Развитие речи в системе "Каждый ребёнок музыкант"
Детский сад №2 №Теремок»
Городского округа Власиха Московской области.
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Хандогина Светлана Геннадьевна
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ |
«КАЖДЫЙ РЕБЁНОК – МУЗЫКАНТ» |
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение - 3 - 4 стр.
Основная часть : 5 - 11 стр.
-Речевые игры; 5 – 6 стр.
- Пение, распевание; 6 – 7 стр.
- Театрализованное движение; 7 стр.
- Ритмические игры; 8 стр.
- Упражнение на движение; 8 – 9 стр.
- Образно-двигательная музыкальная грамота; 9 – 11 стр.
- Озвучивание сказок; 11 стр.
- Танцы 11 стр.
Заключение 12 – 13 стр.
Литература 14 стр.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Особенности речевого аппарата детей с нарушениями речи заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Некоторые упражнения, разработанные для детей посещающих обычный (не логопедический) детский сад, помогут исправить речевые нарушения дошкольников.
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Она развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. А каждый ребёнок – музыкант.
Цели – музыкального воспитания в детском саду – подвести ребёнка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с музыкой, подготовить его к активной музыкальной деятельности в дальнейшем, то есть к такой деятельности, которую предусматривает программа «Каждый ребёнок – музыкант». А такие качества и способности как:
- слуховое внимание, внимание к звуку, к его способностям;
- внимание к слову, проникновение в суть дела;
- внимание к окружающему миру (навыки наблюдения за природой, размышления о ней);
- владения интонационными возможностями речи;
- образное мышление;
- пространственные представления;
- двигательные навыки, в особенности мелкая моторика;
- память слуховая и зрительная;
- умение концентрироваться и расслабляться;
Помогут ребёнку правильно общаться и вести себя в дальнейшем.
Занятия музыкой, песнями, танцами, театром помогут ребёнку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность. Особое, пристальное внимание уделяется развитию и укреплению ритмической системы ребёнка, что является залогом успешной учебной деятельности на протяжении всех дальнейших лет.
А музыкальный руководитель может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей и их музыкальности. Правильно используя различные упражнения, игры, хороводы, различные инсценировки, игру на музыкальных инструментах, для достижения поставленной цели.
Самый первый раздел, и то с чего надо начинать – это РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, игры с буквами и звуками.
Такие игры «работают» в трех направлениях – собственно произнесение звука, а значит, и распознание его в речи; движение, а значит моторика звука; и инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того дети просто обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их.
Например, работа со звуком Р может выглядеть так: распевается на неопределённой высоте с падающей интонацией звук Р, одновременно мы руками изображаем, как будто нас с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы Р. Если вслушаться в этот звук, можно почувствовать, что он как будто окатывает тебя. Ещё можно изображать плохо заводящийся мотор, который всё время глохнет, потом, наконец, мы едем, поворачивая руль – как бы рисуя рулём звук Р …
Звук В можно озвучивать и изображать в движении, если распевать его, изображая завывание ветра.
Можно поиграть со всеми детьми одновременно, став в круг и начать проговаривать звук С. Представить воздушным шариком и начинаем сдуваться, издавая глухой звук СССС, и сходиться постепенно в круг маленькими шагами издавая этот звук. А в конце когда круг станет совсем маленький проговорить слова: ссухонький, ссогнутый, ссморщеный старичок; утрируя сам звук. Расспросить самих детей, на что стала похожа их фигура теперь. И они сами подскажут что похожи они на букву С. А для того чтобы проверить как они сходились, и ровный ли у них получился круг, можно выставить вперёд правую ногу, и из ног изобразить солнышко. А если круг не ровный, ребята будут сами поправлять своих товарищей, чтобы солнышко было красивое. Затем поменять ногу и заново проверить какое солнышко у нас получилось. Теперь надуваем шарик с помощью звука ФФФФФ – постепенно распрямляясь и расходясь такими же мелкими шагами. И в конце поставить руки на пояс. И опять спросить, на какую букву они сейчас похожи? Дети с радостью ответят, что на Ф.
Такой лёгкой игрой на музыкальном занятии мы подготавливаем голосовой аппарат ребёнка к пению, учим пространственным представлениям (делать самим круг из своих ног), помогаем развитию четкой дикции ребенка, а также развиваем речевое дыхание.
Так же в игровой форме можно поработать над другими звуками. В зависимости от темы занятия, времени года, и даже просто от настроения.
Следующий немаловажный раздел на музыкальном занятии, важный в развитии речи, – это ПЕНИЕ. А начинается оно с РАСПЕВАНИЯ. И здесь его лучше всего провести в игровой форме. И начать его можно с игр с именами. Лучше всего начать её сидя в кругу. Музыкальный руководитель держит в руках мягкую игрушку так, как будто говорит она, и поёт своё имя. Дети повторяют его. Игрушка движется по кругу, представляя всех детей по очереди. Постепенно можно усложнять игру. Например, при передаче игрушки петь не своё имя, а имя того, кому передаёшь.
В более старших группах, эту уже знакомую игру, можно проводить с похлопыванием по коленям ритма. Хлопками по коленям устанавливается ритм шага. По очереди пропевая имя всей группой на сильную долю. Также передавая предмет по кругу. Здесь развивается и речь ребёнка, и подготовка голосового аппарата к пению, и музыкальная грамота.
К такого рода распеванию можно добавить танец с приветствие ( это голландский танец «слаапмус»), который находится в разделе театрализованные движения, (но на занятии удобно использовать в начале как распевание и одновременно работа с движениями). Когда дети ходят по кругу, а на вторую часть музыки идут в центр круга и поют «Здравствуйте!», расходясь – «До, свидания». Кружатся вокруг себя и игра повторяется заново. Ещё один вариант этого танца-распевания, когда ребята поют приветствия и всё время на разном языке. А усложнённый вариант игры: ребята двигаются в разном направлении по всему залу, но на слова «Здравствуйте!» - должны найти себе пару. Так они учатся не только речи, пению, но и коммуникативности в общении между собой.
Колыбельные песни. В детском саду колыбельные песни должны звучать как можно чаще, не нужно скупиться на них. Более сложные песни поёт сам руководитель, а дети при этом могут качать кукол.
Например колыбельная «У кота- воркота» русская народная песня. Эту колыбельную с движениями можно использовать в качестве распевания. Качающие движения хорошо выполнять в разных вариантах: если ребёнок «качает» слонёнка, то его движения будут крупными, широкими, может быть, на целую фразу. Если убаюкивают мышонка или кузнечика, то можно делать частые движения, четвертями или восьмушками. В более старших группах можно эту же колыбельную разобрать на музыкальной грамоте: куда и как движется мелодия, какими длительностями они пели. Нарисовать движение мелодии на картинке, а потом взять и перевернуть её. И навести детей на то, что у этой мелодии есть перевёртыш. И попробовать её пропеть. И когда ребята уже сами будут петь и мелодию, и её перевёртыш не задумываясь, с ними можно будет сделать двухголосие. И дети сами смогут выбрать себе свой голос, свою тему, и без таких сложных музыкальных понятий как «двухголосие». А чтобы интерес к этой колыбельной не пропал у ребят, к мелодии можно добавить ещё и движение рук, и тела. Например, стать в круг и спеть и показать движение мелодии руками. Если мелодия идёт вверх, руки поднимаются, если вниз – то опускаются.
Так на такой довольно-таки несложной мелодии, дети учатся петь, правильно проговаривать звуки, владеть интонацией своего голоса, развиваются двигательные навыки, память, учатся музыкальной грамоте.
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Это такое движение, которое может пережать образ того, о чём мы говорим, но не видим. И это развивает образное мышление, заставляет внимательнее всматриваться в явление.
Например, игра «Снежинки-ручейки» - на свободное движение. Её можно рассматривать как театральный этюд, как игру по озвучиванию, как ритмическую игру, как социальное упражнение, в котором ребёнок должен учитывать не только своё пространство, но уважать пространство соседа, не натыкаясь и не задевая их. А ритм каждый ребёнок выбирает свой. А перед игрой дети наблюдают за состоянием погоды, за движением снежинок. Как они ложатся и засыпают. А пока они спят им можно рассказать любую историю снежинок. Но при смене музыки дети превращаются в ручейки. Что заранее разбирается с детьми во что превращается снежинка после того как пригревает солнышко (капельки). И со сменой музыки движения детей становятся совсем другие, нежели снежинок.
Есть ещё очень интересная игра «Кораблик», которую дети полюбили с первых нот.
РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Ритмические игры способствуют воспитанию коммуникабельности, вырабатывают реакцию и внимание. И что очень важно для тех детей, у которых есть проблемы с речью, движения у них некоординированные, и они не способны «войти в ритм». Ведь организм человека всё время живёт в ритме: дыхание, кровообращение, сон и бодрствование, ходьба, бег, жестикуляция, речь – всё это происходит в различных ритмах. И такие ритмические игры помогут научиться ребёнку жить в ритме, управлять им. А педагог должен хорошо владеть ситуацией, т.к. известно, что игры с ритмом оказывают на детей сильное влияние. И не забывать, что каждому возрасту соответствуют свои ритмы.
Например, маленьким детям свойственны плавающие ритмы. И для этого подойдёт упражнение «Туда-сюда». Это упражнение на раскачивание, и вместе с движениями, дети поют песню на кварту.
УПРАЖНЕНИЯ НА ДВИЖЕНИЕ.
Эти игры должны проводиться в самом начале. Благодаря таким играм дети учатся двигаться по кругу, менять направление движения, двигаться вперёд, назад, вбок, змейкой, стенкой.
Для движения змейкой подходит игра с пением «Ниточка с иголочкой». Дети поют песню и одновременно двигаются, как бы вышивая на полу разные узоры. Но ниточка не должна порваться. А усложнить её можно, чтоб ребятам она показалась более интересной, предложив им во время ходьбы ещё раскланиваться направо и налево со встречными.
Эта игра работает в трёх направлениях: на внимание, на вслушивание и на движение, ориентацию в пространстве.
Для движения по спирали подойдут такие игры с пением как: «Завейся, клубочек» и «Завейся, капустка».
Более подробно для развития речи детей хотелось бы остановиться на игре «Боронованное поле».
Задача в этой игре – научиться ходить «стенкой», что маленьким детям довольно трудно. Дети становятся двумя стенками, образуя угол. Пространство перед собой представляем полем, которое надо вспахать или проборонить. Одна стенка проходит мимо второй, пропевая скороговорку: «Боронила борона по боронованному полю, боронила борона по боронованному полю». Так, стенки двигаясь и образовывая всё новые углы, возвращаются на свои места. А ребята играя, учатся в пении держать дыхание, чётко проговаривать слова, учатся ориентироваться в пространстве. Что для детей с отклонениями в речи довольно сложно, но в этой игре они этого не замечают, а она им помогает решать много задач.
ОБРАЗНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Музыкальные переживания детей, их реакция на звуки выражается двигательно. И вот эту двигательную активность детей можно, и нужно использовать на музыкальных занятиях, чтобы эти природные двигательные силы сами как бы выстраивали музыкальную азбуку, формировали музыкальный язык. В ритмических играх, ребёнок учится чувствовать ритм, движение, входит в ритмическую музыкальную грамоту.
А как при помощи движения почувствовать, что такое мелодия? Как можно управлять звуками? Как его почувствовать? Как из него строить мелодии? Почему и зачем мелодия вдруг взлетает и падает, откуда она приходит и куда уходит?
В тесной связи с образами и движением надо работать со звуковысотностью. Надо дать детям почувствовать, как можно управлять звуками с помощью движения. Такие представления очень помогают при освоении любого музыкального инструмента, а так же при чтении нот.
И если рассматривать тембр как третье свойство звука – наряду с длительностью и высотой, - то и к переживанию тембра можно подойти с позиции образности и движения: например, ребёнок видит, как ходит конь, и, подражая его движениям подбирает подходящий инструмент или прибегает к звукоподражанию. При этом движения его будут отрывистыми, и не подходить на дуновение ветра. И он подберёт соответствующие инструменты (ксилофон, барабан, бубенцы).
Сначала надо прочувствовать пение на одном звуке. Например: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока». Для этого представим себе ниточку, натянутую в нашем зале: на этой ниточке хранятся наши имена. Первым поёт своё имя музыкальный руководитель, затем свои имена поют по очереди дети, на том же звуке, как бы нанизывая их на нитку. И если вдруг ребёнок какой-то не попадает в эту ниточку, его надо незаметно поднять на нужный тон. Позже уже сами ребята поправляют друг друга.
Теперь попробуем спеть «на этой ниточке» прибаутку «Андрей-воробей». При этом можно натянуть настоящую верёвочку и, держась за неё, двигаться в ритме песни и петь, стараясь « не упасть с неё» голосом. Далее к этой прибаутке можно добавить игру на металлофоне, ксилофоне, гуслях, барабане.
Далее добавляются попевки на двух («Сорока-сорока», «Раз, два, три, четыре», «Дон-дон», «Лепёшки»), и позже, на трёх ( «Кап-кап-кап», «У кота воркота» использовать можно после распевания, «Ходит зайка по саду») звуках. Но при этом сначала их надо пропевать вместе с движением, желательно нисходящим, (при опускании мелодии на нижний звук): топнем ногой, хлопнем по коленям, присядем, пропоём про себя, моргнём глазами. И даже рукой показать хвост сороки, а другой рукой во время пения постукивать в ритме песни по «хвосту» и каждый раз в нужный момент (при переходе на звук ля) будем опускать этот хвост, после чего он сразу же поднимается снова. И если после всего этого ребёнку дать ксилофон, или металлофон, он без труда сообразит, что надо что-то сменить, сделать какое-то другое движение. Этот двигательный импульс легко перенести на другой инструмент.
Например, песня «Лепёшки» - представить стол (звук ля) и полочку (звук си), где лежит мука. Исполняя песенку, брать с полочки то, что нужно, и ставить на стол, начинать надо со стола. На словах «испеку лепёшек» как бы лепить ладошками, но при смене звука ладошки менять местами. Позже исполнить эту песенку можно на ксилофоне (он больше похож на деревянный стол), но при этом ставить ксилофон надо не горизонтально, а вертикально, чтобы зрительно ребёнок видел, что нота си выше ноты ля.
Пожалуй, самый яркий пример образно-двигательной музыкальной грамоты – это «Солнышко, выгляни». Только при объяснении мы должны думать о движении солнца как дети. Солнце уходит каждый вечер в одну сторону, а утром является с другой стороны. Дети должны стоять лицом в круг, который имеет форуму солнца. С каждым звуком песни, изображая ход солнца, поворачиваемся спиной в круг. А на слова «выгляни» мы как будто достаём его «из-под земли» и выносим его опять в круг. Потом можно запрятать солнце в ладошках и рисовать этот путь движениями ладошек. Она заставляет ребёнка наблюдать за природой, размышлять о ней. Правильно составлять предложение, выражая свои мысли. Что очень важно для ребёнка, тем более у кого есть проблемы с развитием речи.
ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК.
Все дети любят сказки. И не только слушать их, но и принимать в них участие. При помощи этого увлекательного занятия мы незаметно приучаем детей к тембровому разнообразию звуков, к их выразительности, к музыкальным понятиям, к анализу.
Надо помнить, что сказки должны быть не длинными, а такими, чтобы не потерялась форма. И помнить, что даже самый неудачный детский вариант дороже детям, чем хороший, но сделанный взрослым; пусть каждый раз сказка будет другой.
С самыми маленькими детьми нужно начинать с подготовительных упражнений: ходить как мышки, кошки, гуси, слоны, и т.д. Потом изображать эти шаги, полёты и прочее на подходящих инструментах. Дети должны сами подбирать инструменты. Взрослому надо стараться не помогать ребёнку, какой выбрать инструмент, даже если он ошибётся.
Кроме животных, можно изображать картины природы: журчание ручейка, шелест листьев, ветер, снег, дождь.
Ещё наряду с озвучиванием сказок, можно использовать озвучивание небольших стихов. Что тоже очень полезно детям с плохо проговариваемыми звуками в речи. При озвучивании стихов, он сам проговаривает, и старается выговаривать звуки. А если ещё и работают руки, то это вдвойне эффективно.
ТАНЦЫ.
Этот раздел занятия, так же немаловажен и интересен для детей. И все цели так же подходят, как и ритмические игры, ведь в танце есть ритм. Например, «греческий», здесь ребята учатся ориентироваться при движении не только вперёд, но и назад. А ещё и запоминать стороны: право и лево.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе, используя книгу «Воспитание звуком» Т.А.Рокитянской, пользовалась практически всем разделами. Что-то переработала и применила под особенности своих детей. А театрализованную игру «Снежинки-ручейки» ребятам понравилось ещё изображать и играть на металлофоне. Ведь давно известно, что «Ум ребёнка – на кончиках пальчиков».
В завершении вышесказанного, ещё раз хочется отметить, что при проведении занятий важно правильно организовать общение с детьми. Это возможно лишь при установлении с ними положительного эмоционального контакта.
Специальные упражнения не только позволяют развить дыхание, но снимают зажим с нижней челюсти (легко открывать рот, опуская нижнюю челюсть), и дальше подготавливают голосовой аппарат к пению. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Развивается общая моторика, речевое дыхание, зрительная память, слуховое внимание. Ведь в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами. А перед тем, как работать над песней, надо прослушать её, поговорить о ней. Одновременно продолжается развитие лексико-граматической структуры речи.
В ритмических играх развивается мелкая моторика, которая положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге.
Театрализация развивает у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. Это есть синтез музыки и поэзии.
А музыкальная грамота способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации.
И ещё раз о ритме, в каком виде бы мы его не представляли (движение, танец, игра, хоровод, игра на муз.инструменте…) - всегда идёт развитие чувства ритма. Отрабатывается темп, что потом при высказывании (речи), нормализует дыхание, что способствует развитию правильного речевого дыхания, помогает преодолевать нарушения правильного звукопроизношения, скорректировать фонетическую сторону речи, активировать психические процессы. Становится профилактикой против заикания. Укрепляется здоровье. И закрепление звуков, посредством движения, происходит быстрее.
Занятия музыкой способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Могут быть приятным для детей способом развития памяти. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально не способных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь, ведь – «Каждый ребёнок – музыкант».
ЛИТЕРАТУРА:
Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от трёх до девяти лет. - Ярославль Академия развития 2006г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хандогина Светлана Геннадьевна
→ svetaH 12.07.2012 0 4390 723 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.