Статья "Значение дидактических игр в раннем возрасте"




Значение

дидактических игр

в формировании элементарных математических представлений

в развитии детей раннего возраста

(2-3 года)









Рычкова Наталья Андреевна

Заместитель заведующего по УВР

ГБДОУ детский сад № 15 Невского района

Санкт-Петербурга





Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников.

Ранний возраст.



Для ребят дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка включается во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит; обогащается его духовный мир. А это все содействует общему и умственному развитию. Для умственно развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, столь необходимых для познания окружающего мира и решении разного рода практических задач.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представление детей о количестве, величине, геометрических фигурах.

Выполнение дидактических игр вызывает у детей интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

Дидактические игры различаются: по обучающему содержанию, познавательности, деятельности детей, игровым действиям и правилам, организацией и взаимоотношением детей, по ролям воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм.

Математические игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Математические игры позволяют развивать мысленные процессы, память.

Дети любознательны, тянутся ко всему новому и нам надо только почаще смотреть как в зеркало, в удивительные детские глаза.

Играя с детьми, мы сами получаем огромное удовольствие, вспоминая своё детство, и лучше понимаем детей.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удовольствием открывает для себя окружающий мир. Задача воспитателей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность дать пищу уму ребенка.

Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок открывает маленькие истины.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

Наиболее благоприятное развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей.

Играя, ребенок приобретает умения различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям, и умениям осуществляется в форме увлекательных, доступных ребенку игр.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Играя, незаметно для себя ребенок усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Дидактические игры проходят успешно при правильной их организации.

Для проведения игр отводится специальное время в режиме дня, утренние часы, после дневного сна, когда дети поедят. В это время они бодры, спокойны, деятельны, так как со и еда положительно действуют на их самочувствие.

Дети будут играть охотно и с удовольствием, если всё, что им показывают, имеет привлекательный вид. Рассматривание их доставляет ребёнку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получение впечатлений. Дети, особенно в раннем возрасте, быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяя игру, игра способствовала более высокой степени развития. Дидактические игры характеризуются общей для них чертой – наличием детской деятельности.



В дидактической игре учитывается:

  1. Цель игры

  2. Задание

  3. Материалы

  4. Ход игры

Учитываются не только учебные, но и воспитательные задачи.

Формирование познавательного интереса: развивать память, мышление, внимание. Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Игры приносят детям удовольствие и помогают установить контакт с каждым ребёнком.

Те игры, что сделали мы, они для самых маленьких, но их можно усложнить, дополнить и использовать в старших возрастах.

Игра «Сбор грибов»:

Эта игра учит детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова «большой» и «маленький».

Сравнивать предметы по количеству много - мало.

Все начинается с игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает малышей. Здесь могут быть разные варианты заданий. Можно предложить сгруппировать предметы. Дети сопоставляют и группируют предметы по форме и их размеру, сравнивают количество предметов попавших в разные группы. Разделив группу на части, дети устанавливают количественные соотношения между ними: «Много грибов», «есть большие и маленькие», «больших грибов больше, маленьких меньше», «большие грибы поставили под большую ёлочку, маленькие к маленькой ёлочке», «каждой белочке дали по маленькому грибочку» и т.д.








































Можно придумать сказку: что семейка белок: мама, папа и сынок – отправились на прогулку. Вдруг увидели большую ёлку, а под ней много, много грибов. Стали они между собой спорить, кто какой гриб будет есть.

Нужно разделить грибы в соответствии с размером белок ( большой – большой белке, маленький – маленькой белке)

Можно использовать и яблоки, ёжиков и т.д.

Игры и игровые моменты позволяют развивать у детей разнообразные положительные качества. Дети лучше запоминают в игре. Под дидактической игрой мы подозреваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания. Дидактические игры предназначены для обучения.

Цель дидактической игры – учит детей, тренировать и развивать их умственные способности.

В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача. Задача в игре составляет учебное содержание игры. Она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание и обогащает новыми знаниями, которые нужны для их дальнейшего развития.

Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует свое мышление, упражняет память.

Дидактические игры делают прочес обучения более легким, занимательным, та или иная умственная задача, заключенная в игре решается в доступной и привлекательной для детей деятельности. Она доставляет детям радость.

Игра «Пойдем в лес по грибы»

Раз – два –три

(Дети ходят по группе.

Мы ходили по грибы.

Раз грибок,

Два грибок,

Хвать его да в кузовок.)

Сюрпризный момент: Ой, посмотрите, кто это к нам в гости торопится.

Да это же зайка. ( Зайка прыгает, в руках у него коробка)

Что это у тебя в руках? – Коробка (Зайка даёт коробку)

Что-то она не открывается. Зайка, коробка не открывается.

Надо похлопать в ладошки.

Давайте похлопаем.

Все равно не открывается.

Надо сильнее похлопать.

Хлопаем сильнее.

Коробка открылась.

Достаем ёлочку.

Что это? – Ёлка

Елочка какая? – Большая

Под большой ёлочкой

Зайка, что же ты сделал.

Все грибы разбросал.

Надо теперь их собирать.

Заяц неси два ведерка.










Полный текст материала Статья "Значение дидактических игр в раннем возрасте" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рычкова Наталья Андреевна  rychkova32
13.12.2013 0 5234 547

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК