Статья «Познавательные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»


Автор: Курунова Е.В. учитель – дефектолог детский сад №198 «Вишенка» г.о. Тольятти


«Познавательные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Вырастить ребенка здоровым – это желание каждого родителя и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. В дошкольном учреждении для этой работы складываются наиболее благоприятные условия. Однако необходимо, чтобы ребенок с задержкой психического развития превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать, важность занятиями физической культурой, осознанно использовал полученные знания на занятии не только в детском саду, но и дома.


В период дошкольного детства у детей закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. На сегодняшний день каждое физкультурное занятие должно стать «школой здорового образа жизни детей», где любая их деятельность будет носить оздоровительную направленность, и способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития.


В настоящее время задачи физкультурного занятия следующие:

• формировать двигательные умения и навыки;

• развивать физические качества;

• удовлетворять естественную потребность в движении;

• обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

• создать условия для разностороннего развития ребенка и другие.

В то время как цель познавательного физкультурного занятия – это формирование у детей старшего дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни и в самостоятельной двигательной деятельности.

Задачи познавательного физкультурного занятия:

1. формировать интерес к физическим упражнениям;

2. воспитывать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

3. обогащать детей знаниями о роли двигательной активности в жизни человека;

4. способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью;

5. формировать уважительное отношение к культуре Родного края, с помощью подвижных игр народов Поволжья.


Таким образом, физкультурное занятие в первую очередь направлено на формирование двигательных умений и навыков, на развитие физических качеств у детей с задержкой психического развития, в процессе физкультурного занятия детям частично даются знания о роли двигательной активности, о значении самостоятельно заниматься физическими упражнениями.


В ходе познавательного физкультурного занятия с детьми с задержкой психического развития создаются условия для формирования интереса к физическим упражнениям, чтобы каждый ребенок на занятии стремился раскрыть свои возможности. Дети, понимая пользу физических упражнений для организма, иначе реагируют на предложение выполнить то или иное упражнение (стараются выполнить упражнение правильно, внимательно слушают объяснения и задают вопросы если что – то не понятно). У детей усиливается интерес и мотивация к занятиям по физической культуре.


Методика проведения познавательных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Познавательные физкультурные занятия – это форма работы с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию, которая направлена на формирование знаний о пользе занятий физической культурой, воспитание потребности к самостоятельной двигательной деятельности.

Содержание занятий:

интеграция познавательной и двигательной активности.

Структура занятий:

Каждое занятие состоит из трех частей.

1 (вводная) часть – беседа (рассказ) с детьми. Используется художественное слово: рассказ, загадки, стихотворение, потешки.

2 (основная) часть – знакомство и выполнение физических упражнений. Используется наглядность: карточки; карточки – схемы; схемы, которые повышают интерес к занятию и способствуют развитию самостоятельности в двигательной деятельности. Организация и проведение подвижных игр народов Поволжья.

3 (заключительная) часть – итог занятия. Дети высказывают свое мнение о том, что нового узнали, и что еще хотелось бы узнать. Отмечают свое настроение после занятия в «Экране настроения».

Дидактические требования к занятию:

Длительность занятий – 25 мин.

1. Занятие проводится как в первую, так и во вторую половину дня, в любой день недели, кроме дня, когда проходит физкультурное занятие.

2. Четко определяется цель, задачи занятия (оздоровительные, образовательные, воспитательные, развивающие).

3. Занятие строится с учетом дидактических принципов: доступности, систематичности, последовательности.

4. Учитывается состояние здоровья, физическое (психическое) развитие и физическую подготовленность всех детей.

5. Каждое предыдущее занятие связано с последующим.

6. Продумываются способы организации детей во время занятия (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный и т.д).

7. Для занятия заранее подбирается (изготавливается) необходимое физкультурное (демонстрационное) оборудование.

8. Выбираются наиболее рациональные методы и приемы для проведения занятия.

При организации подвижных игр народов Поволжья мы придерживаемся следующих принципов:

1. Игра должна приносить радость, не заставляйте детей играть, а создавайте условия для возникновения интереса;

2. Оживляйте игру внесением нового содержания и правил;

3. Не сдерживайте двигательную активность детей;

4. Не навязывайте детям игровой материал, хорошо, когда игровые атрибуты дети готовят сами, по собственной инициативе.


Одно из условий правильного выполнения физических упражнений – обеспечение понимания детьми с задержкой психического развития своих движений, а также осознание качества выполняемых движений, чтобы этого достигнуть, в своей работе (на занятиях) мы используем специальные методы Г.Г. Петроченко и А.М. Леушина.

1. Краткое, четкое объяснение и показ сочетать с анализом основных элементов движения до начала его выполнения с детьми. Это способствует более активному и осознанному усвоению двигательных представлений.

2. Предложить детям рассказать, как они будут выполнять движение. Обычно, если у детей нет отчетливых, осознанных представлений о выполнении движения, они не могут охарактеризовать это действие словами и пытаются изобразить.

3. Предложить задания: проследить за выполнением движения товарища и отметить, что в нем было правильно и что неправильно; сопоставить выполненное упражнение с образцом, способом, данным воспитателем. Такое задание учит умению наблюдать, замечать, сравнивать, запоминать и сопоставлять правильные и ошибочные элементы движения, умению анализировать, способствует более глубокому и осознанному усвоению упражнения.

4. Учить самоанализу выполняемых движений.

5. Использовать подводящие или игровые подготовительные упражнения. Подводящие упражнения обеспечивают накопление детьми двигательного опыта, максимально полное понимание объяснения нового движения, лучшее его осознание, более точное выполнение, помогают усвоить общую структуру основного движения.


Для того чтобы грамотно формировать самостоятельную двигательную деятельность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, необходимо:

1. Изучать круг интересов детей.

2. Определять мотивы двигательной активности детей.

3. Создавать доброжелательную атмосферу на занятии.

4. Оценивать достоинство, самостоятельную мысль, творческий поиск ребенка.

5. Давать детям возможность высказывать свое мнение, строить предположения, выбирать.

6. Чаще высказывать мысль о том, что все дети способны и могут преодолеть возникающие трудности при разучивании новых сложных физических упражнений.

7. Отказаться от частого акцентирования способностей одних и неуспехов других.

8. Сравнивать ребенка не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

9. Не ругать ребенка, а разговаривать, объясняя успехи и трудности, замечать даже маленькие успехи у «слабых» детей.

10. Относится внимательно ко всем внешним проявлениям каждого ребенка. Занятия должны проходить весело и активно.


Познавательные физкультурные занятия позволяют создавать необходимые условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития осознанного отношения к собственному здоровью. Где дети стараются показать, на что они способны, как правильно выполнять упражнения, и главное понимают, для чего они выполняют эти физические упражнения, в чем польза физической культуры. Дети стремятся полученные умения и навыки использовать в самостоятельной двигательной деятельности.


Литература:

1. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», М.: 2005.

2. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни», М.: 2006.

3. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР», М.: 1988.

4. Эльномин Д.Б., Вемлер А.Л. «Особенности психического развития детей дошкольного возраста», М.: 1983.


Полный текст материала Статья «Познавательные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курунова Елена Валерьевна  lenok1985
05.01.2012 0 6273 517

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК