Конспект открытого занятия "Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья"


Конспект открытого занятия "Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья"


Ионина Любовь Михайловна, воспитатель


Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Преподавание экологии


Программное содержание.

Учить коммуникативным формам общения в познании окружающего мира через трудовое воспитание.

Пополнить и закрепить знания детей о птицах, через развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.

Содействовать речевой активности и умению отражать в речи то, что узнали и увидели в процессе совместной деятельности: в изготовлении скворечников “Папина школа” и лепке “жаворонков” из теста с мамами.

Воспитывать желание заботиться о птицах – братьях наших меньших.

Обогащение словаря: птицы – скворец, грач, ласточки-береговушки, жаворонки, журавли.


Материал.


Макет дерева со скворечником, картинки с изображением насекомых (муха, жук, червяк, комар, кузнечик), деревянные детали для изготовления скворечника, молоток, гвозди, тесто, дощечки, кассеты с записью звуков живой природы, костюмы птиц для инсценировки.


Ход занятия.


Дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение Л.А.Савчука:


Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встаёт,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поёт,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клёны, берёзы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.


Звучит запись голосов птиц “В лесу”. Воспитатель (на фоне записи) загадывает детям загадку:


Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (Весна)


Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).


Да, ребята, с приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, звонко заливаются птицы, которые возвращаются с теплых краев. И сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить наступление весны и прилет птиц.


Хоровод “Веснянка”.


Воспитатель: Какие же птицы прилетают первыми? (Загадать детям загадки).


Всех прилетных птиц черней.

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица… (Грач)


На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

Издалека прилетел,

Песню нам свою запел. (Скворец)


Воспитатель: А теперь давайте послушаем рассказы родителей о тои, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.


1-й родитель: каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек , где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.


2-й родитель: Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”


3-й родитель: Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.


Воспитатель: Но не только от этого страдают птицы.


4-й родитель (читает стихотворение Л.Кондратенко “Птицы загрустили”:


Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.

Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили, не стали щебетать,

И все они решили туда не прилетать.

В садах уже не слышен веселый перелив,

В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.

Все сохнет, увядает, страдает все село,

Страдает и не знает, что в нем произошло.

Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…


Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).


1-й ребенок:


Нет, гнезд не будем разорять,

Вот слово всех ребят,

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звучат!


Воспитатель: Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.


2-й ребенок:


Морозы жестокие в нашем краю.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как во дворе,

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробушков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда

Им будет легко пережить холода.


Воспитатель: Да, ребята, зимой птицам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать, а весной надо строить им домики. (Загадать детям загадку).


Что за домик мне скажите

В нем летает каждый житель?

Кто в том домике живет,

Песню звонкую поет? (Скворечник и скворец).


Воспитатель (показывая скворечник): вот в таком домике живут скворцы, эти домики для них строят люди. Посмотрим сценку о жильцах этого домика.


Инсценировка по стихотворению Г.Ходырева “Скворец”.


Воспитатель:


Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.


Скворец (старший ребенок):


Скворец - заботливый отец,

Но чем унять скворчат?

Лишь выйду из дому и вот

Опять они кричат.


1-й скворушка: Хочу я муху!


2-й скворушка: Червяка!


3-й скворушка: Давай кузнечика!


4-й скворушка: Жука!


5-й скворушка: А мне бы до обеда хотя бы комара!


Скворец:


Скворец - заботливый отец

И все, что есть в меню,

Из рощи в дом несет скворец

И кормит ребятню! (скворец раздает скворчатам картинки с изображением перечисленных насекомых)


3-й ребенок:


Через горы, через море

Стайкой птицы к нам летят.

Мы для них построим город,

Птичий город – Птицеград!


Папы вместе с мальчиками строят скворечники.


Воспитатель: Но ведь у нас сегодня праздник, а какой праздник без угощения. В старину на праздник птиц пекли “жаворонков”. Давайте попросим наших мам помочь девочкам приготовить “жаворонков”.


Девочки вместе с мамами готовят “жаворонков” из теста. После того, как “жаворонки” сделаны, няня относит их на кухню печь.


Затем исполняется песня “Птичий дом” (муз. Д.Кабалевского, сл. О.Высотской).


4-й ребенок (выносит готовый скворечник):


Готовы скворечники, можно селиться.

Готовы дома-терема!

Летите, летите, веселые птицы

Скорей занимайте дома.


Проводится татарская народная игра “θйге”.


Воспитатель: наши “жаворонки” готовы. Давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердца их станут добрее, заботливее ко всему живому на земле!


Дети угощают гостей “жаворонками” и выходят из зала под пьесу П.И.Чайковского “Жаворонок”.


Использованная литература:

  1. Дошкольное воспитание № 9, 1998 г.

  2. «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12)


Полный текст материала Конспект открытого занятия "Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ионина Любовь Михайловна  ionina
24.04.2011 2 5009 706

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК