Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников


Пояснительная записка

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа «Дошколята» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.



Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.



Место занятий в учебном плане

Программа «Дошколята» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика и конструирование», «Декоративное рисование и лепка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 16 недель. Общее количество занятий – 48.



Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.



Результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.



Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.



Программа предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД (см. Приложение 2).



Предметные результаты.

Ребенок научится:



распознавать первый звук в словах;

внимательно слушать литературные произведения;

называть персонажей, основные события;

отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

составлять элементарный рассказ по серии картинок;

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

участвовать в коллективных разговорах;

использовать принятые нормы вежливого речевого общения;



различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

ориентироваться в пространстве;

ориентироваться в тетради в клетку;

выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;



правильно использовать кисть при рисовании;

выполнять элементарный орнамент в полосе;

использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).



Ребенок получит возможность научиться:



устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);



устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

присчитывать и отсчитывать по одному, по два;



использовать основные правила построения линейного орнамента;

различать изделия хохломского промысла, гжельского, дымковского, филимоновского, каргопольского, полхов-майданского.



Содержание программы

Обучение грамоте и развитие речи (16 ч).

Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.



Математика и конструирование (16 ч).

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 9.количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 9 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Конструирование. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Решение задач на комбинаторику и преобразование.



Декоративное рисование и лепка (16 ч).

Орнамент как вид украшения, как вид искусства. Орнамент в полосе. Способы рисования орнамента в полосе. Хохломской, гжельский, дымковский, филимоновский, каргопольский, полхов-майданский промысел. Основные цвета, элементы и изделия промыслов. Матрешка как игрушка и сувенир и как вид искусства.



Тематическое планирование

Обучение грамоте и развитие речи – 16 занятий, из них 8 занятий используются для диагностики.

Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух.

Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки.

Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи.

Разучивание и составление загадок.

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации.

Театр. Разыгрывание сказок по ролям.

Составление рассказов по опорным картинкам.

Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему.

Диагностические исследования по показателям: «Здоровье и двигательная активность (методика 1)», «Коммуникативные способности (методика 1-4)», «Способность к построению речевого высказывания (методика 1)», «Осведомленность в основных областях знаний (методика 3-4,6)».



Математика и конструирование – 16 занятий, из них 8 занятий используются для диагностики.

Сравнение предметов (сюжетных картинок).

Классификация предметов.

Расположение в пространстве и на плоскости.

Название чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Логические задания на развитие внимания, воображения.

Логические задания на развитие памяти и мышления.

Диагностические исследования по показателям: «Сенсорные способности (методика 1-2)», «Интеллектуальные способности (методика 1-4)», «Осведомленность в основных областях знаний (методика 1-2)».



Декоративное рисование и лепка – 16 занятий, из них 8 занятий используются для диагностики.

Орнамент.

Золотая хохлома.

Гжель.

Русская матрешка.

Дымковская игрушка. Барыня.

Каргопольская игрушка. Конь.

Богородская игрушка. Мишка.

Филимоновская игрушка. Чудо - птицы.

Диагностические исследования по показателям: «Творческие способности (методика 1-4)», «Регуляторные способности (методика 1-3)», «Осведомленность в основных областях знаний (методика 5,7)».



Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы (см. Приложение 1).

Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик (см. Приложение 2).



Литература

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010



Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания





Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.

Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку: толковый словарь.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
...

Полный текст материала Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иевлева Светлана Александровна  учитель8350
15.03.2013 1 76591 9732

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК