Опыт работы на тему "Экологическое и трудовое воспитание младших дошкольников", средняя группа
Клименкова Марина Александровна
Воспитатель
МБДОУ №10
Опыт работы на тему
«Экологическое и трудовое воспитание младших дошкольников»
«Мир, окружающий ребенка,- это прежде
всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
« Я буду так вводить малышей в окружающий мир,
чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое,
чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам
мышления и речи - к чудесной красоте природы.
Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец
Рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы
каждый шаг познаний облагораживал
сердце и закалял волю»
В. А. Сухомлинский
В старину говорили « Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит, а когда вдоль - учить поздно».
Учить - что скрыто в этом слове? Обучение и развитие ребенка идет постоянно, ежеминутно, ребенок «впитывает» информацию, которую ему предоставляет мир. Считывание, приобретение жизненного опыта происходит через исследования предметов, явлений . Ребенок тянется к интересному, красивому, яркому, пытается исследовать окружающий мир всеми доступными способами - его все удивляет, радует и огорчает. Но это его опыт, который останется с ребенком на всю оставшуюся жизнь.
Никогда в последующей жизни у человека не будет такого искреннего восприятия и остроты чувств, как в детстве. Если спросить у взрослых людей, что больше всего им запомнилось за всю жизнь, богатую впечатлениями и событиями, они будут вспоминать самые яркие детские образы: горячую деревенскую печку, вкус и запах бабушкиных пирогов и свой маленький колобок, поход с отцом в горы, первую в жизни «грибную охоту», обрезанное для себя мамино красное платье в горошек, расписанную странными цветами доску в подарок маме на 8 марта и многое другое - из этого следует, что самые яркие, стойкие и необходимые впечатления у ребенка остаются тогда, когда он что-либо выполняет сам и получает от действия положительный результат.
Исходя из выше сказанного, имея опыт работы с детьми по исследовательской, я решила в
этом учебном году взять за основу работы с нашими малышами тему трудового воспитания, но сконцентрировать внимание в первую очередь, в основном, на труде детей в природе, используя дополнительно понятные и доступные приемы экологического развития.
Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослым делает дошкольный период жизни ребенка доступным для трудового и экологического воспитания.
Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известна фраза ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии ребенка, этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.
Не смотря на то, что результаты детского труда не имеют большой значимости для общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно важна. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труду других людей, установления доброжелательных взаимоотношений между детьми, живущими в одной группе. Прав был выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, подчеркивая, что «.. .трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».
Один из видов трудовой деятельности, очень любимый детьми, труд в природе. Труд в природе особенно ответственен, дети не должны смотреть на него, как на забаву – ведь небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый: рыбка погибнет, если ее не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивое растение завянет, если его не поливать... Уход за животными и растениями воспитывает в детях ответственность.
Прежде, чем приступить к работе по данной теме, я спросила себя: «С чего же начать?». Как правило, под этим подразумевается создание определенной развивающей среды, приобретение необходимого оборудования, методической литературы. Все это очень важно, но ответ на вопрос будет немного другим – Начать нужно с себя! До сих пор педагоги, объясняя детям необходимость, охраны природы, нередко используют антиэкологические аргументы, например: «Речку нельзя засорять потому, что мы в ней купаемся, ловим рыбу». Это типичный пример потребительского подхода к природе. Другой пример – широко распространенный метод деления животных, растений на вредных и полезных, красивых и некрасивых. Это заставило меня задуматься о том, насколько моё поведение экологично. К сожалению, новой литературы по трудовому воспитанию детей очень мало, но я, используя статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Здоровье» и классическую методическую литературу по проблеме, составила адаптированный на детей нашей группы и возможности дошкольного учреждения перспективный план.
Чтобы не упустить драгоценного времени работу по труду и экологии начали с летних месяцев, с постепенно поступающими после отпусков детьми, т .к. август и сентябрь на Крайнем севере - самая прекрасная пора для наблюдений за изменениями в природе, для труда в природе - на участке и в парнике.
Задачи проводимых мероприятий поставила перед собой следующие:
Формировать у ребенка бережное, созидательное, гуманное, вдумчивое отношение к окружающей природе.
Формировать и укреплять позицию помощника и защитника ко всем проявлениям жизни.
Воспитывать у детей уважительное к труду других людей, желание подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества.
4. Воспитывать умение и желание включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела.
Работу по выполнению выше поставленных задач начала с создания необходимых условий
в группе:
1. В данном случае оказалось просто необходимым создание парника в группе для высадки лука, помидоров, огурцов, других зеленых культур; посева крупных семян злаков: овса, разнотравья для корма хомячкам.
Пересмотрела и пополнила оборудование для ухода за растениями: горшки, грабельки, лопатки, воротнички, клеенки, лейки, фартуки, тряпочки, кисточки, секатор, опрыскиватели…
Для закрепления наблюдений в природе изготовила календарь природы в понятной для детей форме.
4. Приобрела муляжи овощей и фруктов для занятий и дидактических игр.
5. Оригинально и удобно оформила паспорта на растения по программе.
6. Постарались подобрать растения, цветущие в разное время года, с разными требованиями к поливу, свету, с разными внешними характеристиками, где активно приняли участие родители.
7. В группе поселились хомячки - Малышка и Софа.
8. Приобретен аквариум, в котором живут улитки, водоросли и рыбки.
В первой половине учебного года детей дошкольного возраста мы приучаем к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя кормить рыб, хомяков, комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов и злаков, сажать лук.
Во второй половине года привлекаю детей выполнять трудовые поручения самостоятельно, заботиться о растениях и животных: в уголке природы поливать растения, протирать крупные, плотные листья, рыхлить землю, кормить животных, менять им воду, т.е. у детей воспитывается такое важное качество как самостоятельность.
На
занятиях, в
беседах я стараюсь
пробудить
эмоциональные
переживания:
сочувствие,
нежность, жалость
ко всему живому.
У сотрудников
детского сада
и в семьях детей
живут хомячки,
поэтому, когда
хомячки появились
в
группе, мы были
к
этому готовы.
Была прочитана
необходимая
литература
по уходу за
хомячками,
приобретены
корм,
подстилки,
домик.
Первое время
за
хомячками
ухаживали
взрослые,
объясняя свои
действия детям.
Затем в виде
поручений
стали привлекать
детей к уходу
за
животными:
давать
корм, помогать
менять подстилки,
мыть кормушки
и
поилки.
Я объясняла детям, что нельзя оставлять животных на ночь, выходные без корма и воды. Придя утром в группу кто-то из детей обязательно подходил к хомячкам и проверял, все ли у них в порядке. Многие дети стали приносить хомячкам угощение из дома.
Иногда дети допускали ошибки, так Милана положила свежий корм в грязную тарелку. Заметив это, мы спросили «Почему хомячки не хотят есть этот корм?». Дети сразу напомнили Милане, как правильно кормить хомячков.
Всегда напоминаем детям, что после труда в живом уголке необходимо вымыть руки с мылом.
Также в виде поручений привлекали детей ухаживать за комнатными растениями. Чтобы поддержать желание детей научиться необходимым приемам ухода за растениями, я стараюсь демонстрировать свое беспокойство об их состоянии: «Почему-то опустились листики у растений? Что мы забыли сделать?»
Всегда радуемся положительным изменениям у растений: «Смотрите, у нашей дружной семейки появился росток. Эта трубочка превратится в новый листок. Кто заметит, когда он развернется?» После такого вопроса, приходя в группу, дети спешат к растениям. Дети радуются появлению цветов, бутонов, отростков. Именно эта радость побуждает их охотнее учиться необходимым приемам ухода за растениями, и я всегда подчеркиваю, что дети сами могут вырастить красивые растения для украшения группы, зала.
Если ребенок проявлял неустойчивый к поручениям по уходу за растениями, использовала игровые приемы в поэтической форме от имени растений:
Лида, Лидочка, Лидок, разве ты нам не дружок?
Ты забыла нас полить, землю нужно порыхлить.
Запыленные листы протереть забыла ты...
Как нам зеленеть, расти, как нам дружно зацвести?...
Эта словесная игра-шутка сделала свое дело. Лида перестала забывать о поливе растений и
через некоторое время растения опять «заговорили»:
Лида, Лидочка, Лидок, вот теперь ты наш дружок!
Ты
теперь нас
поливаешь, и
земельку
разрыхляешь,
Не поранив
корешки.
Моешь щеткою
горшки...
Дружно будем мы расти, ярко, весело цвести…
Развитие интереса и бережного отношения к растениям способствует выращивание их самими детьми. Познакомила детей с ростом и развитием луковиц. Посадили в банку с водой луковицу, предварительно рассмотрев ее. Рядом с банкой положили другую луковицу. Дали детям задание: заметить все изменения, которые будут с ними происходить и сказать об этом воспитателю. Мы зарисовали следующие моменты: появление корешков, посадка лука, появление первого пера и его рост. Такая фиксация позволила возвращаться к разным стадиям развития, уточнять изменения. Задавала вопросы: Для чего нужна вода в банке? Почему воды в банке стало меньше? (корешки выпили); Куда вода пропала? (лук выпил воду); Почему сначала появились корешки? (они помогают луковице пить воду); Почему у луковицы, которая лежала рядом с банкой ничего не выросло? (не было воды). Так наглядно дети убедились в том, что для растений необходима вода, что растение пьет воду корнями и если растение не поливать, то оно завянет…
Сколько было радости, когда ребятам доверили срезать зеленые перышки лука, которые в
обед украшали первое блюдо. Очень радовались ребята и тому, когда сотрудники детского сада просили у них разрешения срезать несколько луковых перышек , они понимали, что работали не только для себя, но и для других.
Кроме лука мы посеяли в парнике травку. Детям объяснили, что она вырастет и будет необходимым кормом для хомячков, чтобы они росли здоровыми и веселыми.
Проводили наблюдения за «детками» хлорофитума, черенками традесканции.
Для
зарисовок
наблюдаемых
растений оформили
«Чипполинкин
дневник».
При организации
общих
поручений,
в которых принимают
участие
несколько детей
(например, чистят
и моют клетку)
объединяющим
моментом здесь
является обобщение
итога работы,
которое имеет
большое
воспитательное
значение. Дети
впервые встречаются
с правилами:
«Когда трудятся
все вместе –
работа спорится
лучше»,
«Будешь трудиться
небрежно - подведешь
всех
друзей». Узнали
пословицы и
поговорки о
труде: «Дружно
- не трудно, а
врозь - хоть
брось», «Рукам
работа – душе
праздник»,
«Утреннюю
работу не оставляй
до вечера».
Чтобы занятия проходили интересно, увлекательно, я изготовила сказочного персонажа «Старичка - лесовичка», который детей знакомит с лесом, его обитателями, растениями, какие грибы и ягоды можно найти в лесу. Дети с удовольствием принимают от него информацию или учат его тому, чему сами недавно научились во время занятий.
Дети среднего возраста восприимчивы к разным видам предметной деятельности. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают мою речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам и самому себе, как части природы.
Воспитатель является носителем экологической культуры. Я знакомлю детей со способами общения с природой, формирую умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, вместе с детьми ищем ответы на волнующие нас вопросы, учу испытывать радость от осознания взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываю потребность в созидании, творчестве.
Особое внимание я обращаю на использование игры в разных формах. Ребенок 4 лет – это еще маленький малыш, который хочет играть. Поэтому я включаю игру в занятия, наблюдения, придумываю и организую театрализацию литературных произведений. Очень помогают в моей работе показы детьми старшей группы для наших малышей спектаклей, кукольных постановок, например, после просмотра театрального выступления по сказке В.Сутеевой «Под грибом» наши дети сами захотели ее инсценировать. В дальнейшем я планирую готовить разнообразные сценки самостоятельно и выходить для показа к детям старшей группы, создавать совместные театрализованные представления.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, поэтому я, использую самые различные ситуации, продолжаю его накапливать и расширять - уточняю с детьми форму, цвет, размер, запах, характер поверхностей, в таких играх, как «Волшебный мешочек», «Найди такой же», «Угадай на вкус».
Особое место в работе с детьми отвожу разнообразной деятельности детей с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения. Тщательно анализирую те произведения, которые использую, так как очень часто встречаются стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению, например:
Ходим,
ходим по лужку,
собираем по
цветку:
Красный, белый,
синий цвет...замечательный
букет.
М.Бычкова
Я
кузнечика
словил, в банку
с травкой
посадил,
Пусть
покажет, как
трещит, как
усами шевелит...
В.Митько
Стихи, которые я предлагаю для заучивания, подбираю небольшие, доступные для детского восприятия.
Полученные знания использую с детьми на занятиях по ИЗО. Дети с удовольствием изображали осенний лес. В аппликации с интересом наклеивали овощи на разделочную доску. Очень полюбили конструирование из природного материала: были оформлены 2 композиции из сухих листьев, в одной из которых был использован приём «монотипия». Теперь эти работы украшают нашу группу. Из аппликационной бумаги дети сделали композицию «Встреча на грибной полянке» по сказке, которую мы сочинили сами.
Конечно, к своей работе я привлекаю родителей, познакомив их в начале года с темой и задачами по трудовому и экологическому воспитанию детей. Объяснила, что такие занятия будут способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его интеллекта.
Совместно с родителями и детьми прошла акция «Посади дерево». Родители принесли в группу природный материал для занятий и кружковой работы.
С родителями проводила беседы, из которых я узнавала, какие дома есть комнатные растения, животные, что вырастает на дачных участках, куда дети ездят в отпуск.
Радует, что родители с пониманием относятся к нашей работе, стараются помочь, а это даёт всегда положительный результат в воспитании детей.
Я планирую продолжать свою работу, так как она необходима, и для такой работы в
группе и детском саду есть достаточные условия. Обязательно проведем совместно с родителями в этом году праздник «День Земли».
Работа по эколого-трудовому воспитанию трудна, многогранна и ее результаты видны не сразу, но мы уверены - все, что будет заложено в наших детях в этом возрасте, прорастёт в будущем прекрасными цветами бережного отношения к окружающему миру.
Использованная литература:
- С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»;
- И.Л.Паршуковой «Маленькие исследователи в детском саду»;
- Р.С. Буре «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания»;
- О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;
- О.В.Дыбина «Ребенок и окружающий мир»;
- Т.В. Смирнова «Ребенок познает мир»;
- Л.В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника в детском саду».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клименкова Марина Александровна
→ Marilek 24.07.2012 0 6069 648 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.