг
Стул- …
Мяч-…
Ведро-…
Окно-…
Кукла-…
Карандаш-…
Пальчиковая игра:
1-2-3-4-5
- начинаем мы играть
5-4-2-1
- в домики – фигурки
играть хотим!
Подвижная игра «Домики – фигурки»
(объемные геометрические тела: куб, конус, цилиндр по 2 расставлены по кругу напротив детей, на сигнал (конусы, кубы…) дети меняются местами друг с другом)
Практическая работа.
- В цифрограде идет строительство. Архитекторы и проектировщики создают новые дома, так давай те же им поможем сосчитать этажи в домиках!
- Возьмите любой домик, какой кому нравиться (листы бумаги)
- Вспомните, что может быть меркой, чем можно измерить? (ответы детей: «веревкой, полоской, лентой, бруском…»)
- Правильно! Измерять можно разными предметами! А сегодня мы будем учиться измерять палочкой.
- Посмотрите! У меня есть карточки – схемы, они наши помощники, они расскажут нам о правилах измерения!
Правила работы с меркой:
- Измеряют всегда с края
- Высоту измеряем снизу вверх
- У конца мерки делаем пометку точкой или черточкой
- Перемещаем мерку, прикладываем ее к отметке
- Мерки нужно обязательно сосчитать
- Еще раз внимательно посмотрите на схемы – подсказки и давайте попробуем измерить этажи в домиках, используя эти правила
(самостоятельная деятельность детей)
- Сколько этажей в твоем домике? Сосчитай этажи в своем домике?
(ответы детей: «у меня уложились 2 мерки, значит дом 2х этажный»)
- У кого такой же? У кого другое количество этажей?
- Если в доме много этажей то дом??? (ответ детей: «многоэтажный»)
- Молодцы ребята! Вы умеете не только играть, но и трудиться дружно!
- Вам понравилось в городе Цифрограде?
- Интересно было играть с цифрами? Для чего надо уметь считать и знать цифры?
Ответы детей в кругу с мячом:
Звонить, знать адрес, делить подарки, конфеты и т.д.
- Молодцы ребята! Вы показали, что много знаете и умеете! Цифры нужны всем!
- Возьмите ваши рисунки и расскажите для чего нужно уметь считать и знать цифры людям разных профессий! Дети берут рисунки и рассказывают. (Ответы детей)
Учителю: учить считать детей, задавать примеры.
Почтальон: определять адрес по номеру дома, считать письма, газеты
Космонавту: работать с приборами, включать кнопки под нужной цифрой
- Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? (правила измерения)
(я узнал…я запомнил…я теперь знаю…)
- Что понравилось?
(мне понравилось считать…складывать…узнавать…находить…)
Положительная оценка детей!
Список литературы
1. Арапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез. 2006.
2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2005.
3. Морозова И. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет. - М. Мозаика-Синтез, 2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонова Ирина Александровна
→ leksu 15.06.2011 1 8447 742 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.