Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Фонетика. Повторение, обобщение материала" (.pptx)


Слайд 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа» Новгородского муниципального района Новгородской области Фонетика. Повторение, обобщение материала. 5 класс. Ахметова В.В., учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка» Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу какая, догадайтесь сами). Здесь живет такая-то буква? Да. Не могли бы вы сейчас поработать? А как? Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... В начале слова не работаю. А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ... Простите, в таких местах не бываю. Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? Какие это буквы, будьте добры?.. Первая - Н, а за ней -Ч. Нет, туда не пойду. А после Ч? Перед Т? Если в глаголе - тогда с удовольствием. Нет, в существительном. Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном не хочет?
Слайд 3
Автор данного текста, Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки-загадки "Таинственная незнакомка", не просто облекая языковой материал в увлекательную форму сказки, но и ставя перед читателем определенную лингвистическую задачу, решить которую можно, актуализировав полученные
Слайд 4
Справка Михаии л Вии кторович Панои в (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку. Активно занимался методической и преподавательской деятельностью. Автор двух поэтических сборников.
Слайд 5
Закончи фразу  Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..  Звуки мы …., а буквы …..  В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.  Не обозначают звуков буквы …. .  Шипящие звуки …. .  Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .  Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .
Слайд 6
Найди звук, соответствующий определенной характеристике:  всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф  всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф  сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц  не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В
Слайд 7
Игра «Рассели «жильцов» Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики  В первый домик - слова, в которых букв и звуков совпадает.  Во второй – слова, в которых букв больше,  В третий – слова, в которых звуков больше, букв. количество чем звуков. чем
Слайд 8
Звук под маской  Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф].  Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться.  Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?
Слайд 9
Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку. флаг краб вокзал грядка кружка резкий просьба молотьба
Слайд 10
Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей. Миша дров не напилил, Печку кепками топил. На болоте нет дорог, Я по кошкам – скок да скок. Забодал меня котел, На него я очень зол.  Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).
Слайд 11
Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй вывод. Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!
Слайд 12
Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».
Слайд 13
Ключ к метаграмме Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот
Слайд 14
Игра «Наоборот» Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить:  из слова Лён – цифру;  из слова Лей – название дерева;  из слова Люк – большой мешок;  из слова Ток – домашнее животное;  из слова Шёл – неправду.
Слайд 15
Отгадай загадку!  Без досок, без топоров Через реку мост готов, Мост – как синее стекло, Скользко, весело, светло.  Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением?  Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов?  Сколько раз встречается звук [с]? В саду рос куст роз.
Слайд 16
Подбери пару К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.  Доска - тоска  вол  ноты  роль  жар  дрель  гонец  быль –  зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.
Слайд 17
Волшебная сила звука  Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.  Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…
Слайд 18
Вывод:  определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.  Звуи копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». К. Д. Бальмонт. Звукоподражание шелесту, шороху.
Слайд 19
Рассказ школьного портфеля. Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`а з и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю. Тимянский)
Слайд 20
Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения? Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит.
Слайд 21
Как называется система правил о написании слов и их частей?  Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … .  Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что ….  Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … . Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].
Слайд 22
Подводим итоги урока. Закончи фразу  Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я научился…  У меня получилось …  Я попробую…  Меня удивило…  Мне захотелось…
Слайд 23
Домашнее задание (на выбор):  сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;  придумать (подобрать) другие игры по теме;  придумать (подобрать) примеры для аналогичных игр;  составить задания – тесты по теме;  устный развёрнутый ответ по одной из тем: - Звукопись; - Аллитерация; - Особенности русского ударения.
Слайд 24
Использованная литература  Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991.  В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». М.: Просвещение, 1991.  В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990. Интернет – ресурсы:  http://igrovaia.ru  http://ru.wikipedia.org  http://festival.1september.ru  http://openclass.ru http://images.yandex.ru/-картинки для презентаций

Полный текст материала Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Фонетика. Повторение, обобщение материала" (.pptx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ахметова Вера Владимировна  Чирикова
05.01.2012 1 23414 5745

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК