Экологический проект "Покормите птиц зимой"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 52 «Сказка»
города Набережные Челны Республики Татарстан
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
ЗИМОЙ»
«ПОКОРМИТЕ
ПТИЦ ЗИМОЙ»
Разработала воспитатель
II квалификационной категории
Исмагилова Гульнара Завдатовна
2
«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.
Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи:
Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.
Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
Практическое выполнение кормушек.
Сделать анализ и обобщить результат.
Сроки работы: октябрь – март.
Методы и приемы:
Знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.
Экскурсии в осенне - зимний период.
Наблюдение за птицами.
Сбор и обработка информации.
Творческая работа.
Этапы работы:
Теоретический.
Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.
На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.
Практический.
Цель: Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц.
На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции.
Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.
Творческий.
Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников.
На этом этапе детям было предложено оформить стенгазету, листовки: «Покорми птиц зимой - и они отплатят тебе летом», «Чтобы летом пели птицы вокруг, покорми ты их зимой милый друг!», «Не забывай о птицах зимой». А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».
Наблюдения.
Цель: Вести календарь наблюдений за птицами.
Заключение.
В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:
- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
- Сытой птице мороз не страшен.
- Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
На основе проделанной работы подготовить доклад и подготовить презентацию:
«Птицы наши друзья!».
Тематический план работы
по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
к теме: «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Месяц |
Тема |
Содержание |
Сентябрь |
«Птицы – покорители воздушного океана» |
Беседа по теме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, изготовление книжек самоделок о птицах с подбором загадок, стихов, конкурс рисунков «Птицы нашего края». |
Октябрь |
Орнитологическая экскурсия |
Наблюдение за жизнью птиц в нашей местности. Проведение викторины «Кто знает лучше птиц». Знакомство с профессиями орнитолог, эколог. |
Ноябрь |
Круглый стол «Как помочь зимой птицам» |
Изготовление и развешивание кормушек, оформление и распространение листовок, заготовка кормовой смеси для птиц. |
Декабрь |
Акция «Покормите птиц зимой» |
Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами. |
Январь |
Акция «Покормите птиц зимой» |
Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами. |
Февраль |
Акция «Покормите птиц зимой» |
Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами. |
Март |
КВН «Птичьи разговоры» |
Вспомнить сказки, загадки, рассказы, стихи о птицах, познакомить детей с фольклором разных народов. |
Апрель |
Презентация: «Птицы наши друзья» |
Обработка информации, выступление с докладом о проделанной работе. Награждение участников проекта памятными призами. |
Май |
Экскурсия в музей экологии |
Встреча с экологами. Выпуск стенгазеты «Люби и береги природу» |
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.
Викторина "Кто лучше знает птиц?"
Задачи:
Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;
Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
Совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных (утиный хвост), употребление в речи предлогов (у кормушки);
Развитие связной речи – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия:
I этап: Актуализация:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.
Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.
1.Вопросы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
– Назовите домашних птиц.
Дети: Куры, утки, гуси, индюки.
– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.
2. Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.
3. Упражнение “У кормушки”.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.
4.Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.
Вопросы:
– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?
Дети: У них на лапах перепонки.
– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?
Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.
5.Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
- Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
- У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
- У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
- Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
6. Физкультминутка. Подвижная игра “В птицу превратись”.
Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку.
7. Задание “Каждую птицу на свое место”.
Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.
Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц, живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).
8. Упражнение “Кто, где спрятался?”
На игровом поле пейзажи Африки. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц жарких стран и задает детям вопросы:
– Кто спрятался на пальме? Почему, вы, так думаете?
Дети: На пальме спрятался попугай, потому что мы видим попугаичьи крылья.
– Кто спрятался в море? Почему, вы, так думаете?
Дети: В море спрятался пеликан, потому что мы видим пеликаний клюв.
9. Упражнение “Четвертый лишний”.
Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.
III этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Литература:
«Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.
«Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.
«Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.
«Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.
«Покормите птиц зимой» Александр Яшин.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исмагилова Гульнара Завдатовна
→ guly116 29.11.2011 1 7856 1395 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.