Проект "Страна птиц" (старший дошкольный возраст)
Разработала: Смотрова Надежда Николаевна, воспитатель ДОУ детского сада № 176 г. Волгограда.
Проект: «Страна птиц»
(старший дошкольный возраст).
Проблема:
Дети совсем не знают птиц, не знают об их трудностях зимой, не задумываются о том, как им можно помочь. Как познакомить детей с птицами?
Непосредственная организованная деятельность (цикл из 5-и тем с моделями и схемами в приложении к подпроекту «Страна птиц»).
2. Презентации птиц.
Каждый ребенок выбирает себе птицу. Попросить родителей помочь ребенку больше узнать о выбранной им птице, по возможности сшить костюм этой птицы. Заранее объявить день, когда ребенок будет готов знакомить со «своей» птицей других детей - это день презентации птицы и праздник для проводящего его ребенка. В праздничной атмосфере ребенок знакомит со «своей» птицей всех детей в группе.
3. Настольно-печатные игры.
Многие настольно-печатные игры нетрудно сделать вместе с детьми. На ватманском листе рисуем кружки – дорожку змейкой. Например, в игре «Перелетные птицы» эта дорожка проходит через моря, города, леса, горы, степи (все это можно обозначить цветом и символами, а можно вырезать и наклеить готовые иллюстрации с изображением гор, морей и т.д. из журналов, интернета); птиц поджидает много опасностей на пути к югу. С помощью кубика и разноцветных фишек с изображением пяти перелетных птиц дети с удовольствием совершают эти воздушные путешествия.
4. Дидактические игры.
- «Страна птиц», авторская игра по типу лото. 4 листа без надписей разрезать по линиям – игра готова;
- «Хорошо – плохо», назвать, что в мире птиц хорошо, а что плохо (с точки зрения людей);
- «Покорми птиц зимой», дети должны из всех картинок – птиц выбрать только кочующих и оседлых, и каждой подобрать любимое лакомство;
- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд, одинаково нарисованных птиц найти 5 – 10 различий;
- «Путаница», назвать 4 - 6 птиц, силуэты которых при рисовании наложить друг на друга;
- «Найди лишнюю птицу», например, ласточка, аист, воробей, скворец. Лишняя птица – воробей (оседлая птица, все остальные перелетные);
- «Расшифруй птицу», по первым буквам названий картинок прочесть название птицы, например, взять картинки зонта, яблока, барабана, листа, иголки, кубика; сложив первые буквы, прочтем – зяблик;
- «Мозаика», взять две картинки любой птицы, одну разрезать на 6 -10 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее.
5. Лабиринты:
- «Помоги цыплятам придти к курице»;
- «Помоги утенку приплыть к водоему»;
- «Найди курицу, несущую яйца» и другие.
6. Кроссворды о птицах (авторские).
Для детей, не умеющих читать – с картинками, для читающих – без картинок.
7. Ребусы о птицах (авторские).
Дети с удовольствием разгадывают несложные ребусы, получив в итоге названия различных рыб.
8. Птицы Красной книги (обзорное знакомство с рассматриванием иллюстраций или показом диафильма).
9. Пословицы и поговорки о птицах.
Народная мудрость выражена в пословицах и поговорках. Они украшают речь, придают ей наглядность, делают видимым то, о чем идет разговор. Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании птиц
10. Придумывание детьми загадок о птицах:
- описание их внешнего вида с опорой на сравнение с другими животными (маленький и серенький, но не мышь – воробей);
- описание их повадок в сравнении с другими животными (все любит воровать, но не лиса – сорока);
-что делает? чем питается7 где живет? и т.д. (живет на болоте, ловко ловит лягушек – аист).
11. Наблюдение за птицами на участке детского сада, на специально организованных экскурсиях.
К наблюдениям надо подготовиться заранее: запастись семечками, пшеном, кусочками хлеба, сала для подкормки птиц в холодное время года. Заранее изготовить вместе с детьми кормушки, развесить их не только на своем участке детского сада, но и на других участках и прилегающих к детскому саду улицах.
12. Письма птицам.
Вначале воспитатель вместе с детьми пишет письмо, например, ласточке:
«Здравствуй, милая ласточка! Мы живем в городе и иногда видим, как ты весной лепишь гнезда на высотных зданиях. В начале лета мы заметили, что ты, ласточка, не успеешь вылететь из гнезда, как тут же возвращаешься обратно. Почему? Неужели тебе днем не хочется отдохнуть? А еще мы по твоему поведению можем предсказать погоду. Если ты летаешь высоко – быть хорошему дню, если низко, жмешься к земле – быть дождю. Интересно, дорогая ласточка, почему ты так поступаешь? Наверное, чтобы мы, люди, знали о погоде. Все лето ты радовала нас своим щебетанием. Спасибо тебе за это. Сейчас наступила осень, и ты улетела в теплые края. Интересно бы узнать, куда? Мы будем без тебя скучать. Ласточка, может быть тебе нужна наша помощь? Напиши нам, и мы постараемся тебе помочь. Весной прилетай обязательно, мы тебя ждем, а пока надеемся получить от тебя ответ.
До свидания, милая ласточка».
Соорудить «птичью» почту – на дереве своего участка детского сада повесить почтовый ящик, куда бросить письмо ласточке. Затем предложить ребятам порадовать и других птиц – также написать им письма.
Каждый ребенок выбирает птицу, которой он напишет письмо (если умеет писать – сам, если нет, то совместно с родителями или воспитателем). Все письма читаем в группе, затем отправляем по птичьей почте.
13. Ответы «птиц».
Не менее важна обратная связь. Создаю в группе атмосферу ожидания ответа. Пишу письмо – ответ «ласточки» детям:
«Здравствуйте, ребята! Очень обрадовалась вашему письму, спасибо. Вы спрашивали, почему я днем не отдыхаю. У меня на это нет времени. Вначале я насиживаю кладку яиц – грею ее своим телом. После появления птенцов мы, их родители, носимся туда-сюда с единственной целью - прокормить своих деток. Это очень трудно: они быстро растут и требуют много пищи: мух, комаров, жуков и других мелких насекомых; поэтому мы порой подлетаем к гнезду до 600 раз в сутки. Поедая вредных насекомых, мы сохраняем растения, чем приносим вам, людям, огромную пользу. Предсказанием погоды мы, ласточки, тоже не занимаемся. Просто в теплую ясную погоду насекомые с теплым воздухом поднимаются вверх, а чуть похолодает – опускаются, и мы следуем за ними, чтобы прокормить себя и своих птенцов. Вы, ребята, молодцы, что подметили это. Еще до наступления холодов я и другие ласточки улетаем на зимовку – в Африку, Индию или Южную Америку. Перелет очень долгий и трудный, поэтому я стараюсь к осени накопить больше жира – это как «горючее», с которым путешествие не страшно. Ребята, вы спрашивали, чем мне можно помочь. Спасибо вам, вы очень добрые и чуткие. Я вас прошу никогда не подходить и не трогать яйца в гнезде, я могу улететь, а птенцы, еще не родившись, погибнут. Расскажите об этом и другим ребятам. Я прилечу к вам в апреле, построю новое гнездо, и буду вновь радовать вас своим щебетанием. До свидания, ребята, ждите меня».
Запечатываю в конверт, наклеиваю на него картинку с изображением ласточки и перед прогулкой бросаю его в почтовый ящик на участке. Дети с нетерпением ждали прогулки и первым делом бежали проверять почтовый ящик – птичью почту. Ура – почта заработала! Родители и при необходимости воспитатель должны постараться с «ответами» птиц.
14. Конкурс художников.
Объявить заранее об этом конкурсе. Дети должны продумать, каких птиц и как они их будут рисовать. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций, картин. Это могут быть картины-фантазии, например, «Сказочная птица», и сюжетные картины, к примеру «Снегири в зимнем лесу» и т.д. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель, уголь, фломастеры.
Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую музыку, например, пение птиц в лесу.
Оценка работ: всем детям раздать по одной звездочке, которую он кладет возле лучшей на его взгляд картины. Троих-пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями» - «Лучший художник птиц», всех поощрить угощением, например, яблоком.
15. Праздничный досуг «В Стране птиц».
На праздник приглашаются родители, можно пригласить детей другой группы. Группа или музыкальный зал украшаются шарами и картинами птиц, нарисованными детьми.
- Костюмированное представление птиц. Все дети заранее «выбирают» птицу, которую будут представлять (лучше, если это будет та же птица, которой он писал письмо и которую рисовал). Воспитатель с каждым ребенком обсуждает его мини – спектакль представления птицы. Совместно с родителями изготавливается соответствующий костюм птицы. Музыкальный работник помогает воспитателю подобрать музыку к каждой «птице». Хорошо бы подобрать и соответствующее стихотворение.
Ребенок под музыку «представляет птицу» - дети угадывают и называют ее.
- Блиц-турнир о птицах (10 вопросов, предполагающие краткие ответы).
- Конкурсы:
!. Какая птица быстрее прилетит на юг (полоса препятствий).
2. Кто быстрее накормит птенцов.
3. Собери птицу (типа танграма).
- Исполнение песни о птицах.
- Вручение детям «медалей» - «Знаток птиц».
Приложения к проекту «Страна птиц».
Непосредственная организованная деятельность.
1. ТЕМА: Птицы.
Цель: Формировать обобщенное представление о птицах: живут на земле, в воздухе, на воде; имеют общее строение: 2 крыла и 2 ноги, клюв, перьевой покров, умеют летать. Построение с детьми модели жизненного круга птицы, на основе анализа их жизни на примере ласточки и совы. Учить делать обобщения по существенным признакам, пользуясь для этого составленными моделями. Воспитывать умение отвечать на вопросы доказательно.
Материал: 8-10 картинок с изображением разных птиц, книги о ласточке и сове из серии «Природа вокруг тебя», наброски моделей «Птицы», «Жизненный круг птиц».
Предварительная работа: чтение о птицах: В.Зотов «Лесная мозаика», А.А.Плешаков «Зеленые страницы» и другие книги.
План.
1. Загадки о птицах (5-6). Рассматривание не менее восьми картин разных птиц.
2. Выделение общих признаков, характерных для всех птиц, построение на этой основе модели
птиц, ее зарисовка детьми в тетрадях.
3. Чтение отрывков из книг о ласточке и сове.
4. Построение с детьми модели жизненного круга птицы на основе анализа их жизни, зарисовка
этой модели детьми.
5. Дидактическая игра «Докажи по моделям». Например: курица, пингвин и журавль – птицы, а
стрекоза и бабочка - нет.
2. ТЕМА: Птицы перелетные, кочующие, оседлые и домашние.
Цель: Дать детям понять, что птицы бывают разные, ведут различный образ жизни и это отражается на их внешнем облике. Учить устанавливать связи между клювом, характером корма, возможностями его добывания и образом жизни птицы. На этой основе классифицировать птиц на зимующих, перелетных, оседлых и домашних.
Материал: модель «Клювы птиц», дидактическая игра «Страна птиц».
План.
1. Рассматривание модели клювов различных птиц: У каких птиц такой клюв? Что может птица есть таким клювом? Найдет ли эта птица такой корм у нас зимой? Значит, что можно сказать об этой птице? Разделить птиц на группы. Предложить детям подумать, как назвать эти группы птиц.
2. Дидактическая игра «Страна птиц». Надо правильно назвать птицу и «отнести» ее к какой-то из данных моделей птиц. Например: это снегирь, он кочующий и относится вот к этой картинке (модели).
3.Чтение стихотворения «Птицы» А.Кушнера.
4.Можем ли мы, дети, помочь птицам зимой? Если можем, то как?
3. ТЕМА: Беседа о птицах.
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о птицах: птиц очень много, у всех птиц есть одинаковые признаки, т.е. чем-то они похожи друг на друга (у всех птиц 2 крыла, 2 ноги, есть перья, клюв, умеют летать; птенцы вылупляются из яиц, вырастают, спариваются, несут яйца); и есть разные признаки - то, чем они отличаются друг от друга (ведут различный образ жизни и выглядят по-разному; условно их можно разделить на перелетные, кочующие, оседлые и домашние.) На основе этих знаний начертить схему птиц.
Материал: модели «Птицы», «Жизненный круг птиц», дидактическая игра «Страна птиц», набросок «Схемы птиц».
План.
1. Найти модели, которые относятся ко всем птицам, рассказать по этим моделям о любой птице по желанию. Вывод: У всех птиц много похожего, общего.
2.Дидактическая игра «Страна птиц».
а) все птицы перепутались, помогите им правильно собраться в свои стайки.
б) что
можно еще рассказать о перелетных
птицах? (кочующих, оседлых, домашних).
Вывод:
У всех птиц есть свои черты, особенности.
3.Начертить с детьми схему птиц. Разобраться, почему все стрелочки направляем от верхней модели «все птицы».
4. ТЕМА. Моделирование отношений между различными понятиями по теме «Птицы».
Цель: Продолжать знакомить детей с системой графического отображения классификации понятий; учить с помощью кругов Эйлера и классификационного древа отражать признаки понятий; сравнивать объемы и содержания понятий: помочь детям понять, что с переходом от более общих понятий (птицы) к более частным понятиям (перелетные птицы; ласточка) их содержание все более обогащается, добавляются новые признаки, а объем понятий, наоборот, сужается и расширяется с переходом к более общему понятию.
Материал: модели «Птицы», «Жизненный круг птиц», модели перелетных, кочующих, оседлых и домашних птиц из «Схемы птиц».
План.
1 Моделирование на доске (мелом) отношений между понятиями «Птицы», «Перелетные птицы», «Ласточки» с помощью кругов Эйлера.
а) Выяснить объем этих понятий: - Кого больше?
б) Раскрыть содержание каждого понятия:
«Птицы» - рассказ детей по модели птицы и модели жизненного круга птицы.
Можем ли мы о всех птицах сказать, что они перелетные?
«Перелетные птицы» - тот же рассказ, что о «Птицах» и плюс рассказ о перелетных птицах (добавляется модель перелетных птиц).
- Можем мы о всех перелетных птицах сказать, что они питаются мошками? Что они серого цвета?
«Ласточка» - рассказы повторяются и плюс рассказ о внешнем виде, образе жизни и
питании ласточки (добавляется картинка ласточки). Вывод. Чем кружок меньше, тем больше об этой птице мы можем рассказать, и наоборот, чем больше кружок, тем меньше мы рассказываем.
2. Моделирование этих же отношений с помощью классификационного древа (на доске, со всеми пояснениями).
3. Моделирование отношений между понятиями «Птицы», «Перелетные птицы», «Воробей» вначале с помощью кругов Эйлера, затем классификационного древа.
! В свободное время моделировать с детьми отношения между различными понятиями на тему «Птицы». Например: «Птицы», «Домашние птицы», «Петух» и т.д.
5. ТЕМА: «Птицы» (итоговое занятие).
Цель: Обобщить знания детей о птицах. Показать взаимосвязь и взаимозависимость птиц от живой и неживой природы. Учить детей самостоятельно делать выводы и на их основе составлять модели по охране птиц, обосновывать свои модели, рассказывать по ним. Воспитывать ответственность за жизнь птиц зимой. Формировать у детей осознанное отношение к природе и птицам в частности.
Материал: цветные карандаши и по два альбомных листа бумаги на каждого ребенка, стихотворение Е. Благининой, набросок модели «Охрана птиц».
План.
1. Конкурс на лучшего знатока птиц. Блиц-турнир с использованием вопросов:
Почему снегиря назвали снегирем? (Потому что появляется с первым снегом).
Как дятел достает вредных насекомых из глубины дерева? (Длинным языком, 10-15см),
Какая птица и когда может кричать как кошка? (Иволга, при опасности).
Какая птица не въет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка, откладывает яйца в чужие гнезда).
Какая птица может бегать по стволу дерева вниз головой? (Поползень).
.Самые распространенные виды ласточек? (Городская (воронок), деревенская (касатка) и береговушка).
Отчего зимой чаще всего погибают птицы? (От голода, сытой птице мороз не страшен).
Какая птица «на крыльях весну несет»? (Скворец, прилетает с началом весны).
.Какую птицу и за что называют певцом-пародистом? (Скворца, за умение копировать голоса других птиц).
У каких птиц есть зубы? (У птиц нет зубов).
Чем питаются кукушки? (Волосатыми гусеницами, которых избегают другие птицы).
За правильный ответ - фишка. Победителям вручить «медали» - «Знаток природы».
2. Чтение стихотворения Благининой:
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Рассказать, как трудно птицам зимой и как им можно помочь (мой рассказ опубликован в журнале «Эколошка» за ноябрь 2009г):
Ребята, если сказать честно, то зима для птиц – невеселое время. Холодно, голодно… Как это ни грустно, очень многие птицы погибают зимой от голода. Корм – это зимой главное! Когда он есть, и мороз не так страшен. Вот почему в ноябре необходимо сделать и развесить кормушки для птиц. Поверьте, мои юные друзья, что даже самые простые по устройству, и небогатые по разносолам кормушки важны. На балконе, в саду, в своем дворе, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую.
Попросите папу помочь вам изготовить кормовой столик. К небольшой дощечке прибить низенькие бортики, прикрепить проволоку или веревку и подвесить где-нибудь на ветке. Это очень просто! Конструкция посложнее – кормовой столик под крышей или кормушка-домик. Если папе некогда, сделайте простые кормушки с мамой. С двух больших пластиковых бутылок срезать горлышки, сдвинуть их донышками и прикрепить к перилам балкона, окну и другим местам. Кормушкой может быть даже простой кусок проволоки, закрепленный на дереве, на которую не забывать нанизывать кусочки несоленого сала. Вот синички будут рады – ведь это их любимое лакомство! Проявив выдумку и фантазию, я уверен, друзья, что вы сами сможете придумать кормушки из различных материалов. Не забудьте похвастаться всем ребятам, какие отличные кормушки вы сделали. Пусть тоже попробуют сделать! И самое главное, не забывать насыпать корм: сырые подсолнечные семечки, тыквенные, арбузные, дынные семена, пшено, можно использовать корм для попугаев, и даже простые хлебные крошки. Пусть ваши кормушки никогда не будут пустыми!
3. Беседа по содержанию.
4. Беседа о том, как мы можем помочь птицам зимой; что мы можем сделать для них весной.
5. Предложить детям придумать и нарисовать свои модели по охране птиц и помощи им.
6. Обсуждение получившихся у детей моделей.
7. Принять и зарисовать единые модели «Охрана птиц».
Модели и схемы к подпроекту «Страна птиц».
Модель «Птицы».
Модель жизненного круга птиц.
Модель «Клювы птиц».
утка, гусь и др. плавающие - улетят
|
орел, ястреб и др. хищные – откочуют |
цапля, журавль, аист – улетят
|
воробьи, синицы, вороны и др. - останутся
|
Схема птиц.
Модель «Охрана птиц».
Не разорять гнезда птиц.
Не подходить близко к гнезду птицы и не трогать птенчиков.
Весной делать и развешивать скворечники.
Зимой делать кормушки для птиц и не забывать их наполнять.
Везде подкармливать птиц.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смотрова Надежда Николаевна
→ Majachok 30.10.2012 0 5833 896 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.