Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств


Комитет по образованию Тракторозаводского района города Волгограда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 372
ТЕМА ОПЫТА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ»

Квалификационная работа
В форме описания опыта
В рамках конкурса «Воспитатель года»
Воспитателя МДОУ № 372 «Искорка»
Недилько Екатерины Николаевны

I. ИНФОРМАЦИОННО – СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
1. Тема опыта: Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством Использования мультимедийных средств
2. Автор опыта Недилько Екатерина Николаевна
3. Место функционирования 400121, Волгоград, ул. набережная Волжской флотилии, 9. тел. 70 02 72
4. Новизна опыта поисково-изобретательский
5. Длительность функционирования опыта Над данной проблемой работаю с 2007 года
6. Опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями
Приложение № 1 Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей в старшей группе
Приложение № 2 Развивающая среда группы (фото)
Приложение № 3 Показатели уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Приложение № 4 Физкультминутки, подвижные, игры, имитационные упражнения, используемые в опыте
Приложение № 5 Конспекты занятий, развлечений
Приложение № 6 Анкеты для родителей
Приложение № 7 Консультация для педагогов ДОУ «Формы организации экологического воспитания дошкольников»

II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
1. Актуальность опыта
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком вырастают в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Именно поэтому меня заинтересовал процесс экологического воспитания дошкольников.
Но современное общество предъявляет ко всем его членам новые требования. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств для развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения. Я с удовольствием освоила и продолжаю осваивать разнообразные возможности компьютера. Ведь в последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в образовательном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала детьми. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
И поэтому предметом моего опыта работы стал вопрос исследования взаимосвязи занятий и использование в работе мультимедийные технологии в ходе экологического воспитания дошкольников.
Цель, поставленная мною, такова: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий с использованием мультимедиа-средств на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Гипотеза, выдвинутая мною: использование средств мультимедиа выводит уровень усвоения экологических знаний дошкольниками на более высокий уровень.

2. Задачи, выдвинутые для решения работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников.
2.1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2.2. Разработать комплекс мероприятий с использованием мультимедийных средств с целью повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников.
2.3. Выявить уровень экологического воспитания старших дошкольников.
2.4. Выявить эффективность влияния средств мультимедиа на формирование экологических представлений у старших дошкольников.

3. Педагогические средства, используемы в опыте;
форма проведения: занятия, экскурсии, экологические досуги и развлечения, работа с родителями;
формы организации: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные;
методы, используемые при проведении опыта:
- теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
- наглядные: использование мультимедийных средств: просмотры DVD-фильмов, слайдов.
- словесные: беседа, чтение детской литературы, рассказывание
- практические: проведение опытов, наблюдений

4. Технология описания опыта.
Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических представлений с использованием мультимедийных средств у детей старшего дошкольного возраста, я приступила к изучению научно-методической и психолого-педагогической литературы. Изучив данное направление, я пришла к выводу, что в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: (программа А. Вересова "Мы земляне", программа Е. Рылеевой "Открой себя).
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру (программа Т. А. Копцевой "Природа и художник»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы (программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, С.Н. Николаева «Юный эколог»).
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Закончив с изучением научно-методической и психолого-педагогической литературы, я приступила к разработке комплекса мероприятий по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников мультимедийными средствами. Туда вошли цикл занятий (см. Приложение №1), картотека мультимедйных средств CD-, DVD-дисков. (см. Приложение № 2)
Так же для реализации поставленной цели – выявление эффективности применения комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств для повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников в своей группе я дополнила экологическую зону изготовленными мною макетами «Животные средней полосы России», «Деревенский дворик», дидактическими играми изготовленными собственными руками «Превращения листочка», «Солнышко», а также «Познаем животный мир природы», «Познаем растительный мир природы», лото «Животные планеты», лото «Зоопарк» и т.д., а также различными энциклопедиями и детскими журналами, в которых содержатся статьи о разнообразии флоры и фауны нашей планеты (см. Приложение № 3)
Так же я создавала эмоционально-психологические условия, когда у ребенка формируется чувство свободы и раскованности за счет моей поддержки в его самостоятельной деятельности.
Далее я приступила к реализации следующей поставленной задачей, а именно, выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей. Я определила критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных; 2) знания о растительном мире; 3) знания о неживой природе; 4) знания о временах года.
Определившись с критериями, я приступила непосредственно к диагностике уровня сформированности экологических представлений детей экспериментальной и контрольной групп. (Подробное описание контрольных вопросов и оценок результатов см. в Приложении № 4). Данные показали, что в среднем по результатам опроса уровень сформированности детей обеих групп примерно одинаков. Разница в баллах между показателями групп составила 0,1 – 0,5 балла.
В экспериментальной группе определилось 2 детей с низким уровнем, 6 детей со средним, и 2 детей с высоким уровнем сформированности экологических представлений.
В контрольной группе 3 детей с низким, 5 – со средним, 2 – с высоким уровнем сформированности экологических представлений.

Показатели сформированности экологических представлений на начало эксперимента у детей в экспериментальной группе. Показатели сформированности экологических представлений на начало эксперимента у детей контрольной группы

где Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень сформированности экологических представлений.
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:
1. В ходе формирования экологических представлений мною была учтена разница в уровнях сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 20% - низкий уровень, причем Артур З. показал высокий, а Галя Ф. - низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.
2. При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения - знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).
После проведения диагностики началась кропотливая работа по накоплению у детей экологических представлений с использованием мультимедийных средств.
При разработке комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств я опиралась на программу О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» и методические рекомендации Т.В. Хабаровой и Н.В. Шафигуллиной «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».
На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, мною была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам с применением мультимедийных средств.
Применение информационно-компьютерных технологий открывает для воспитателя новые возможности в проведии любых занятий. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют детям углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.
В своей работе я использую такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми: 1. четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе; 2. уточняю, где и когда будут использоваться информационные технологии на занятии в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
3. согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; 4. учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
5. анализирую и обсуждаю с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Мультимедийные средства используются мною на разных этапах занятия. Так, например:
1. Во вступительной части занятия воспитанникам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с изображением, указывающим на тему занятия.
2. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии.
При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются мои слова, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.
4.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия я делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я старалась научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Я не оставила без внимания и работу с родителями. В начале я провела анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей", (см. Приложение №6)), которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Также я смогла обозначит проблемы, требующие педагогической помощи.
Исходя из полученных данных, я подготовила консультации для родителей «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника», «Использование ИКТ экологической направленности в семье».
После всей проделанной работы мною была проведена диагностика , целью которой стала проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств для повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Диагностирование проводилось с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.
Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты представлены на рис. 2

Рис. 2
Результаты диагностики уровня сформированности экологических представлений у дошкольников экспериментальной группы на окончание эксперимента
Результаты диагностики уровня сформированности экологических представлений у дошкольников контрольной группы на окончание эксперимента

Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 7. (см. Приложение № 2)
Анализ результатов диагностики уровня сформированности экологических представлений старших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.
3. Данные табл. 7 (приложение № 2 ) показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях, дети "проверяют" в самостоятельной деятельности за компьютером дома. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Полный текст материала Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Недилько Екатерина Николаевна  Екатрина
01.10.2010 16 46931 2018

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК