Статья "Значение дидактических игр в раннем возрасте"
Значение
дидактических игр
в формировании элементарных математических представлений
в развитии детей раннего возраста
(2-3 года)
Рычкова Наталья Андреевна
Заместитель заведующего по УВР
ГБДОУ детский сад № 15 Невского района
Санкт-Петербурга
Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников.
Ранний возраст.
Для ребят дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка включается во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит; обогащается его духовный мир. А это все содействует общему и умственному развитию. Для умственно развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, столь необходимых для познания окружающего мира и решении разного рода практических задач.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представление детей о количестве, величине, геометрических фигурах.
Выполнение дидактических игр вызывает у детей интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
Дидактические игры различаются: по обучающему содержанию, познавательности, деятельности детей, игровым действиям и правилам, организацией и взаимоотношением детей, по ролям воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм.
Математические игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Математические игры позволяют развивать мысленные процессы, память.
Дети любознательны, тянутся ко всему новому и нам надо только почаще смотреть как в зеркало, в удивительные детские глаза.
Играя с детьми, мы сами получаем огромное удовольствие, вспоминая своё детство, и лучше понимаем детей.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удовольствием открывает для себя окружающий мир. Задача воспитателей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность дать пищу уму ребенка.
Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок открывает маленькие истины.
В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.
Наиболее благоприятное развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей.
Играя, ребенок приобретает умения различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям, и умениям осуществляется в форме увлекательных, доступных ребенку игр.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Играя, незаметно для себя ребенок усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Дидактические игры проходят успешно при правильной их организации.
Для проведения игр отводится специальное время в режиме дня, утренние часы, после дневного сна, когда дети поедят. В это время они бодры, спокойны, деятельны, так как со и еда положительно действуют на их самочувствие.
Дети будут играть охотно и с удовольствием, если всё, что им показывают, имеет привлекательный вид. Рассматривание их доставляет ребёнку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получение впечатлений. Дети, особенно в раннем возрасте, быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяя игру, игра способствовала более высокой степени развития. Дидактические игры характеризуются общей для них чертой – наличием детской деятельности.
В дидактической игре учитывается:
Цель игры
Задание
Материалы
Ход игры
Учитываются не только учебные, но и воспитательные задачи.
Формирование познавательного интереса: развивать память, мышление, внимание. Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Игры приносят детям удовольствие и помогают установить контакт с каждым ребёнком.
Те игры, что сделали мы, они для самых маленьких, но их можно усложнить, дополнить и использовать в старших возрастах.
Игра «Сбор грибов»:
Эта игра учит детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова «большой» и «маленький».
Сравнивать предметы по количеству много - мало.
Все начинается с игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает малышей. Здесь могут быть разные варианты заданий. Можно предложить сгруппировать предметы. Дети сопоставляют и группируют предметы по форме и их размеру, сравнивают количество предметов попавших в разные группы. Разделив группу на части, дети устанавливают количественные соотношения между ними: «Много грибов», «есть большие и маленькие», «больших грибов больше, маленьких меньше», «большие грибы поставили под большую ёлочку, маленькие к маленькой ёлочке», «каждой белочке дали по маленькому грибочку» и т.д.
Можно придумать сказку: что семейка белок: мама, папа и сынок – отправились на прогулку. Вдруг увидели большую ёлку, а под ней много, много грибов. Стали они между собой спорить, кто какой гриб будет есть.
Нужно разделить грибы в соответствии с размером белок ( большой – большой белке, маленький – маленькой белке)
Можно использовать и яблоки, ёжиков и т.д.
Игры и игровые моменты позволяют развивать у детей разнообразные положительные качества. Дети лучше запоминают в игре. Под дидактической игрой мы подозреваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания. Дидактические игры предназначены для обучения.
Цель дидактической игры – учит детей, тренировать и развивать их умственные способности.
В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача. Задача в игре составляет учебное содержание игры. Она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание и обогащает новыми знаниями, которые нужны для их дальнейшего развития.
Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует свое мышление, упражняет память.
Дидактические игры делают прочес обучения более легким, занимательным, та или иная умственная задача, заключенная в игре решается в доступной и привлекательной для детей деятельности. Она доставляет детям радость.
Игра «Пойдем в лес по грибы»
Раз – два –три
(Дети ходят по группе.
Мы ходили по грибы.
Раз грибок,
Два грибок,
Хвать его да в кузовок.)
Сюрпризный момент: Ой, посмотрите, кто это к нам в гости торопится.
Да это же зайка. ( Зайка прыгает, в руках у него коробка)
Что это у тебя в руках? – Коробка (Зайка даёт коробку)
Что-то она не открывается. Зайка, коробка не открывается.
Надо похлопать в ладошки.
Давайте похлопаем.
Все равно не открывается.
Надо сильнее похлопать.
Хлопаем сильнее.
Коробка открылась.
Достаем ёлочку.
Что это? – Ёлка
Елочка какая? – Большая
Под большой ёлочкой
Зайка, что же ты сделал.
Все грибы разбросал.
Надо теперь их собирать.
Заяц неси два ведерка.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рычкова Наталья Андреевна
→ rychkova32 13.12.2013 0 5375 547 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.