Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие в город «Цифроград»» (в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи)


ГДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Конспект занятия по математическому развитию

«Путешествие в город «Цифроград»»

(в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи)


Леонова Ирина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории



Программное содержание:


  1. Образовательные задачи:

- Закрепить знание детей о цифрах и числах в пределах десяти, учиться относить цифру с количеством.

- Уточнить знания о числовом ряде (у каждого числа свое место, стоят в определенном порядке)

- Развивать умение читать символы, классифицировать объекты по определенным признакам (1-2 свойства), оценивать действия по результату, доказывать правильность своего выбора.

- Уточнить у детей понятие - пара

- Продолжать формировать пространственное представление (каждое направление: верх – низ, влево – вправо, связывать с определенными движениями каждое направление)

- Формировать у детей понятие объемные фигуры (узнавать, называть)

- Познакомить с правилами измерения с помощью мерки.


  1. Речевые задачи

- Активизировать обогащение словаря:

Мерка, цилиндр, конус, куб, пара, парусник, соты, антенна, стрела, спутник, метка, черточка, брусок, черепашонок, многоэтажный, собрал, получил, между, выше, ниже, сверху, карточки – схемы, проектировщик..

- Развитие грамматического строя речи:

Учить правильно связывать слова в предложения, упражняться в согласовании числительных с существительными.

- Развитие связной речи:

Использовать в речи разные по конструкции предложения. Учить четко и понятно излагать свои мысли, развивать речь – доказательства


  1. Коррекционные задачи:

- Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве

- Развитие психических процессов (внимание, память), аналитические способности, логическое мышление.



  1. Воспитательные задачи:

- Воспитывать устойчивый интерес к занятиям математического содержания

- Поощрять стремление к активной деятельности и творчеству, умение действовать в соответствии с инструкцией.

- Воспитывать доброжелательность и взаимопомощь


Материалы к занятию:


- Коллажи с цифрами (до шести)

- Счетные палочки

- Объемные фигуры (конус, куб, цилиндр)

- Листы бумаги на каждого ребенка, мерка – палочка, простые карандаши

- Карточки – схемы последовательности действий измерения высоты

- Карточки – цифры (эйдотехника)

- Рисунки детей на тему «Профессия»


Ход занятий:


  1. Сюрпризный момент – письмо

(воспитатель вносит конверт, в нем загадки открытки с числами)

- Ребята! Как вы думаете, от кого это письмо? (ответы детей)

- Хотите узнать, что в нем? Посмотрим? (дети вынимают открытки – загадки)

- Каждый возьмет и отгадает, от какой цифры открытка! (дети берут, рассматривают и отвечают)


Дети предлагают разные варианты ответов:

- У меня замок, я думаю, он похож на цифру шесть!

- У меня парус, он похож на цифру четыре!

(я думаю, я считаю, мне достался, я решил)


- Цифры приглашают нас к себе в гости! В город Цифроград!

Для того что бы туда попасть, необходимо выложить короткий путь в эту страну!



Игра «Волшебные следы» (Блоки Дьенеша)


(На столе следы желтого, синего и зеленого цвета, большого и маленького размеров, карточки – символы:

Буква Р – изменить размер

Буква Ц – изменить цвет

- Строить дорогу будем по определенному правилу: читать карточки – символы

- Как изменить цвет? (ответ детей: «Взять след другого цвета, не такой как на столе»)

- Как изменить размер? (ответ детей: «Взять след другого размера: вместо большого маленький и наоборот»)

- Вы довольны? Можно было ли выложить дорогу иначе? (ответы детей)

- По какому правилу вы действовали? (ответы детей)


Цифроград


- Посмотрите! Мы оказались в городе, где живут цифры! (в разных частях группы размещены коллажи с цифрами)

- Давайте вспомним тайну числового ряда (ответ детей: «У каждого числа свое место, они стоят в определенном порядке»)

- Найдите домик числа «Один» цифру «один»! На что похожа? Что бывает только один, одна, одно? (ответы детей: «На спицу, на сломанный сучок, одно солнце, луна, ножка у гриба и т.д.)

- Как вы понимаете пословицу: «Одна пчела много меду не принесет»? (ответы детей)

- Какое число идет после 1? Найдите цифру 2 – что такое пара? (ответы детей: «Когда предмета 2 тогда и пара)

- Назовите

пары предметов! (ответы детей: «Пара варежек, ботинок, коньков»)

- Отправляемся дальше, к какой цифре мы подойдем? (ответы детей: «Цифра 3)

- Вспомните, в каких сказках присутствует цифра три? (ответы детей: «Три поросенка», «Три медведя», «Три богатыря»)

- Добавь, дополни, молодцы, много знаете сказок, где встречается эта цифра.

- Как вы думаете, какая цифра идет после 3х? (ответы детей: «четыре»)

- Давайте расскажите чистоговорку с этой цифрой!

(сначала один ребенок, потом хором)

«У четырех черепах по четыре черепашонка»

- Какой звук чаще всего встречается в этой чистоговорке? Послушаем, узнали, услышали? (ответы детей)

- Правильно звук «Ч»

- Цифра четыре принесла вам счетные палочки и предлагает вам поиграть!

- Что можно построить из 4х палочек?

(дети сидят за столами, выполняют задания)

- Расскажи, что у тебя получилось? (ответы детей: «я слоил цветок, спутник, самолет, антенну, метелку, стрелу…у меня получилось…, я построил…»)


Подвижная игра «Самолеты» (звук ррр)


Заведем мотор-ррр

Руки в стороны, 1-2-3-4

Правое крыло вперед (Дети бегают по кругу и на сигнал

Левое крыло вперед останавливаются)

1-2-3-4, вместе (имя ребенка)

Полетит наш самолет



- Как вы думаете, какая цифра живет в следующем домике?

- Она больше четырех на один! (ответы детей)

- Поиграем с цифрой пять

Игра 1-5 с (мячом)

1 Книга – 5 Книг

Стул- …

Мяч-…

Ведро-…

Окно-…

Кукла-…

Карандаш-…


Пальчиковая игра:

1-2-3-4-5

- начинаем мы играть

5-4-2-1

- в домики – фигурки

играть хотим!


Подвижная игра «Домики – фигурки»

(объемные геометрические тела: куб, конус, цилиндр по 2 расставлены по кругу напротив детей, на сигнал (конусы, кубы…) дети меняются местами друг с другом)


Практическая работа.


- В цифрограде идет строительство. Архитекторы и проектировщики создают новые дома, так давай те же им поможем сосчитать этажи в домиках!

- Возьмите любой домик, какой кому нравиться (листы бумаги)

- Вспомните, что может быть меркой, чем можно измерить? (ответы детей: «веревкой, полоской, лентой, бруском…»)

- Правильно! Измерять можно разными предметами! А сегодня мы будем учиться измерять палочкой.

- Посмотрите! У меня есть карточки – схемы, они наши помощники, они расскажут нам о правилах измерения!


Правила работы с меркой:

- Измеряют всегда с края

- Высоту измеряем снизу вверх

- У конца мерки делаем пометку точкой или черточкой

- Перемещаем мерку, прикладываем ее к отметке

- Мерки нужно обязательно сосчитать


- Еще раз внимательно посмотрите на схемы – подсказки и давайте попробуем измерить этажи в домиках, используя эти правила

(самостоятельная деятельность детей)


- Сколько этажей в твоем домике? Сосчитай этажи в своем домике?

(ответы детей: «у меня уложились 2 мерки, значит дом 2х этажный»)

- У кого такой же? У кого другое количество этажей?

- Если в доме много этажей то дом??? (ответ детей: «многоэтажный»)

- Молодцы ребята! Вы умеете не только играть, но и трудиться дружно!

- Вам понравилось в городе Цифрограде?

- Интересно было играть с цифрами? Для чего надо уметь считать и знать цифры?

Ответы детей в кругу с мячом:

Звонить, знать адрес, делить подарки, конфеты и т.д.


- Молодцы ребята! Вы показали, что много знаете и умеете! Цифры нужны всем!

- Возьмите ваши рисунки и расскажите для чего нужно уметь считать и знать цифры людям разных профессий! Дети берут рисунки и рассказывают. (Ответы детей)


Учителю: учить считать детей, задавать примеры.

Почтальон: определять адрес по номеру дома, считать письма, газеты

Космонавту: работать с приборами, включать кнопки под нужной цифрой


- Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? (правила измерения)

(я узнал…я запомнил…я теперь знаю…)

- Что понравилось?

(мне понравилось считать…складывать…узнавать…находить…)


Положительная оценка детей!






























Список литературы


1. Арапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез. 2006.

2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2005.

3. Морозова И. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет. - М. Мозаика-Синтез, 2007.


6



Полный текст материала Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие в город «Цифроград»» (в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонова Ирина Александровна  leksu
15.06.2011 1 8447 742

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК