Современный подход вокальному развитию Ребенка


Речь идет об отношении музыкального руководителя к певческому голосу ребенка как явлению уникальному, обладающему самоценностью. Отсюда задача – уделять максимальное внимание каждому участнику хора, то есть выявлять, сохранять и развивать его певческую индивидуальность в условиях пения в коллективе. Иными словами, включать в процесс обучения два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу, то есть постановку певческого голоса, и организовывать певческую деятельность в различных видах коллективного исполнительства – в пении хором в унисон, хоровыми группами, тембровыми подгруппами или при включении в хор солистов.
Оба направления музыкальный руководитель реализует в процессе индивидуальной и коллективной работы над упражнениями и песнями. Хоровой репертуар детского сада специфичен: это одноголосные песни, а хор составляют дети с очень разными вокальными данными.
Обязательное условие эффективной организации хора – предварительное индивидуальное диагностирование. Именно оно позволяет выявить особенности звучания певческого голоса каждого ребенка. Чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную группу хора. Владение этой методикой – важнейший аспект работы музыкального руководителя. В чем суть ее основных положений?
1. Перед тем как ребенок начнет петь, педагог отмечает особенности звучания голоса в речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона (наиболее часто повторяющийся тон в спокойной речи).
2. Песню ребенок выбирает самостоятельно, по своему желанию, и поет один, без музыкального сопровождения. Педагог «подхватывает» тональность, подыгрывая мелодию и аккорды.
3. Музыкальный руководитель, вслушиваясь в голос ребенка, обращает внимание на характерную окраску звука – тембр певческого голоса.
4. Для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса (объем от самого нижнего до самого верхнего звука) музыкальный руководитель предлагает ребенку спеть короткую попевку, постепенно повышая и понижая исходную тональность по полутонам.
5. Звуковысотное расположение примарной зоны и рабочего диапазона определяется одновременно. Примарная зона – это два- три звука в середине общего диапазона, с которых ребенок обычно начинает петь. У малышей эти звуки по высоте совпадают с основным речевым тоном, у старших детей совпадение реже. В затруднительных случаях можно ориентироваться и на основной речевой тон.
Рабочий диапазон локализуется вокруг звуков примарной зоны и составляет приблизительно кварту-квинту. Этот наиболее естественно и красиво звучащий участок общего диапазона – базисный для формирования способности воспроизводить мелодию голосом, а его тембр и расположение на звуковысотной шкале дают основание определить голос ребенка как низкий, средний или высокий. Полученные результаты при необходимости можно уточнить в соответствующей литературе. Так, по данным специальных исследований общий и рабочий диапазоны певческого голоса – речь идет о младшем дошкольном возрасте – составляют: для низких голосов в большинстве случаев ля м. – соль1(ля1) и до1 – фа1(соль1) соответственно, для средних примерно си м. – си1 и до1 - соль1, для высоких – до1 – до2 и ре1 – ля1.
Диагностируя певческий голос детей старшего дошкольного возраста, необходимо принять во внимание, что у значительной части детей может наблюдаться некоторое смещение рабочего диапазона по направлению вверх. При этом его объем – количество звуков, составляющий рабочий диапазон, - останется приблизительно таким, как у младших дошкольников. Даже незначительное смещение рабочего диапазона ведет за собой качественное изменение звука. Темп изменений у каждого ребенка свой. Однако особенно ярко проявляются изменения после пяти лет. Поэтому необходима поправка на то, что значительная часть детей – дети старшего дошкольного возраста, чьи голоса ранее диагностировались как низкие,- перейдет в группу средних голосов. Детям со средними голосами станут доступны звуки рабочего диапазона высоких голосов. Некоторые из тех, кто пел высокими голосами, предпочтут среднюю тесситуру – следовательно, пополнят группу средних голосов. Таким образом, в процессе вокальной работы возможен вариант перехода детей из одной группы голосов в другую. Наиболее многочисленную в этом случае составят средние голоса, несколько меньшую - низкие и самую малочисленную – высокие. Внутри хоровой группы голоса обычно не однородны и могут значительно отличаться друг от друга по тембру.
Выделяя особенности певческого голоса – окраску звука, характерную динамику, звуковысотные предпочтения, - педагог одновременно определяет и уровень интонирования мелодии голосом. В одной и той же возрастной группе и даже в одной и той же хоровой группе обязательно окажутся дети с разным уровнем интонирования. Диагностические прослушивания мы проводим дважды в год: в октябре, когда наши воспитанники уже «распоются», и в апреле-мае – при подведении итогов. Как расставляем детей в хоре? Только на основании результатов диагностики и в двух вариантах. В первом – группами: высокие голоса ближе к фортепьяно, рядом с ними средние, далее низкие; между высокими и средними, а также между средними и низкими голосами – небольшой промежуток – «дорожка». Во втором варианте возле фортепьяно стоят дети с низкими голосами, правее (через «дорожку» от них) – со средними, еще дальше с высокими. Такая последовательность соблюдается независимо от того, сидят дети в одном ряду или в двух-трех рядах. В свою очередь каждая группа делится на две-три (в зависимости от количества участников) тембровые подгруппы, которые обычно составляют два-четыре ребенка с похожими по тембру голосами. Они сидят в одном ряду или как можно ближе друг к другу. При этом голоса легкие, с наименее выраженным тембром и, следовательно, более тихие составляю второй или третий ряд; звонкие или более плотные – первый. Оба варианта допускают по мере необходимости перестановку детей из одной группы в другую.
Очень важно, чтобы при разделении по голосам у детей не возникало чувство ущербности. Каждый участник должен быть уверен: его голос особенный, им можно и нужно гордиться.
Работа с младшими дошкольниками организуется иначе. Малыши любят петь все вместе и, за редким исключением, не принимают разделение по голосам. Поэтому во второй младшей группе занятие по пению удобнее проводить подгруппами: с высокими и средними голосами (одновременно) и отдельно с низкими. Малышам не нужно объяснять, какой у них голос – высокий или низкий. Если нет возможности заниматься подгруппами, т.е. дети будут петь на занятие только вместе, педагог должен внимательно относиться к выбору общей тональности песни, опираясь на наиболее многочисленную группу голосов. Он должен быть готов к тому, что в процессе разучивания песни ее придется исполнять в двух-трех тональностях, отличающихся по высоте.
Какую методику следует предпочитать в средней группе? Мое мнение: занятия по голосам целесообразно начинать во втором полугодии, а в первом ограничиться той же методикой, что и с малышами.
Методика разучивания песни всегда считалась важнейшей стороной обучения детей пению. Это не случайно, так как именно в ходе разучивания специально подобранного репертуара формируются певческие навыки, что обеспечивает сложный процесс постепенного становления вокального режима фонации. Традиционная методика предлагает трехступенчатую последовательность пофразного разучивания песни. На первом этапе (одно - два занятия) педагог знакомит детей с песней; на втором (четыре – пять занятий) – разучивает музыкальный материал путем многократного показа: пропевания, проигрывания и повторения детьми каждой музыкальной фразы (предложения). Третий, завершающий этап (одно – два занятия) – закрепление.
Однако при всей логике данная схема, согласно новым требованиям, не учитывает индивидуальные особенности вокального развития детей, так как песня разучивается в единой для всех тональности. Противоречие можно устранить. Сначала педагог, показывая отдельную музыкальную фразу (или предложение) низким, высоким или средним голосом, траспонирует ее в удобную тональность. После этого та хоровая группа, которой предназначался показ, поет мелодию, а остальные слушают. Следующий шаг – повторение того же фрагмента мелодия с другой группой голосов, но в тональности, наиболее удобной для них. Такой порядок повторяется при разучивании первого куплета песни. Затем каждая хоровая группа поет выученный куплет в «своей» тональности.
На этапе усвоения мелодии необходимо обратить внимание на выравнивание унисона в хоровых партиях (группах). Для этого педагог использует специальный прием- постепенную подстройку голосов в унисон, например, предлагает тому ребенку из группы средних голосов, кто хорошо интонирует, спеть фрагмент мелодии в удобной тональности; обязательно «поддерживает» его, проигрывая мелодию на фортепьяно. Затем в той же тональности повторяет этот фрагмент с соответствующей тембровой подгруппой, обращая внимание остальных детей на то, как красиво и точно прозвучала эта мелодия. Лишь после этого поется предложенный фрагмент со всеми средними голосами. Если хоровые группы не разделены на тембровые подгруппы, то при подстройке в унисон педагог ориентируется на детей с наиболее красивым тембром голоса и точной интонацией.
На завершающем этапе разучивания песня исполняется в двух- трех тональностях. Песня в целом прозвучит достаточно чисто, если каждая группа хоров споет «свой» куплет в удобной тональности. Именно в удобной, а не в общей для всех детей тональности, которая приемлема лишь для части хора. Если же пение в общей тональности неизбежна, то подбирается она таким образом, что бы основная часть мелодии по своему звуковысотному расположению совпадала с рабочим диапазоном певческого голоса у большинства детей. Однако заметим: даже при соблюдении этого условия точность воспроизведения мелодии хором будет недостаточной.
Наиболее показательны в отношении строя (точности воспроизведения мелодии хором) те песни, в которых для каждой хоровой группы предназначен определенный эпизод. В этом случае в исполнении песни принимают участие все дети, но не одновременно, а поочередно. Таким же образом разучивается и песня, т.е. 1) поочередно каждая группа голосов усваивает определенный фрагмент куплета; 2) дети поют в общей, удобной для всех тональности. Но при этом педагог должен учесть: начальная тональность- та, которую он использует на первых занятиях, - может оказаться несколько ниже (приблизительно на полутон), чем окончательная. Транспонирование мелодии в другие тональности не только существенно активизирует процесс восприятия и запоминания песни, но и дает возможность поупражнять каждого ребенка точно воспроизводить мелодию на «своем», наиболее комфортном звуке уже в самом начале разучивания. Наиболее естественно и ненапряженно звучит голос в примарной зоне и на звуках локализованного вокруг нее рабочего диапазона. Именно по этому для формирования точных вокальных ощущений данный участок диапазона может считаться базисным.
Известно, в удобной тесситуре ребенок воспроизводит мелодию на порядок лучше. Следовательно, звук, возникающий в рамках рабочего диапазона, - базисный и для формирования сложного певческого навыка- навыка точного воспроизведения мелодии (чистоты интонации). Дети со здоровым голосовым аппаратом могут интонировать выше и ниже границ рабочего диапазона. Тем не менее эстетические характеристики звука- звонкость, красивый тембр, непринужденный характер- остаются прерогативой рабочего диапазона. Иными словами, метод транспортирования мелодии в тональность, соответствующую тесситурным возможностям каждой группы хора, - весьма значимый инструмент методики обучения детей пению. Он позволяет формировать навык точного воспроизведения мелодии на основе естественного звукообразования и обеспечивает условия для развития хорового строя уже на начальном этапе работы.
Транспортирование отдельных фрагментов мелодии требует от педагога определенной подготовки, а именно: он должен уметь
• быстро и точно определить , в которой наиболее удобной петь той или иной группе голосов;
• дать ладотональную настройку (перед показом и непосредственно перед пением детей сыграть первый звук музыкального фрагмента и следом за ним соответствующий аккорд);
• играть мелодию в трех- пяти тональностях без сопровождения и с аккордами;
• определить общую тональность, в которой дети будут петь все вместе;
• определить особенности аранжировки песни.

В предлагаемом варианте методики выстраивание унисона внутри хоровой группы - важный элемент формирования строя. Добиться слитного и стройного пения в коллективе, объединяющем детей с очень разными вокальными данными,- задача, которая требует специальной и продолжительной работы, и решать ее нужно как можно раньше. Прежде всего, ребенка научить правильно ощущать себя в певческом коллективе, т.е. слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других. Это послужит основой для согласованного взаимодействия в певческом коллективе детского сада и в дальнейшем существенно облегчит ему вхождение в другой хоровой коллектив. Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя у малышей, и у старших детей - прием пения «по цепочке». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для игры подойдет песенка или попевка с повторяющимися музыкальными фразами, например русские народные прибаутки «Петушок», обработка М. Красева, «Зайчик», обработка Г. Лобачева, русская народная песня «Заинька», обработка Н.А. Римского- Корсакова, словенская народная песенка «Маленькая Юлька», обработка Е. Туманян, русский текст З. Александровой, «Есть у солнышка друзья», музыка Е. Тиличеевой, слова Е. Каргановой и т. п.
Игра проводится после того, песню выучила вся группа. С началом пения на каждую музыкальную фразу дети, расположившись полукругом, из рук в руки передают игрушку - персонаж песенки; поют хором вместе с педагогом, но без музыкального сопровождения. Педагог, переходя от одного ребенка к другому, поддерживает каждого за руки, помогает выполнять передачу игрушки ритмично, на каждую фразу. Предварительно, чтобы само движение не вызывало затруднений, детей один- два раза передают игрушку из рук в руки, но без пения. На следующем занятии, после повторения первого варианта игры, музыкальный руководитель и воспитатель показывают, как играть с песенкой вдвоем, - поют «цепочкой», передавая игрушку друг другу. Можно повторить игру еще раз, но уже втроем, предложив петь и передавать игрушку вместе с воспитателем наиболее активному ребенку. Далее этот вариант игры переносится в группу: в вечернее время музыкальный руководитель играет со всеми желающими. Важно одно- не принуждать детей, играть только с теми, кто хочет, а остальные могут смотреть и слушать. Песня исполняется в тональности, которую «задает» ребенок (дети будут петь в разных тональностях): педагог подстраивается после того, как ребенок «ответит»- споет свою музыкальную фразу, и поддерживает эту тональность до конца исполнения. Этот фрагмент игры – первый этап формирования навыка строя.
На последующих музыкальных занятиях педагог предлагает усложненный вариант игры- со всеми детьми одновременно; объясняет детям, что теперь про будет петь только тот, кто держит ее в руках, а остальные должны внимательно слушать и ждать, когда «придет» к ним игрушка. Музыкальный руководитель подпевает каждому ребенку и, если это необходимо, опережает его пение словесной подсказкой. Через несколько занятий, когда большинство детей уже не будут нуждаться в помощи, игру можно использовать в самостоятельной музыкальной деятельности.
К «Игре с песенкой» следует вернуться через полтора - два месяца. Теперь можно сосредоточиться на формировании строя, а именно: учить детей подстраиваться в унисон к схожему по тембру голосу. Играя со всеми, педагог фиксирует каждую музыкальную фразу передачу игрушки; песня звучит без сопровождения, тональность задает взрослый. По ходу он выбирает двоих детей- тех, у кого голоса близки по тембру и относительно высокий уровень интонирования. Дети поют «цепочкой» в общей тональности, музыкальный руководитель помогает «удержать» тональность, подыгрывая мелодию на фортепиано. (Так обеспечивается возможность достаточно интонировать в единой тональности, что является необходимым условием формирования унисона.) Педагог обращает внимание группы на то, как красиво и дружно звучала песенка, потому что исполнители, слушая друг друга, правильно передавали мелодию. «Саша пел вот так, - объясняет музыкальный руководитель. (Поет первую фразу, затем играет ее на фортепиано.) – Таня отвечала ему точно также». (Показывает.) Игру можно повторить с другим дуэтом, а потом еще раз разыграть со всеми. Вне музыкальных занятий желательно, чтобы каждый ребенок имел возможность спеть дуэтом, а на занятиях, повторяя ее, по предложению педагога исполнить вместе, как обычно, хором, «по цепочке» и подгруппам (отдельно с голосами низкими, средними и высокими) в разных тональностях.
Работая с малышами, можно ограничиться двумя-четырьмя песенками-играми в год. Для закрепления полезно повторить песни в средней группе в первом полугодии, используя разнообразные варианты пофразных перекличек – пение «по-цепочке» дуэтом, трио (дети и воспитатель), поочередное пение (воспитатель, дети и музыкальный руководитель). Во втором полугодии формирование навыков совместного пения необходимо продолжить, но уже разделяя хор на голоса высокие, средние и низкие. Полезно периодически петь «цепочкой» новые попевки и песни в тембровых подгруппах и в каждой группе хора. Такая методика делает возможным не только подстройку в унисон к голосам разного тембра, но одинаковой звуковысотной локализации, но и подготовит следующий этап развития хоровой горизонтали – унисон между голосами различного типа.
В такой же последовательности должны быть подготовлены и дети старших групп. Сначала педагог дает представление о пении «по цепочке». По какой методике? Разучив со всеми попевку с повторяющейся в каждой фразе мелодией (например, русскую народную прибаутку «Чики, чики чикалочки», обработка Е. Тиличеевой), использует следующую последовательность:
• на первом занятии демонстрируется речевой диалог -музыкальный руководитель и воспитатель: поочередное, пофразное выразительное чтение текста попевки, затем тоже повторяется с пением. Далее проводится речевая перекличка музыкального руководителя с детьми (воспитатель может помогать им), после чего тоже повторяется с пением;
• на втором занятии повторяются речевая и вокальная перекличка – музыкальный руководитель и дети; затем детям предлагают послушать попевку в исполнении тембровой подгруппы в такой последовательности: сначала речевая пофразная перекличка между детьми, затем пение «по цепочки».
Дополнением к пению «по цепочке» могут послужить «песенки-эхо», например «Эхо» (муз Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой), «Новогодний хоровод», «С нами, друг» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).
Как видим, навык стройного, слитного пения, цель которого – интонационно точное исполнение мелодии при коллективном пении в унисон, формируется постепенно. Первый этап работы включает этап подстройку голоса педагога к голосу ребенка в ходе пения без сопровождения (при исполнении ребенком несложных попевок, фрагментов песен, небольших импровизаций) и фиксирование внимания ребенка и других детей на подстройку. На втором этапе ребенок уже самостоятельно подстраивается к голосу, схожему по тембру в рамках примарного, а немного позднее и в рамках рабочего диапазонов. На третьем этапе ребенок предоставляет ребенку возможность подстроиться к голосу, отличающемуся от его собственного по тембру и динамике, или к звучанию музыкальных инструментов (фортепиано) в удобной тесситуре. При этом говорить о достаточно выраженном хоровом унисоне лишь в отношении старших дошкольников. В коллективном пении младших дошкольников возможен лишь частичный унисон, т.е. стройное исполнение отдельных фраз песни на звуках нижнего тетрахорда первой октавы.
Во многом успех вокальной работы определяет репертуар. Выбирая песни для разучивания, «важно учитывать, насколько работа над песней полезна для голоса, насколько полноценно будет функционировать голосовой аппарат».
При всем разнообразии и несхожести детских голосов в каждом из них имеется зона наиболее комфортного и, следовательно, наиболее продуктивного в отношении интонирования звука – рабочий диапазон. Поэтому для разучивания предпочтительны те песни, большая часть мелодии которых «укладывается» в границы рабочего диапазона, т.е. по количеству ступеней не превышает кварты-сексты. Но этого не достаточно. Важно, чтобы тональность, в которой будет разучиваться песня, соответствовала тесситурным возможностям детей. Для этого оригинальную (авторскую) тотальность песни приходиться изменять, т.е. транспортировать в одну или несколько новых тональностей.
В новую тональность можно транспортировать всю песню. В этом случае речь идет об общей или усредненной тональности. Если же в песни есть вступление или проигрыш, тональность можно изменять в каждом куплете. Этот вариант аранжировки дает возможность наиболее полно продемонстрировать чистоту интонирования в группах хора, а также «показать» солистов с различным типом голоса. Иногда из-за излишне плотной фактуры музыкального сопровождения невозможно изменить тональность на более низкую. В этом случае от песни лучше отказаться.
Необходимо учесть и тот факт, что рабочий диапазон детей с низкими голосами (а их в хоре довольно много) несколько уже, чем у остальных, и остается таковым продолжительное время. Для них педагог должен предусмотреть «маленькие песенки» - попевки с диапазоном в терцию-кварту. Таким образом он обеспечивает детям с ограниченным диапазоном возможность максимально точно воспроизводить мелодию голосом. Эти же песенки с успехом можно исполнять в распеваниях с детьми в тональностях, соответствующих типу голоса.
Чем сложнее структура (музыкальная форма) песни, тем интереснее может быть аранжировка с точки зрения использования разных тональностей. Например, в песне «Будем в армии служить» имеется вступление (А) и фортепианный отыгрыш в конце куплета (Б). Это дает возможность многократно изменять ее тональность и, следовательно, позволяет вывести в солисты практически всех мальчиков. Тональный план песни «Будем в армии служить» может выглядеть таким образом:
• первый куплет в тональности до мажор: поют средние голоса, фортепианный отыгрыш в конце куплета исполняется в тональности си мажор;
• второй куплет: вступление опускается, запев в тональности си мажор поют солисты – мальчики с низкими голосами, припев – все дети, отыгрыш в конце куплета звучит в этой же тональности;
• третий куплет начинается со вступления новой тональности – си-бемоль мажор, запев исполняют солисты с низкими голосами, припев вся группа низких голосов;
• оставшиеся четыре куплета: тональности меняются в зависимости от того, к какой группе голосов относятся солисты; на новую тональность детей настраивает вступление или проигрыш в конце куплета.
Допускаем, что такое вольное обращение с материалом вызовет возражение у музыкальных руководителей, у тех, кто привык точно исполнять требования автора. Но важнейшая функция аранжировки как раз и состоит в том, чтобы приспособить оригинал к возможностям исполнения, тем более что возможности эти пока еще очень ограничены. Чтобы «игра тональностей» не вызывала раздражения, рекомендуем изменять тональность от куплета к куплету по полутонам вверх или вниз.
Требование – осторожно сочетать разные тональности – следует отнести и к исполнению песенных попурри. Жанр попурри любим детьми и, без сомнения, способен украсить любое итоговое занятие, открытый показ и праздничную программу в старшей или подготовительной к школе группе. В попурри можно включить по одному куплету из нескольких песен, различных по тематике и характеру. Вступление к каждому новому куплету «вводит» детей в новую тональность.
Транспонирование удачно сочетается с разделением песни на фрагменты, исполняемые различными группами хора. По сути, это своеобразное хоровое переложение (вид хоровой аранжировки) одноголосной песни для хора или для хора с солистами. Так, например, в песне « Про водичку» (муз. В. Жубинской, сл. И. Михайловой) запев исполняют низкие и средние голоса, припев – высокие; в песне «Веселые музыканты» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского) припев могут спеть все дети, запев первого куплета – средние голоса, запев второго куплета – низкие, запев третьего куплета – высокие голоса; в «Песенке о гамме» (муз. Г. Стреве, сл. Н. Соловьевой) первое предложение запева поют низкие голоса, второе – средние и высокие, нижний тетрахорд гаммы в припеве – низкие голоса, верхний тетрахорд – средние и высоки.
Полный текст материала Современный подход вокальному развитию Ребенка смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фризен Ольга Васильевна  Olyaf
19.02.2013 0 6196 701

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК