Статья "Использование игровых технологий в развитии музыкально-ритмического слуха детей 5-6 лет в ДОО"


Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни.  Безусловно, что развитие музыкально-ритмического слуха является важным вопросом в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. А новые подходы к музыкальному образованию (в соответствии с ФГОС ДО) требуют от педагогов  использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. И чтобы учебная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво, легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, педагог должен реализовывать поставленные задачи через игру – ведущий вид деятельности дошкольников.

Актуальной проблемой остаётся использование игровых технологий с целью повышения качества уровня педагогического процесса. 

Мы решили изучить вопрос использования игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОО с целью развития музыкально-ритмического слуха детей 5-6 лет. Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Ведь ритм – одно из выразительных средств в музыке, передающее её содержание и являющееся основой эмоциональной отзывчивости на музыку.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях, музицировании, пении и т.д. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс.

Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей., в частности, музыкально-ритмического слуха.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как в игре у ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделявший ритмическому воспитанию особое внимание, доказал, что развитие чувства ритма происходит через:

  • движение 
  • речь 
  • -музицирование с инструментами. 

Игровые технологии, способствующие развитию музыкально-ритмического слуха включают в себя:

  • Дидактические игры
  • Пальчиковые игры
  • логоритмические
  • речевые
  • игры со звучащими жестами

Работа по развитию музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников включает в себя решение педагогом следующих задач:

  1. учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;
  2. развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
  3. учить определять музыкальные жанры, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка);
  4. формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;
  5. развивать творческие способности.

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть.Одним из рекомендованных пособий по развитию музыкально-ритмического слуха у дошкольников является программа «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Она помогает музыкальным руководителям развить в 4-7 лет ребёнке чувство ритма. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе.

На современном этапе существует множество разнообразных программ, нацеленных на развитие музыкально-ритмического слуха у детей посредством игровых технологий.

Мы изучили разнообразные  музыкальные игры,  а также практические разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста по развитию музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников через использование игровых технологий.

Хороших результатов по развитию музыкально-ритмического слуха можно добиться только при совместной работе педагогов. А ещё при условии взаимодействия с родителями. Идеальная ситуация, когда с ребенком занимаются комплексным развитием дома, в том числе и ритмическим развитием. Дошкольное учреждение помогает родителям: предлагает беседы, консультации, родители вместе с детьми мастерят инструменты для оркестра,  разучивают песни, танцы, играют на инструментах.

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста среди всех видов музыкальной деятельности. Мы убедились в эффективности различных игровых технологий, направленных на развитие музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников.


Полный текст материала Статья "Использование игровых технологий в развитии музыкально-ритмического слуха детей 5-6 лет в ДОО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аминова Зульфира Фаритовна  Публикатор
25.09.2020 0 2121 54

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК