Слайд 1
ЗВУКИ «Л», «Л’» Буква
Л
Лексическая тема
День защитников Отечества.
Занятие обучения грамоте, подготовительная
группа
Автор: Мельникова Наталья Ивановна
Учитель-логопед МБОУ НШДС «Ивушка»
г. Новый Уренгой
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная школа детский сад "Ивушка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л."
Лексическая тема: День Защитников Отечества
для детей подготовительной группы
подготовила учитель-логопед
Мельникова Наталья Ивановна
г. Новый Уренгой
2013
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества".
ЗАДАЧИ: Образовательные:
Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л'], буквой ЭЛ;
Формировать умение различать звуки [л] - [л'] по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Активизировать речевую деятельность детей по теме "День защитников Отечества"
Отработать навык подбора синонимов;
закрепить правильное произношение звуков [л] - [л'] в слогах и словах.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.
Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
-Сядет тот, кто услышит свое имя.......
2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):
«Улыбочка» -
Удержание губ в улыбке. Зубы не
видны.
«Хоботок» -
Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Улыбочка-хоботок» - попеременно
Улыбайся
народ,
Потом губы – вперёд!
И так
делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало
есть!
«Качели»
- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,
А
сейчас качели вверх
Тянем, тянем до
небес.
Вниз теперь их полёт
И никто
не отстаёт.
"Вкусное варенье"
- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).
Губка
верхняя в варенье
Ах,
неаккуратно ел.
Вот
облизывать придётся
Будто
нету других дел.
«Маляр»
- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок
наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит
нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано
немало, кисточка устала.
«Лошадка»
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот
лошадка скачет ловко,
У лошадки есть
сноровка!
Много, много в цирке лет,
А
ребятам всем – привет!
3. Знакомство с новой темой.
-Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества)
-Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики...)
-Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).
-Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)
-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)
-Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький - ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)
-Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)
-Знакомство с буквой Л.
4. Развитие фонематического слуха:
-Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой...)
Повтори слоги (отраженно):
ла-ла-ла - ля-ля-ля
ло-ло-ло - ле-ле-ле
лу-лу-лу - лю-лю-лю
лы-лы-лы - ли-ли-ли
Повтори чистоговорки:
ла-ла-ла - у самолета два крыла
ло-ло-ло - сломано крыло
лу-лу-лу - слава генералу
лы-лы-лы - воины сильны
ли-ли-ли - танки в бой пошли
лю-лю-лю - Родину люблю
ле-ле-ле - вертолеты вдалеке
5. Зрительная гимнастика.
-Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется "Сигнальщик"
6. Игра "Сигнальщик"
Цель: учить различать звуки [л] - [л'] в словах по акустическим признакам.
Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).
Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.
7. Игра "Кто это?"
Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме "День защитников Отечества".
-Следующая наша остановка называется "Кто это?"
1.Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет?
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ? (Пограничник)
2.Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море-дом его родной.
Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)
3.Самолет парит, как птица,
Там- воздушная граница.
На посту и днем и ночью
Наш солдат- военный… (летчик)
4. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется…(танкистом)
-с парашюта прыгает......
-в разведку идет .....
-на вертолете летает....
-в десантных войсках служит ....
8. Пальчиковая гимнастика.
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну (руки соединить перед собой)
Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Врач военный и танкист,
А еще десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.
9. Остановка "Двойной противник."
Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.
- Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:
Холодная зима — теплое лето.
Длинный день — короткая ночь.
Грустный мальчик — веселая девочка.
Смелый друг — трусливый враг.
Горькая правда — сладкая ложь.
Маленький карлик — большой великан.
Правдивый мудрец — лживый глупец.
Скучное начало — интересный конец.
10. Остановка "Ребус"
Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.
-Отгадать зашифрованное слово.
С |
З |
Г |
Д |
Е |
Л |
А |
И |
Ь |
К |
Л |
Т |
М |
Н |
Ё |
С |
Ц |
Ъ |
С |
П |
Д |
Ы |
Я |
Ж |
К |
О |
Л |
У |
К |
Я |
Д |
Ч |
П |
Ш |
Т |
О |
первая буква слова находится в верхнем левом углу
вторая - в нижнем правом углу
третья - в верхнем правом углу
четвертая - в нижнем левом углу
пятая - под буквой, которая находится в верхнем левом углу
шестая - под буквой, которая находится в верхнем правом углу.
-Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.
Составить предложение с этим словом.
11. Итог занятия:
«Да
или нет?»
Я
проверю, какие Вы внимательные!
-
Наша армия сильна? (Да)
- Защищает
мир она? (Да)
- Мальчишки в армию
пойдут? (Да)
- Девочек с собой
возьмут? (нет)
- Стоит летчик на
границе? (нет)
- Он летает выше
птицы? (Да)
- Мы праздник с вами
отмечали? (Да)
- Мам, девчонок
поздравляли? (Нет)
- Мир важней всего
на свете? (Да)
- Знают это даже дети?
(Да)
Список используемой литературы:
Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.
33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.
Автор: Мельникова Наталья Ивановна
→ nata_m 25.03.2013 0 7732 744 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.