Слайд 1
Урок обучения грамоте
(письмо) в 1 классе.
Тема: Строчная и
заглавная буквы щ, Щ.
Мармышова Е.В.
МАОУ гимназия №12
им. Г.Р.Державина
г.Тамбов
учитель начальных классов
Мармышова Елена Викторовна
Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе.
(по прописи Н.В.Нечаевой – система Л.В.Занкова)
Тема урока: «Строчная и заглавная буквы щ, Щ».
Цель: обучение письму букв щ, Щ, слогов и слов.
Задачи:
Обучать письму строчной и заглавной буквы щ, Щ, слогов и слов с этой буквой; учить писать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
Расширять словарный запас, развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, работать над развитием внимания;
Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.
Предполагаемые результаты:
В результате изученной темы дети должны:
1. Уметь писать строчную и заглавную буквы щ, Щ, слоги и слова с этими буквами;
2. Уметь письменно отвечать на вопросы, составлять предложения;
3. Уметь давать характеристику звуку.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, демонстрационная карточка с буквами, оценочные листы.
Ход урока:
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. |
Мотивация. Эмоциональный настрой.
|
Мы начинаем урок письма. Давайте начнем урок с улыбки и хорошего настроения. Подарите свои улыбки мне, своим друзьям и нашим гостям. -Чему мы учимся на уроках письма? Девиз нашего урока: Перо пишет, а ум водит. Как понимаете эту пословицу? Слайд 2 |
|
Положительная мотивация и познавательный интерес. |
2. |
Актуализация знаний |
Игра «Что лишнее?» Слайд 3 Р,С, А, ш, И, О; (Лишняя буква "ш" - она строчная.) е. ё, и, ю, я, а; (Лишняя буква "а" - она указывает на твёрдость согласного.) р. м, н, л, щ; (Лишняя буква "щ" - она обозначает всегда мягкий согласный звук.) - А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы "ч" и "й".) - С какой последней буквой познакомились? (с буквой Ч) Дайте характеристику звуку. Слайд 4 |
Рассматривание букв на экране. Повторение изученных букв.
|
Обобщать, сравнивать, выделять главное.
|
3 |
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
|
На доске: карточка с буквой Щ. Слайд 5 Постановка цели урока детьми. -Над чем будем работать на уроке? (Учиться писать буквы Щ, слоги, слова и предложения с ней.) Загадка: Он играет, громко лает, Скуки он совсем не знает. На пути сбивает с ног, Шустрый, маленький ... (щенок) - Дайте характеристику первого звука в слове. Характеристика звука [щ']: согласный, глухой, всегда мягкий. |
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. |
|
Фонетическая зарядка + физминутка
|
-А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Если услышим в слове звук [щ'], хлопаем в ладоши: ЩЁТКА, шёлк, ЩЕЛКУНЧИК, честный, жизнь, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, поход, ЩЕКА, туча, ЩУКА, печка, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, шёпот. |
Выполнение упражнений. |
|
4. |
Этап усвоения новых знаний. Проблемная ситуация |
Будем работать в прописях на странице 21. Исследуем элементы в прописи. Какие элементы надо ещё дописать, чтобы получилась буква? (короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо) Буква щ, Щ на экране. Слайд 6-8 Сравните письменную и печатную букву. Чем похожи и чем отличаются буквы? Какие элементы буквы вам знакомы? У каких букв они встречались? Обучение письму строчной и заглавной букв Щ. Показ на доске. Запись буквы в воздухе. Обведите букву по образцу в тетради. Запись слогов. Обведите на строке заглавные буквы. Проверьте, как научились писать букву Щ. |
Рассматривание элементов буквы на экране.
Написание новых букв. |
Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
|
Зарядка для глаз |
«Щенок играет в мяч» Слайд 9
|
Выполнение упражнений. |
|
5. |
Первичное закрепление.
|
- Какое сейчас время года? Зимой очень холодно. Плохо приходится братьям нашим меньшим. Но о домашних животных заботится человек. А вот птицам нужна наша помощь. -Как вы помогаете птицам пережить холодную зиму? -Какие птицы прилетают на кормушки? Весной птицы вернутся к нам из тёплых стран, и повсюду зазвучат их красивые песни. Чтение предложения: Весной в роще щебетали шустрые щеглы. -Что вы знаете об этих птицах? Щегол не является перелетной птицей, но с начала зимы до середины апреля щеглы собираются в стайки и кочуют на небольшие расстояния в поисках пищи. Щегол - веселая, подвижная, ловкая, с красивым оперением птица. Слайд 10 -О ком говорится в этом предложении? Подчеркнём одной чертой. Что говорится о щеглах? Подчеркнём двумя чертами. Это главные члены предложения. - Как называются остальные слова в предложении? Ответим на вопросы. Щеглы (какие?) шустрые Щебетали (где?) в роще Щебетали (когда?) весной
А вы слышали, как щебечут щеглы? Слушание записи. Работа над скороговоркой Слайд 11 Щебетал щегол со щеглихой, Щекотал своих щеглят, А щеглиха-щеголиха И щеглята-щеголята |
Ответы на вопросы, формулирование полных предложений.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пропись.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков.
|
6. |
Обобщение и систематизация знаний.
|
Работа в паре. Наш щеночек потерялся. Найдите на странице слово Щенок. Выполним задание. Работать будем в парах. Щенок бежит. Щегол летит. Червячок ползёт. |
Выполняют задание, проговаривая новые предложения. |
Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. |
7. |
Итог урока.
|
-Над чем работали на уроке? (Учились писать буквы Щ, щ, слоги, слова и предложения с ней.) -Что нового узнали? |
|
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8. |
Рефлексия. Самооценка |
Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Слайд 12 Поработайте со своим оценочным листом. 1.Каждое задание мне было понятно, я научился писать букву Щ,щ, писать слоги и слова с этой буквой – зелёный цвет. 2.Я знаю, но испытываю затруднения в написании букв Щ,щ – жёлтый цвет. 3. Я затрудняюсь и прошу помощи – красный цвет.
|
|
Развивать самоконтроль при устных высказываниях.
Осуществлять самоконтроль и самооценку.
|
Н.В.Нечаева: Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке и рабочим тетрадям по чтению (система 1 – 4) – Москва: «ЦОР – 1», 2002.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Нечаева Н.В., Булычёва Н.К.Тетрадь по письму. 1 класс. Часть четвёртая. Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Автор: Мармышова Елена Викторовна
→ Лена6735 14.01.2015 1 18756 2050 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.