Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема: День Защитников Отечества, 6-7 лет


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа детский сад "Ивушка"











Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л."

Лексическая тема: День Защитников Отечества

для детей подготовительной группы













подготовила учитель-логопед

Мельникова Наталья Ивановна









г. Новый Уренгой

2013

ЦЕЛЬ:  Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества".

ЗАДАЧИ: Образовательные:

  • Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л'], буквой ЭЛ;

  • Формировать умение различать звуки [л] - [л'] по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие;

  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

  • Активизировать речевую деятельность детей по теме "День защитников Отечества"

  • Отработать навык подбора синонимов;

  • закрепить правильное произношение звуков [л] - [л'] в слогах и словах.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.

  • Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.





ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

-Сядет тот, кто услышит свое имя.......

2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):

«Улыбочка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Улыбочка-хоботок» - попеременно


Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!



«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

"Вкусное варенье"

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.


«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.


«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

3. Знакомство с новой темой.

-Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества)

-Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики...)

-Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).

-Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)

-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)

-Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький - ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)

-Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)

-Знакомство с буквой Л.

4. Развитие фонематического слуха:

-Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой...)

Повтори слоги (отраженно):

ла-ла-ла - ля-ля-ля

ло-ло-ло - ле-ле-ле

лу-лу-лу - лю-лю-лю

лы-лы-лы - ли-ли-ли

Повтори чистоговорки:

ла-ла-ла - у самолета два крыла

ло-ло-ло - сломано крыло

лу-лу-лу - слава генералу

лы-лы-лы - воины сильны

ли-ли-ли - танки в бой пошли

лю-лю-лю - Родину люблю

ле-ле-ле - вертолеты вдалеке

5. Зрительная гимнастика.

-Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется "Сигнальщик"

6. Игра "Сигнальщик"

Цель: учить различать звуки [л] - [л'] в словах по акустическим признакам.

Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).

Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.

7. Игра "Кто это?"

Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме "День защитников Отечества".

-Следующая наша остановка называется "Кто это?"

1.Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

2.Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)

3.Самолет парит, как птица,

Там- воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат- военный… (летчик)

4. Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…(танкистом)



-с парашюта прыгает......

-в разведку идет .....

-на вертолете летает....

-в десантных войсках служит ....

8. Пальчиковая гимнастика.

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

9. Остановка "Двойной противник."

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.

- Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:


Холодная зима — теплое лето.

Длинный день — короткая ночь.

Грустный мальчик — веселая девочка.

Смелый друг — трусливый враг.

Горькая правда — сладкая ложь.

Маленький карлик — большой великан.

Правдивый мудрец — лживый глупец.

Скучное начало — интересный конец.

10. Остановка "Ребус"

Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.

-Отгадать зашифрованное слово.

С

З

Г

Д

Е

Л

А

И

Ь

К

Л

Т

М

Н

Ё

С

Ц

Ъ

С

П

Д

Ы

Я

Ж

К

О

Л

У

К

Я

Д

Ч

П

Ш

Т

О



первая буква слова находится в верхнем левом углу

вторая - в нижнем правом углу

третья - в верхнем правом углу

четвертая - в нижнем левом углу

пятая - под буквой, которая находится в верхнем левом углу

шестая - под буквой, которая находится в верхнем правом углу.

-Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.

Составить предложение с этим словом.

11. Итог занятия:

«Да или нет?» 
Я проверю, какие Вы внимательные! 
- Наша армия сильна? (Да) 
- Защищает мир она? (Да) 
- Мальчишки в армию пойдут? (Да) 
- Девочек с собой возьмут? (нет) 
- Стоит летчик на границе? (нет) 
- Он летает выше птицы? (Да) 
- Мы праздник с вами отмечали? (Да) 
- Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
- Мир важней всего на свете? (Да) 
- Знают это даже дети? (Да)



























Список используемой литературы:

  1. Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.

  2. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.

Слайд 1
ЗВУКИ «Л», «Л’» Буква Л Лексическая тема День защитников Отечества. Занятие обучения грамоте, подготовительная группа Автор: Мельникова Наталья Ивановна Учитель-логопед МБОУ НШДС «Ивушка» г. Новый Уренгой
Слайд 2
Артикуляционная гимнастика
Слайд 3
Характеристика звука Согласный Звонкий Может быть твёрдым и мягким
Слайд 4
Л л Знакомство с буквой Л
Слайд 5
Повтори слоги • ЛА-ЛА-ЛА • ЛО-ЛО-ЛО • ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛЮ • ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЛЮ-ЛЮЛИ-ЛИ-ЛИ
Слайд 6
Повтори чистоговорки • • • • • • • ЛА-ЛА-ЛА – У САМОЛЁТА НЕТ КРЫЛА ЛО-ЛО-ЛО – СЛОМАНО КРЫЛО ЛУ-ЛУ-ЛУ – СЛАВА ГЕНЕРАЛУ ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – ВОИНЫ СИЛЬНЫ ЛИ-ЛИ-ЛИ – ТАНКИ В БОЙ ПОШЛИ ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ – РОДИНУ ЛЮБЛЮ ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – ВЕРТОЛЁТЫ
Слайд 7
Зрительная гимнастика
Слайд 8
Игра «Сигнальщик» Дифференциация твердых и мягких звуков
Слайд 9
Игра «Кто это?»
Слайд 10
Пальчиковая гимнастика • Не допустят к нам войну себя) • Защитят свою страну • • • • (обе ладони от (руки соединить перед собой) Пограничник, вертолётчик (загибать пальцы, начиная с мизинца) Врач военный и танкист, А ещё десантник, лётчик, Снайпер и артиллерист.
Слайд 11
Игра «Двойной противник» - Скажи наоборот: • Холодная зима • Длинный день • Грустный мальчик • Смелый друг • Горькая правда • Скучное начало • Маленький карлик
Слайд 12
«РЕБУС» С Е А Е ЫФ Я Ч ЮЭ У У Л А И Г В С Д К В Т Р А М Л Н Ы Б М О И Р Г Ф ЖД В Т З Э Т Б П А ШЛ Й О
Слайд 13
Звуковой анализ слова С О Л Д А Т
Слайд 14
ИГРА «Да или нет?» - Наша армия сильна? - Защищает мир она?   - Мальчишки в армию пойдут?   - Девочек с собой возьмут? - Стоит лётчик на границе? - Он летает выше птицы? - Мы праздник с вами отмечали? - Мам, девчонок поздравляли? - Мир важней всего на свете? - Знают это даже дети?
Слайд 15
Список используемых источников 1. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с. 2. http://www.logoped1.ru/blog_logoped/artgimn/24-uprazhneniya-dlya-artikulyatsio nnoy-gimnastiki.html 3. http://images.yandex.ru 4. http://dohcolonoc.ru/utrennici/3181-23-fevralya-den-rozhdeniya-armii-rodnoj-stsena rij-utrennika.html

Полный текст материала Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема: День Защитников Отечества, 6-7 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельникова Наталья Ивановна  nata_m
25.03.2013 0 7732 744

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК