Занятие по формированию математических представлений на тему «Знакомство с цифрой и числом 5» в классе предшкольной подготовки
Занятие по формированию математических представлений на тему «Знакомство с цифрой и числом 5» в классе предшкольной подготовки.
Ярмак Светлана Геннадьевна
Воспитатель
Любимовская НСШ
Тема занятия: Знакомство с цифрой и числом 5.
Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний.
Цель занятия: знакомство с числом и цифрой 5, образованием и составом числа 5.
Задачи:
1.Упражнять детей в умении решать задачи в пределах 5.
2.Формировать навык письма цифры 5.
3.Развивать смекалку, математические навыки.
4.Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: цифра 5; Карточки с примерами : 4+1; 3+2; 5-1; 5-2;
На доске карточки состав числа 5; Макет часов.
Метод: Объяснительно- иллюстративный.
План занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы.
2. Знакомство с числом и цифрой 5.
3. Прямой счет от 0 до 5; Обратный счет от 5 до 0;
4.Работа с дидактическим материалом№1 «Алматыкітап2003»
5. Конструирование с помощью счетных палочек.
6.Работа в Азбуке- тетради №1 »Алматыкітап 2003»
7.Физминутка.
8.Индивидуальная работа по карточкам.
Устное решение задач. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
9. Рефлексия
10 Итог занятия.
Ход занятия
1. Организация класса.
(Дети стоят в кругу, держась за руки и читают стихотворение:
«Здравствуй, школа!
Здравствуй ,класс!
Школьный день ,встречает нас.
Вот уже звенит звонок, начинается урок» Воспитатель берет колокольчик и звонит , дети садятся за столики.
Ребята, Садимся за столы тихо и правильно. Спину выпрямить, ноги поставить вместе, руки положить на край стола. А я пройду по классу и посмотрю, кто сидит лучше , правильнее всех. Очень хорошо ребята, вы меня услышали. Все постарались сегодня. (Называет ребят по имени, благодарит за внимание).Воспитатель:
-Ребята, кто мне скажет из вас, сейчас утро , или день?
Дети: Утро.
Воспитатель читает стихотворение Ю. Яковлева
« Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,
Если радио у вас
Вдруг заговорило
Это значит ,что сейчас утро наступило»
Вы уже знаете, что в школе занятия у ребят начинаются в 9 часов 00 минут.(Показывает макет часов).
2. Воспитатель: Ребята, когда я к вам шла на занятие, мне удалось поймать вот этот воздушный шарик, но к шарику на ниточке был привязан вот этот большой конверт, давайте посмотрим, что в нем.
Дети: Да.
(Раскрывает конверт)
Воспитатель: Ой! Да тут Цифра!- показывает.
Читает стихотворение В.Данько
Этот фокусник – пятерка,
Вы за ней следите зорко.
Кувыркается – раз и два!
Обернется цифрой 2.
Кто узнал цифру?
Дети отвечают.
Воспитатель спрашивает, с какими цифрами ребята еще знакомы?
(Показывает цифры из дидактического материала , задает вопросы каждому воспитаннику. Например Сколько на картинке музыкантов? (Один)
Сколько висит яблок на дереве? (1) С.21 Дидактический материал .
Сколько художник нарисовал домиков на картине?(2)
Сколько девочек одели национальные казахские костюмы (2) С.23 Дид.Материал.
Вот картинка где мальчик в руке держит много воздушных шаров, а на другой картинке у мальчика нет ни одного шарика, все лопнули. (0)
Сколько медведей на рисунке(3), стульев у стола (3), колес у велосипеда (3).
Сколько домашних животных(4),сколько игрушек (4)
Сколько времен года в году (4) показывает предметные картинки (весна, лето, осень, зима).Стр24-29.
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Воспитатель: А Сейчас ребята, закройте глазки у нас в альбоме появятся герои сказки.(закрывают и сразу открывают глаза)
Стр31 Иллюстрация к сказке «Репка» Вопросы: Кто тянул репку? (Дед, баба, внучка, собака, кошка. Сосчитай героев из сказки?).(5) Какого героя из сказки»Репка « забыл нарисовать художник? (мышь).
Воспитатель: Дети, осенью возле домов цветут цветочки. Сосчитайте поскорей, сколько цветов на полянке моей? (5).В саду растет яблонька, осенью у нее поспели яблоки, сколько их?(5). У меня на руке пять пальцев, а у вас? Дети считают.(5).
Воспитатель читает загадку:
Пятерка братьев неразлучна
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
А сейчас поработаем пальчиками и счетными палочками. Соберем фигурки с помощью 5 палочек. (Флажок , домик, многоугольник, пятерка и другие фигуры на стр 23 Азбука- тетрадь №1)конструирование.
Воспитатель: ваши замечательные пальчики не только хорошо конструируют, они еще могут красиво писать. Возьмите в руку карандаш и в воздухе напишем 5 все вместе повторяем за мной.
Показ образца написания цифры у доски, ребята внимательно слушают, выходят к доске и пишут через клетку цифру 5.
Воспитатель: Запишем цифру 5 в Азбуке- тетради №1
Воспитатель во время письма следит за осанкой воспитанников.
Дети открывают страницу 23 проговаривая слова: « Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я от вас ,друзья, не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь-
И за дело я возьмусь».
Пишут 2 строки пятерок, соблюдая правила написания. Стрелочки показывают, что сначала писать, что потом.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, вместе спляшем и споем.
Физминутка.
Цок, цок, цок- танцуют дети.
Цок-цок, цок-цок,
Цок- цок-цок- танцуют дети , выставляя каблучок.
Побежали наши дети, все быстрее и быстрей.
Закружились наши дети веселее, веселей.
Приседают наши дети,
Приседают дружно в раз.
Дружно хлопают в ладоши.
Ах! Как весело у нас!
Воспитатель:
Садитесь за столики, у нас новое задание- помочь Тапкышбеку решить примеры.
(Индивидуальная работа) 4+1; 3+2; 5-1; 5-2;
Стр24 Азбука- тетрадь№1
Мальчик Тапкышбек очень рад, что вы помогли ему в решении примеров
В его саду поспели яблоки и он решил их принести вам, хотел угостить- принес 2 тарелки и не может разложить яблоки.
Ребята, как можно разложить пять яблок на 2 тарелки.
( на столе лежат пять яблок и 2 тарелки, дети показывают как можно разложить яблоки.)
Дети в Азбуке- тетради обводят тарелки с яблоками.
Воспитатель: Ребята, Что нового вы узнали на нашем занятии?
Дети: Пять –это 2 и3
Пять-это 3 и 2
Воспитатель: как еще можно получить Цифру 5?
Дети: пять- это 1 и4
Пять- это 4 и1.
Воспитатель: спасибо за правильные ответы. А сейчас порешаем задачи.
1.Три цыпленка стоят,
На 3 скорлупки глядят.
2 яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поскорей
Сколько будет цыплят у наседки моей?
2.Загадка- шутка.
Петух снес пять яиц, потом еще одно. Сколько всего яиц снес петух?
3.Винни- Пух и Пятачок купили пять штук мороженного.
Сколько мороженного досталось Вини-Пуху, почему он так огорчился?
Далее по предметным картинкам воспитанники составляют задачи .
4+1 ; 5-1 ; 3+2; 5-2;
Например: В зоопарке в клетке сидели 4 лисицы, затем привезли еще одну. Сколько лисиц всего теперь в зоопарке?4+1
Пять белок прыгали с ветки на ветку.Одна отстала. Назови всех белок ,которые продолжают резвиться.5-1
На полянке выросло 5 грибов пришел еж ,два унес.Сколько осталось грибочков?
5-2.
Петя, Амир, Арман, Айгуль, Дана.Сколько мальчиков и сколько девочек?
Сколько всего детей?
Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать мяч, а вы считайте
(прямой и обратный счет до 5.)
Вопросы к детям : Мы считали от 0 до5.Какое число самое маленькое?(1)
Какое самое большое число в промежутке от 0до 5?
(Дети в кругу бросают друг другу мяч).
Ребята, пока мы играли , у меня на столе оказался»чудесный мешочек».
Давайте отгадаем , что в нем.
(Дети на ощупь определяют , что лежит в мешочке)
В чудесном мешочке –пять геометрических Фигур.
Круг.
Ну конечно, это он,
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон.
Треугольник.
В треугольнике видны,
Три угла, три стороны.
Квадрат.
Все углы-четыре равных,
Равных столько же сторон
Наш квадрат,
Какой он славный,
До чего ж квадратный он.
Прямоугольник.
Раз квадрат, два квадрат,
Два квадрата встали в ряд.
Мальчик их соединил,
Прямоугольник получил.
Овал.
Мальчик круг руками сжал,
Превратился круг в овал.
Воспитатель: Дети, подскажите сколько дней в одной неделе? Семь. Правильно.
Сколько дней мы занимаемся в классе предшкольной подготовки? Пять.
Назовите эти дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Ребята, какую оценку любят получать учащиеся школы?
Дети: 5
Воспитатель: как получить число пять?
Дети 5 это 2и3, 3 и2, 1 и 4, 4 и 1. (На доске иллюстрации состав 5;)
С какими геометрическими фигурами вы знакомы?
Дети: Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Рефлексия.
Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?
Дети: Пять- это 2 и 3;
Пять- это 3 и 2;
Воспитатель :Как еще можно получить цифру 5;
Дети: Пять- это 1 и 4;
Пять – это 4 и 1;
Итог занятия: Какое у нас было занятие?
Дети: формирование математических представлений.
Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии мы научились решать задачи и примеры, считать и писать. Конструировать с помощью счетных палочек;
Распознавали геометрические фигуры. Познакомились с числом и цифрой 5.
Все работали хорошо, активно перечисляет воспитанников. Ребята, в моем мешочке еще что-то есть.
Да это же цифра 5. За ваши правильные ответы , участие на занятии получите награду за ваш труд – эти красивые пятерки. Пусть каждый из вас используя цветные карандаши раскрасит пятерку и оставит себе на память.
А еще я подарю вам вот эти удивительные пятиконечные звездочки.
Пусть они светят вам в пути, чтобы не страшно было преодолевать трудности.
Удачи вам и успехов !
Использованная литература:
1. Методическое пособие по математике «Алматыкітап» 2005год
М.С.Сатимбекова, А.Н.Наурызбаева ,С.С.Ауельбаева.
2. Пособие для детского сада под редакцией М.А. Васильевой.
«Малокомплектный детский сад»
3. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.
Т.Д. Рихтерман.
4.Азбука- тетрадь №1 «Алматыкітап» Сатимбекова М.С., Наурызбаева А.Н., АуельбаеваС.С.
5.Дидактический материал по математике №1 «Алматыкітап» 2003г
СатимбековаМ,С, ,Наурызбаева А,Н, Ауельбаева С.С.
6. «В Мире волшебных фигур и цифр» для детей разных возрастов
«Шымкент»2003г. СаймасаеваГ, Нұрмұхаметова Ж..
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярмак Светлана Геннадьевна
→ svet@70 09.03.2012 0 9267 1177 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.