Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике "Спасаем Лунтика от космических пиратов" в подготовительной группе
МБДОУ «Детский сад №105». г.Дзержинск. Нижегородская область
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по математическому развитию
в подготовительной группе
(Программа «Детство»)
Тема: «Спасаем Лунтика от космических пиратов»
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №105»
Захарова
Ольга Владимировна
г. Дзержинск
Программное содержание
Образовательные задачи: Совершенствовать умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана. Закрепить умение выкладывать узор из счетных палочек и навыки счета в пределах 20. Упражнять в умении находить признаки сходства и различия по форме. Продолжать учить решать задачи на смекалку, отгадывать несложные загадки на космическую тему. Закреплять знания о геометрических фигурах, работая по схемам. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, делить целое на части. Учить быть внимательными, целеустремленными, самостоятельными.
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку; внимание, память; расширять кругозор детей, развивать пространственное воображение, вычислительную деятельность.
Воспитательные задачи: Воспитывать отзывчивость, умение находить выход из трудных ситуаций; воспитывать умение и желание действовать сообща, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Воспитывать интерес к занятию по математическому развитию.
Методические приемы
Загадки, художественное слово.
Сюрпризный момент.
Игровая мотивация.
Включение проблемных ситуаций.
Поисковые вопросы.
Использование музыкальных средств.
Использование макетов, схем, иллюстраций, картинок.
Поощрение детей.
Самооценка с помощью пиктограмм.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы о Космосе.
Энциклопедия Т.Д. Нуждина «Вселенная, Космос, Звезды», «Венера», «Земля».
Просмотр диска «АБВГДейка» (занятие 5, урок Космос, Солнце, Солнечная система). Просмотр на DVD м/ф о Лунтике; Урок астрономии (о Космосе).
Рассказы из личного опыта детей (поездка в планетарий, в Нижний Новгород).
Рассказы детей о Лунтике (из передачи «Спокойной ночи малыши»).
Режиссерские игры на космическую тему.
Беседа о пиратах.
Игры со счетными палочками и палочками Кюизенера.
Геометрическое лото.
Игра «Сложи узор», «Танграм», «Найди лишний», «Составь правильно».
Д/и «Раздели пополам».
Игра «Найди сходство и различие».
Рисование и аппликация на тему «В далеком космосе».
Материал к занятию
Эмблемы для команд (Звездочки, Кометы), макет солнечной системы с планетами, макет планеты Венеры со звездами и кометами; конверты с заданиями, счетные палочки, лист бумаги в клеточку, карандаши, карточки-схемы; схемы-символы (метеориты); игрушка Лунтик, угощение детям, космический сундук; пиктограммы, задачи в стихах, загадки на космическую тему.
Индивидуальная работа
Побуждать к ответу на решение задач малоактивных детей (Настю, Юлю, Антона, Сашу М.).
Упражнять в делении целого на части (Кирилла С., Алену, Никиту).
Закреплять навыки счета в пределах 20 (С Лерой, Алешей П.).
Закреплять умение выкладывать узор из счетных палочек (С Андреем, Егором, Лизой).
Дифференцированный подход
Высокий уровень: (команда Кометы)
Учить самостоятельно выкладывать из счетных палочек (в пределах 20) фигуру кометы. Учить самостоятельно работать со схемами и схемами-символами, находить сходство и различие по форме. Упражнять в решении задач на смекалку и отгадывании загадок на космическую тему. Учить осуществлять самостоятельно действия по ориентировке на бумаге в клеточку, поясняя свои действия; делить целое на части, называть дроби.
Средний уровень: (команда Звездочки)
Учить с помощью воспитателя выкладывать звезду из десяти палочек, работать со схемами и схемами-символами.
Помочь в решении задач на смекалку и дать возможность самим отгадать загадку про самолет. С помощью воспитателя учить осуществлять действия по ориентировке на листе бумаги в клеточку; делить целое на части с помощью указаний воспитателя.
Перед занятием проводится муз. Динамическая пауза в виде ритмических движений «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
Ход занятия
Действия воспитателя: |
Действия детей: |
-Ребята, есть такая яркая звезда, что сияет даже при свете солнца. Но это не звезда, а планета Венера. Венера и наша Земля во многом похожи и обе красивы. Давайте найдем эти планеты на нашем макете. -Ребята, скажите:
-Чем похожи планеты? - Хорошо, сходство назвали.
- А теперь, скажите, чем отличатся планеты?
- Ребята, где находится планета Венера?
-Ребята, сегодня утром мне сказочный звездочет сообщил не очень приятную новость: космические пираты похитили Лунтика и спрятали его на планете Венера. Чтобы спасти Лунтика, нужно пройти трудный путь и выполнить сложные задания – задания математические. -Ребята, вы согласны спасать Лунтика? Не побоитесь трудностей на пути?
-Тогда вперед!!! Ребята, помните, я вам читала, что планета Венера очень ядовитая, и поэтому нам с вами понадобится защита. Звездочет приготовил для нас специальные защитные головные уборы со звездочками и кометами, которые защитят нас от ядовитых газов. У нас получилось две команды. Первая команда – Звездочки, вторая команда – Кометы. Спасти Лунтика нам помогут наши знания и смекалка. Сказочный звездочет передал нам пять конвертов с заданиями, которые необходимо выполнить.
-Открываем первый конверт: чтобы попасть на планету Венера, нужно выполнить такое задание: команде Звездочки выложить из 10 счетных палочек звезду, а команде Кометы из 16 палочек комету.
-Молодцы! С заданием справились. Ну вот, мы и попали на планету Венера. Ребята, нужно быстро сосчитать, сколько здесь звезд и комет. Команда Звездочки будет считать звезды, а команда Кометы – кометы.
-А теперь открываем второй конверт звездочета: мы попали в логово космических пиратов, и чтобы выйти оттуда, надо решить задачи на смекалку и отгадать загадки на космическую тему. Задача для команды Звездочка: сколько ушей у трех мышей? Задача для команды Комета: сколько лап у 2 медвежат? Вторая задача для команды Звездочка: у этого цветка 4 лепестка, а сколько лепестков у двух таких цветков? И задача для команды Комета: подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек, кто ответит из ребят, сколько было всех утят? А еще, ребята, надо отгадать загадки на космическую тему. Преодолеть трудности нам помогут наши знания. Загадка для команды Звездочка: стальная птица по небу мчится? Загадка для команды Комета: поле не меряно, овцы не считаны и пастух рогатый?
-Молодцы, ребята! Из логова пиратов мы выбрались. Открываем конверт номер три – на планету Венера и Земля падает много мелких камней, прилетающих из космического пространства. Помните, ребята, я вам читала про них. Это метеориты. Посмотрите, как много камней нападало на нашу планету. Давайте найдем сходство и различия у этих камней. Сначала назовем сходство.
- А теперь называем Различия.
- Подумайте и скажите, какая карточка с камнями будет лишней? Почему?
Сделаем небольшую паузу. Отдохнем. Физкультминутка: Построили ракету. И мы летим на ней, чтобы дружочка Лунтика спасти нам поскорей! Открываем четвертый конверт. Ребята, это квадраты метеориты. Подумайте и скажите, сколько и каких квадратов понадобится, чтобы составить предложенные фигуры.
Хорошо! Молодцы, с заданием справились! И мы открываем пятый конверт звездочета. Это космический сундук, в котором находится Лунтик. На сундуке два кодовых замка, чтобы их открыть нужно, выполнить задание: для команды Звездочка: разделить круг пополам разделить круг на четыре части разделить квадрат пополам разделить квадрат на четыре части Для команды Кометы: разделить круг пополам разделить круг на четыре части разделить квадрат пополам, на три части, на четыре части. -Вопрос для команды Звездочки: -Как называется половина круга? -Вопрос для команды Кометы: -Как называется четвертинка квадрата? -Ребята, как называются цифры ½ и ¼? Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями. Открываем космический сундук. Вот он Лунтик! Ребята, он вас благодарит за то, что вы его спасли от космических пиратов, и он для вас приготовил угощение. А еще, ребята, Лунтик хочет знать, что для вас было самым трудным.
За то, что вы не побоялись трудностей, Лунтик дарит вам новую игру «Космический бой». Ребята, можно снять специальные защитные головные уборы. Мы вернулись на планету Земля. Ребята, Лунтик интересуется, какое у вас настроение?
Воспитатель предлагает детям выбрать пиктограмму, отображающую их эмоциональное настроение от занятия (Если все получилось, нужно подойти к красной звезде, если были затруднения к синей звезде) и объяснить свой выбор.
- Ребята! Звездочет вас благодарит за спасение Лунтика и дарит вам новую игру «Мы делили апельсин». |
Дети стоят в кругу, на ковре (подходят к мольберту).
Дети находят на макете планеты Земля и Венера (рассматривают их).
(СУ) - Обе планеты круглые. (ВУ) - Имеют форму шара; различаются по цвету и размером. (СУ) – У них разный цвет, планета Земля голубая, а планета Венера желтого цвета. (ВУ) – Отличаются размером, Земля большая, а Венера маленькая. На Земле можно жить, а на Венере жизни нет. (СУ) – Планета Венера находится около планеты Земля. (ВУ) – Планета Венера находится между планетой Меркурий и планетой Земля.
- Да! (Дети соглашаются спасти Лунтика). - Нет!
Детям одеваются головные уборы со звездочками и кометами.
Дети садятся за столы.
(СУ) Выкладывают звезду из 10 палочек, с помощью воспитателя. (ВУ) Самостоятельно выкладывают комету из 16 палочек.
(дети подходят к мольберту)
Дети рассматривают макет и считают звезды и кометы (команда Звездочки считают звезды, а команда Кометы - кометы).
Дети думают и отвечают: - Шесть! Дети думают и отвечают: - Восемь!
Дети думают и отвечают: - Восемь!
Дети думают и отвечают: - Четыре!
(СУ) Дети думают и отвечают (самолет). (ВУ) Дети думают и отвечают (небо, звезды, месяц).
Дети садятся за столы.
Дети рассматривают карточки-символы (см. приложения №1). Ищут сходство и различия. (ВУ) – Везде по три фигуры (СУ) – Все большие фигуры красного цвета, а маленькие желтого. (ВУ) – Маленьких фигур по две. (СУ) – Различаются по цвету и размеру. (ВУ) – Фигуры различаются по расположению. (ВУ) Карточка, где большой прямоугольник первый, а потом идут маленькие прямоугольники. (ВУ) – На остальных карточках все большие фигуры в центре, а маленькие по краям.
Дети выполняют движения под музыку.
Дети садятся за столы. Дети рассматривают карточки-схемы (см. приложение №2) с квадратами и определяют, какие фигуры понадобятся. (СУ) Выполняют задание с помощью воспитателя. (ВУ) Выполняют задание самостоятельно.
(СУ) Дети выполняют задание на листе бумаги в клеточку, с помощью воспитателя.
(ВУ) Выполняют задание на листе бумаги в клеточку самостоятельно.
(СУ) Отвечают одна вторая.
(ВУ) Отвечают одна четвертая.
(ВУ) Дроби
Детям раздаются угощения («чупики»). Выслушиваются ответы детей.
Дети рассматривают настольную игру «Космический бой».
Дети снимают «головные уборы».
Дети отвечают: -Хорошее!
Дети выбирают звезду и объясняют свой выбор.
Дети благодарят. |
Литература
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. / Сост. Н.А.Гончарова и др.; под редакцией З.А.Михайловой. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
Методические советы к программе «Детство». – СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. / Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе – СПб.: «Акцидент», 1997.
Математика – это интересно. 6-7 лет. / Сост. И.Н.Чеплашкина, Л.Ю.Зуева, Н.Н.Крутова; Под ред. З.А.Михайлова. – СПб., 1998.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателей дет. сада. – М., 1985, с. 76-78.
По дорогам сказок. – Сочи, Федеральная экспериментальная площадка, 2000, с. 7-16.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Ольга Владимировна
→ OlgWl 20.01.2012 0 5665 1152 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.