Анонс проекта "Давайте любить все живое!"
«Давайте любить все живое!»
Не кажется ли вам, что мы перестали радоваться таким привычным и естественным вещам: звуку дождя, запаху скошенной травы, первым лучам солнца. Вы, когда –нибудь задумывались об этом?!
А кто-то никогда не увидит, как переливаются яркой радугой капельки росы, сияет солнце, распуская солнечных зайчиков, не услышит пения птиц, шелест ветра, играющего с листвой, не сможет босиком пробежать по горячему речному песку...
Часто ли вы обращали внимание на детей, не похожих на других, чья непохожесть сразу бросается в глаза не только вам, но и всем окружающим?
У многих возникают противоречивые чувства по отношению к особому ребенку и его семье. Это щемящее чувство боли и безразличие, нездоровый интерес и пренебрежительность, желание помочь, не унизив жалостью, и чрезмерная участливость. Люди испытывает гамму чувств, встретив слепого или слабовидящего ребенка в общественных местах: в транспорте, в поликлинике.
А как сделать так, чтобы этот мир, который видится ребенку с нарушением зрения неясным, размытым стал для него яркой палитрой, в которой есть все краски жизни?
Для этого есть универсальный инструмент – сама природа. Общаясь с ней, слабовидящий малыш учится не только СМОТРЕТЬ, но и ВИДЕТЬ, не только СЛУШАТЬ, но и СЛЫШАТЬ, не только ПРИКАСАТЬСЯ, но и ЧУВСТВОВАТЬ.
Детство – это удивительная пора, во время которой ребенок, по словам Ж. Пиаже, одушевляет все, что существует в природе. Маленький ручеек таинственно журчит, словно говорит с малышом, легкий ветерок хочет поделиться с ним своей тайной, сломанная веточка поведает о своей печали. Именно поэтому очень важно сохранить это трепетное отношение к природе и научить быть не только созерцателем, но и активным созидателем.
Кто может помочь в этом ребенку с нарушением зрения?!
Это, прежде всего, семья, где ребенок получает первые уроки экологии и детский сад, который формирует основы экологического мировоззрения. Именно поэтому работа дошкольной организации с семьей направлена на сотрудничество и эмоциональное, психологическое сближение ребенка и взрослого. Взрослому необходимо не только дать знания об окружающем мире, но и научить ребенка понимать, уважать и соблюдать законы природы.
С этой целью был разработан проект «Давайте любить все живое!», который планируется апробировать в условиях дошкольной организации инклюзивного типа «Ясли-сад №2» г. Костаная, Республики Казахстан. Для создания эффективной модели взаимодействия с родителями воспитанников необходимо учитывать их отношение к проблемам экологии. Для этого социально-психологической службой учреждения были проанализированы результаты анкетирования родителей и выявлены наиболее типичные позиции по отношению к экологическим проблемам, которые представлены в организационной диаграмме.
Для определения проблемного
поля формирования экологического
мировоззрения был использован SWOT-
анализ.
SWOT
— метод анализа в стратегическом
планировании, заключающийся в разделении
факторов и явлений на четыре категории:
strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые
стороны), opportunities (возможности) и threats
(угрозы).
SWOT- анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Политика государства, направленная на защиту и охрану окружающей среды /Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы/ ;- Отражение цели экологического воспитания дошкольников в Государственном Общеобязательном Образовательном Стандарте (образовательная область «Познание»);- Широкое освещение проблем экологии в средствах массовой информации;- Деятельность общественных организаций, фондов в защиту природы;- Организация акций, направленных на поддержание чистоты и озеленение города.
|
- Недостаточное внедрение современных технологий утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; - Отсутствие программы защиты бездомных животных; - Невысокий уровень экологической культуры у части населения; - Отсутствие штатной единицы эколога в дошкольных организациях. |
Возможности |
Угрозы |
- Создание рекламных буклетов и видеороликов на экологическую проблематику; - Мастер-классы для педагогов и родителей детей по формированию экологического мировоззрения; - Приобщение родителей к совместным экологическим проектам, акциям; - Экологические олимпиады для детей. |
- Наличие зрительной и речевой патологии у детей, дефицит образных представлений затрудняющих формирование целостной картины мира; - Ориентированность некоторой части родителей на пассивно-потребительское отношение к природе; - Недостаточное финансирование отдельных акций и программ. |
Можно сравнить проблемы экологии с тучей, которая закрывает солнце, и если не только ждать, надеяться, верить, но и пытаться что-то изменить, туча пройдет вместе с дождем, снова улыбнется солнце, заиграют краски, и высоко в небе засияет радуга …
Источники информации
1.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/SWOT-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7
3.Артюшина И.А. Абдулхаликова И.В. Детский сад и семья: соприкосновение, сотрудничество, сотворчество // Детский сад от А до Я. 2009.№ 3
Сведения об авторах материалов
Артюшина Ирина Анатольевна
Место
работы
Государственное коммунальное
казенное предприятие
«Ясли-сад № 2 акимата города Костаная отдела образования
акимата города Костаная»
Должность
тифлопедагог,
педагог-психолог
2. Абдулхаликова Ирина Васильевна
Место работы
Государственное
коммунальное казенное предприятие
«Ясли-сад № 2 акимата города Костаная отдела образования акимата города
Костаная»
Должность
Учитель-логопед,
социальный педагог
3. Горбушина Анна Николаевна
Место работы
Государственное
коммунальное казенное предприятие
«Ясли-сад № 2 акимата города Костаная отдела образования акимата города
Костаная»
Должность
Музыкальный руководитель
Дополнительные сведения
Совместные достижения в творческой деятельности
Республиканский конкурс «Язык дружбы и успеха»
Организатор Президентский фонд развития государственного языка
Конкурсный материал Сценарий и слоган рекламного ролика в поддержку государственного языка
Результат Диплом за 1 место
Конкурс «Семейный проект»
Организатор
Комиссия по делам женщин и семейно – демографической политике при акиме Костанайской области, Департамент по защите прав детей Костанайской области при поддержке Управления внутренней политики акимата Костанайской области.
Результат участия
Диплом за лучший проект по развитию и укреплению семейных отношений, улучшению духовного благополучия и воспитательных возможностей семьи
Утверждены Областным Экспертным Советом при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, как педагогическая инициатива
- методические рекомендации «Адаптивная образовательная среда в условиях инклюзива», посвященные проблемам совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей, не имеющих проблем в развитии
Авторы Артюшина И.А. Абдулхаликова И.В.
- программа «Карусель» /развитие творческих способностей через танцевально-
игровое творчество/ Автор Горбушина А.Н.
Авторы многочисленных публикаций по проблемам инклюзивного образования и работе дошкольного учреждения с семьей, участники Международных конференций.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Артюшина И.А. и др.
→ Ирма6895 04.12.2010 5 4633 539 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.