Экологический проект "Моя Хакасия – заповедный край» для педагогов ДОУ и ОУ начальных классов
Экологический проект "Моя Хакасия – заповедный край»
/из опыта работы для педагогов ДОУ и ОУ начальных классов/
Управление проекта осуществляется через координационные центры.
Ответственные:
Николаева Татьяна Петровна МДОУ д/сад присмотра и оздоровления «Санаторный», город Абакан, республика Хакасия.
Пащенко Инна Владимировна МДОУ д/сад «Ёлочка».
Актуальность: в последнее время крайне мало уделяется внимания таким охраняемым природным территориям, как памятники природы и заказники, что ведет к деградации красивейших уголков природы родного края, нарушению экологического равновесия региона.
Природа Хакасии очень красива, разнообразна и богата. Золотая степь, голубые озёра, ковры из цветов, изумрудная зелень тайги, величавые таинственные горы. Зимой и летом множество туристов путешествуют по нашей республике. Они приезжают к нам со всей страны. Они сплавляются по горным рекам, посещают загадочные пещеры, загорают и купаются в тёплых целебных озёрах, катаются на горных лыжах. А мы сами всегда можем выбрать, как нам интересно провести выходные дни. Но люди не всегда умеют правильно пользоваться богатством, которое дает нам природа. Люди вырубают леса и не думают о том, куда пойдут жить звери из этого леса. А для того, чтобы лес вырос заново, нужно много лет. Люди пасут свой скот на лугах, и их животные вытаптывают траву. Люди разводят костры, из-за которых разгораются лесные и степные пожары. В пожарах гибнет много животных и растений, сгорают птичьи гнезда. Люди охотятся на диких животных и ловят рыбу в реках и озерах. Из-за всего этого нарушается равновесие в природе. Становится меньше лесов и лугов. Некоторых животных и растений становится так мало, что они могут исчезнуть совсем. Для того чтобы сохранить природу люди стали создавать заповедники.
Что означает слово заповедник? Заповедник - чисто русское слово. Заповедник или запретник - место, где надо ничего не нарушать, сохранять все в неприкосновенности. Здесь нельзя ездить на машинах, разводить костры, охотиться на животных, пасти скот. И поэтому в заповедниках звери спокойно растят своих детенышей, цветут редкие цветы, строят гнезда птицы.
Известный педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов.
Указом Президента России от 4 февраля 1994 года «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечении устойчивого развития» среди ключевых направлений природоохранной деятельности государства определено экологическое воспитание и образование населения. Воспитание экологической культуры ребёнка начинается с дошкольного возраста.
Нами был разработан проект «Моя Хакасия – заповедный край».
Проект разрабатывался на основе интегрированного подхода в процессе практической и исследовательской деятельности, способствует формированию экологически грамотной личности, оказывает всестороннее развитие личности ребёнка.
Цель: обогащать знания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями о заповедниках Хакасии.
Задачи:
организовать группу друзей заповедного края Хакасии.
изучить экологическое состояние природы Хакасии: виды растений и животных, обитающих на этих территориях.
сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
познавательную;
ценностно-ориентированную;
творческую (художественно-эстетическую);
коммуникативную.
Формировать опыт экологически грамотного поведения детей в природе.
Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру;
Закреплять умение использовать модели для составления рассказов о заповедниках Хакасии.
Участники проекта: дети, педагоги, родители, сотрудники заповедников Хакасии.
Сроки реализации проекта: с ноября 2010 года по июль 2011 года.
Формы реализации проекта:
совместная деятельность;
экскурсии;
практическая деятельность в природе;
природоохранные акции;
проведение экологических викторин;
выпуск экологических листовок.
В совместной деятельности широко используется: блиц-опрос, проблемные ситуации, практическая работа, поисковая деятельность, игровые приёмы.
Компоненты экологического проекта:
экологические знания и умения;
экологическое мышление;
ценностные ориентации;
экологически оправданное поведение.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный:
Изучение знаний детей о заповедниках Хакасии и их роли по охране окружающей среды.
II этап. Основной:
№ |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
1 |
Выставка книг о природе Хакасии |
ноябрь 2010 года |
|
2 |
Фотовыставка заповедных мест Хакасии |
ноябрь 2010 года |
|
3 |
Природоохранные акции : создание плакатов об охране природы |
ноябрь 2010 года |
|
4 |
Конкурс рисунков «Мой любимый уголок Хакасской природы» |
декабрь 2010 года |
|
5 |
Конкурс экоплаката: «Природа в опасности» |
декабрь 2010 года |
|
6 |
Выставка поделок из природного материала «Чудеса природы» |
декабрь 2010 года |
|
7 |
Открытое письмо «Зелёному другу...» |
январь 2011 года |
|
8 |
Встречи со специалистами природоохранных учреждений |
январь 2011 года |
|
9 |
Диспут с родителями «Что я могу сделать в защиту природы?» |
январь 2011 года |
|
10 |
Игра путешествие: Заповедная поляна» |
февраль 2011 года |
|
11 |
Конкурс чтецов |
февраль 2011 года |
|
12 |
Составление Красной книги |
март 2011 года |
|
13 |
Родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас» |
март 2011 года |
|
14 |
Поле чудес: «Как их зовут?» |
апрель 2011 года |
|
15 |
Викторина: «Знатоки птиц!» |
апрель 2011 года |
|
16 |
КВН: «Враги и друзья леса» |
май 2011 года |
|
17 |
Вечер досуга: «А знаете ли вы ….» |
май 2011 года |
|
18 |
Экологический рейд «Кто просит о помощи?» |
июнь 2011 года |
|
19 |
Устный журнал: «Природа и человек» |
июнь 2011 года |
|
20 |
Путешествие по карте заповедных мест |
июнь 2011 года |
|
21 |
Экскурсии в природу |
июль 2011 года |
|
22 |
Совместный вечер досуга: «Письмо из грустного леса» |
июль 2011 года |
|
23 |
Конкурс макетов: «Заповедные зоны Хакасии» |
июль 2011 года |
|
III этап. Заключительный.
Выявить степень усвоения знаний по содержанию проекта.
Механизм внедрения экологического проекта.
В соответствии с содержанием реализации проекта было проведено:
постановка целей, задач и разработка проекта.
планирование внедрения экологического проекта;
создание координационного центра и назначение ответственных за сроки реализации проекта;
мониторинг (система наблюдения);
оценка исходной ситуации;
оценка результативности.
Обеспечение проекта «Моя Хакасия – заповедный край» осуществляется, за счёт спонсорской помощи с привлечением Министерства образования республики и дирекции заповедников Хакасии.
Результатом этого проекта станет: вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада; выявление интересных идей по реализации Госстандарта экологического образования.
В процессе реализации проекта:
• у детей возникнет желание общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• дети получат практические знания по охране природы;
• сформируются речевые навыки детей;
• дети научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Хороша хакасская природа,
Уголков прекрасных в ней не счесть,
Но в душе у здешнего народа
Свой, любимый заповедник есть!
Заповедник назван был «Хакасским»,
Эталоном дикой красоты,
Мир, живущий по своим законам,
По законам мира и любви!
Процветает пусть наш край великий,
Край степей, лесов и горных рек,
Чтоб оставить будущее детям,
Сохрани природу, Человек!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Татьяна Петровна
→ Рица0139 05.01.2011 7 6305 568 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.