Экологический проект "Моя Хакасия – заповедный край» для педагогов ДОУ и ОУ начальных классов


Экологический проект "Моя Хакасия – заповедный край»

/из опыта работы для педагогов ДОУ и ОУ начальных классов/

Управление проекта осуществляется через координационные центры.

Ответственные:

  1. Николаева Татьяна Петровна МДОУ д/сад присмотра и оздоровления «Санаторный», город Абакан, республика Хакасия.

  2. Пащенко Инна Владимировна МДОУ д/сад «Ёлочка».

Актуальность: в последнее время крайне мало уделяется внимания таким охраняемым природным территориям, как памятники природы и заказники, что ведет к деградации красивейших уголков природы родного края, нарушению экологического равновесия региона.

Природа Хакасии очень красива, разнообразна и богата. Золотая степь, голубые озёра, ковры из цветов, изумрудная зелень тайги, величавые таинственные горы. Зимой и летом множество туристов путешествуют по нашей республике. Они приезжают к нам со всей страны. Они сплавляются по горным рекам, посещают загадочные пещеры, загорают и купаются в тёплых целебных озёрах, катаются на горных лыжах. А мы сами всегда можем выбрать, как нам интересно провести выходные дни. Но люди не всегда умеют правильно пользоваться богатством, которое дает нам при­рода. Люди вырубают леса и не думают о том, куда пойдут жить звери из этого леса. А для того, чтобы лес вырос заново, нужно много лет. Люди пасут свой скот на лугах, и их жи­вотные вытаптывают траву. Люди разводят костры, из-за которых разгораются лесные и степные пожары. В пожарах гибнет много животных и растений, сгорают птичьи гнезда. Люди охотятся на диких животных и ловят рыбу в реках и озерах. Из-за всего этого нарушается равновесие в природе. Становится меньше лесов и лугов. Некоторых животных и растений становится так мало, что они могут исчезнуть совсем. Для того чтобы сохранить природу люди стали создавать заповедники.

Что означает слово заповедник? Заповедник - чисто русское слово. Заповедник или запретник - место, где надо ничего не нарушать, сохранять все в неприкосновенности. Здесь нельзя ездить на машинах, разводить костры, охотиться на животных, пасти скот. И поэтому в заповедниках звери спокойно растят своих детенышей, цветут редкие цветы, строят гнезда птицы.

Известный педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов.

Указом Президента России от 4 февраля 1994 года «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечении устойчивого развития» среди ключевых направлений природоохранной деятельности государства определено экологическое воспитание и образование населения. Воспитание экологической культуры ребёнка начинается с дошкольного возраста.

Нами был разработан проект «Моя Хакасия – заповедный край».

Проект разрабатывался на основе интегрированного подхода в процессе практической и исследовательской деятельности, способствует формированию экологически грамотной личности, оказывает всестороннее развитие личности ребёнка.

Цель: обогащать знания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями о заповедниках Хакасии.

Задачи:

  1. организовать группу друзей заповедного края Хакасии.

  2. изучить экологическое состояние природы Хакасии: виды растений и животных, обитающих на этих территориях.

  3. сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

  • познавательную;

  • ценностно-ориентированную;

  • творческую (художественно-эстетическую);

  • коммуникативную.

  1. Формировать опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

  2. Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру;

  3. Закреплять умение использовать модели для составления рассказов о заповедниках Хакасии.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, сотрудники заповедников Хакасии.

Сроки реализации проекта: с ноября 2010 года по июль 2011 года.

Формы реализации проекта:

  • совместная деятельность;

  • экскурсии;

  • практическая деятельность в природе;

  • природоохранные акции;

  • проведение экологических викторин;

  • выпуск экологических листовок.

В совместной деятельности широко используется: блиц-опрос, проблемные ситуации, практическая работа, поисковая деятельность, игровые приёмы.

Компоненты экологического проекта:

  • экологические знания и умения;

  • экологическое мышление;

  • ценностные ориентации;

  • экологически оправданное поведение.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный:

Изучение знаний детей о заповедниках Хакасии и их роли по охране окружающей среды.

II этап. Основной:

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1

Выставка книг о природе Хакасии

ноябрь 2010 года


2

Фотовыставка заповедных мест Хакасии

ноябрь 2010 года


3

Природоохранные акции :

создание плакатов об охране природы

ноябрь 2010 года


4

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок Хакасской природы»

декабрь 2010 года


5

Конкурс экоплаката: «Природа в опасности»

декабрь 2010 года


6

Выставка поделок из природного материала «Чудеса природы»

декабрь 2010 года


7

Открытое письмо «Зелёному другу...»

январь 2011 года


8

Встречи со специалистами природоохранных учреждений

январь 2011 года


9

Диспут с родителями «Что я могу сделать в защиту природы?»

январь 2011 года


10

Игра путешествие: Заповедная поляна»

февраль 2011 года


11

Конкурс чтецов

февраль 2011 года


12

Составление Красной книги

март 2011 года


13

Родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас»

март 2011 года


14

Поле чудес: «Как их зовут?»

апрель 2011 года


15

Викторина: «Знатоки птиц!»

апрель 2011 года


16

КВН: «Враги и друзья леса»

май 2011 года


17

Вечер досуга: «А знаете ли вы ….»

май 2011 года


18

Экологический рейд «Кто просит о помощи?»

июнь 2011 года


19

Устный журнал: «Природа и человек»

июнь 2011 года


20

Путешествие по карте заповедных мест

июнь 2011 года


21

Экскурсии в природу

июль 2011 года


22

Совместный вечер досуга: «Письмо из грустного леса»

июль 2011 года


23

Конкурс макетов: «Заповедные зоны Хакасии»

июль 2011 года



III этап. Заключительный.

Выявить степень усвоения знаний по содержанию проекта.

Механизм внедрения экологического проекта.

В соответствии с содержанием реализации проекта было проведено:

  • постановка целей, задач и разработка проекта.

  • планирование внедрения экологического проекта;

  • создание координационного центра и назначение ответственных за сроки реализации проекта;

  • мониторинг (система наблюдения);

  • оценка исходной ситуации;

  • оценка результативности.

Обеспечение проекта «Моя Хакасия – заповедный край» осуществляется, за счёт спонсорской помощи с привлечением Министерства образования республики и дирекции заповедников Хакасии.

Результатом этого проекта станет: вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада; выявление интересных идей по реализации Госстандарта экологического образования.

В процессе реализации проекта:

у детей возникнет желание общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

сформируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

дети получат практические знания по охране природы;

сформируются речевые навыки детей;

дети научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Хороша хакасская природа,

Уголков прекрасных в ней не счесть,

Но в душе у здешнего народа

Свой, любимый заповедник есть!

Заповедник назван был «Хакасским»,

Эталоном дикой красоты,

Мир, живущий по своим законам,

По законам мира и любви!

Процветает пусть наш край великий,

Край степей, лесов и горных рек,

Чтоб оставить будущее детям,

Сохрани природу, Человек!


Полный текст материала Экологический проект "Моя Хакасия – заповедный край» для педагогов ДОУ и ОУ начальных классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Татьяна Петровна  Рица0139
05.01.2011 7 6305 568

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК