Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Буквы з-, с- на конце приставок"


Слайд 1
5 класс. Буквы з - с на конце приставок. Ахметова Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лесновская ООШ» Новгородского муниципального района Новгородской области
Слайд 2
Какие слова употреблены в переносном значении? Определите виды тропов, использованных автором в данном отрывке. По России морозы Распушили деревья И рисуют на стёклах Лебединые перья. (А. Чепуров.)
Слайд 3
Подумайте и ответьте По России морозы Схеме под каким номером соответствует данное Распушили деревья предложение? И рисуют на стёклах  1. ,и . Лебединые перья. , и . (А. Чепуров.)  2.  3. и .
Слайд 4
Подумайте и ответьте  Из данного отрывка По России морозы Распушили деревья И рисуют на стёклах Лебединые перья. (А. Чепуров.) выпишите слово распушили и разберите его по составу.  Выпишите слово перья и произведите его фонетический разбор.  Назовите имеющиеся в отрывке пары согласных по звонкости – глухости.  У каких согласных нет своей пары по глухости – звонкости в данном отрывке?
Слайд 5
Вот как много вспомнили!  Что, ребята, мы с вами вспомнили, какие темы повторили?  Как вы думаете, с какой целью мы повторяли именно эти темы?  А теперь послушайте лингвистическую сказку и решите сами, о чём пойдёт речь дальше на нашем уроке.
Слайд 6
Лингвистическая сказка В одном сказочном королевстве жили-были Лексика, Фонетика, Морфемика. Все они учились в школе. Однажды учительница Орфография задала Морфемике задачу, да такую трудную, что бедная Морфемика долго думала, но так и не могла решить, как помирить Приставки и Корни. Пришла к Морфемике в гости Фонетика: - Здравствуй! Пойдём гулять! - Некогда. Мне задачу надо решить. - Расскажи! Может быть, я помогу. - Вот, слушай. Тут приставка ВОСвоскликнула: Я не дружу с корнями -дел-, -горд-, они очень шумные и голосистые. - Они музыкальны, с ними очень весело, - возразила приставка ВОЗ-.
Слайд 7
Продолжение лингвистической сказки Забеспокоилась приставка БЕС-: - Неужели я буду стоять рядом с корнями -жал-, -рад- или -вод-? Испугалась и её подружка ИС-, рассердилась РАС-. А РАЗ- развеселилась, БЕЗбеззаботно засмеялась, ИЗ- измерила у неё пульс. -Я помогу тебе, Морфемика, решить задачу! - воскликнула Фонетика. - Дорогие Приставки, вот вам подарок новое правило. Приставка ИС- испекла пирог, приставка ВОСвосхитилась его вкусом. - А вы, ребята, догадались, какое правило подсказала Фонетика?
Слайд 8
Проанализируйте данные пары примеров. Сделайте вывод. измерила- испекла развеселилась - рассердилась беззаботно- беспокойно
Слайд 9
Закончи правило На конце приставки пишется с -, если ….. корень начинается с буквы, обозначающей глухой согласный звук
Слайд 10
Закончи правило На конце приставки пишется з, если ….. корень начинается с буквы, обозначающей звонкий согласный звук
Слайд 11
А что же происходит, например, в словах сбить сдача сгореть? Корни-то в этих словах тоже начинаются с буквы, обозначающей звонкий согласный? Запомните!  Приставка спишется всегда одинаково, независимо от произношения.  В словах здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.
Слайд 12
Замените данные выражения одним словом с приставкой, оканчивающейся на з- или с-. Обозначьте корни и приставки. Молодые растения, выращенные для пересадки, – Установленный порядок в каком-либо деле – Жидкость из-под засоленных в ней овощей – Фуражка без козырька – Сбор сведений о противнике – Время появления солнца над горизонтом – Состояние, когда человеку не спится -
Слайд 13
Проверим задание Молодые растения, выращенные для пересадки, – рассада Установленный порядок в каком-либо деле – распорядок Жидкость из-под засоленных в ней овощей – рассол Фуражка без козырька – бескозырка Сбор сведений о противнике – разведка Время появления солнца над горизонтом – рассвет Состояние, когда человеку не спится - бессонница
Слайд 14
У каждого слова, как и у людей, свой характер. Слова, одно из которых тихое, немногословное, а другое, наоборот, бойкое, подвижное, плохо слушали учителя и … ошиблись. Помоги им, пожалуйста, исправить их ошибку. Бе…радостный Бе…покойный Бе…вредный Бе…заботный Бе…корыстный Бе…молвный Бе…страшный Бе…хитростный
Слайд 15
Урок мы начали с картинки, на которой изображена зима, а на этой? Лето! Как вы думаете, с какой темой связано следующее задание? Подбери пары антонимов Труд – Увядает – Талантливый – Закат – Громко – Появляться – Мощь – бе…силие бе…делье ра…свет и…чезать бе…дарный ра…цветает бе…шумный
Слайд 16
Поменяйтесь тетрадками, проверьте, правильно ли выполнено задание Труд – безделье Увядает – расцветает Талантливый – бездарный Закат – рассвет Появляться – исчезать Мощь – бессилие Громко – бесшумный Разве это пара?
Слайд 17
Угадай пословицу по картинке. Объясни её значение. Маслом каши не и… портишь. (Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.) Сам кашу заварил, сам ее и ра…хлебывай. (Затеял недоброе дело, наделал ошибок – сам и исправляй их!)
Слайд 18
Восстановите отрывок из стихотворения, вставив пропущенное слово. НОЧЬЮ Хороша эта ночка, _____________, ясная, С фосфорической, полной луной, Эта песнь соловьиная, звонкая, страстная, Эта мертвая тишь над рекой. Семен Яковлевич Надсон
Слайд 19
Подсказки. Шаг 1. Я насчитала в этом отрывке восемь полных прилагательных. А вы? Шаг 2. Что значит «мёртвая тишь»? Шаг 3. Синоним к слову тишь? Безмолвие. А ночка? Правильно! Безмолвная. Какое слово подсказывает, о каком времени года пишет поэт?
Слайд 20
Мир вокруг нас. Какой он? Напишите небольшое сочинение по картинке, используя данные слова и словосочетания. Озаглавьте сочинение.  На ра…свете;  и…менилось;  ра…сыпало лучи;  ра…стилается снежное покрывало;  ра…весила ветки;  бе…крайняя даль;  ра…даётся звук;  ра…глядел следы;  ра..тревожила душу.
Слайд 21
Домашнее задание  Стр. 174; параграф 83; выучить правило. Задание на выбор  Стр. 175; упр. 423 (письменно); обозначить условия выбора з - с в приставках.  Доработать текст сочинения.  Сочинить лингвистическую сказку по данной теме.  Придумать (подобрать) другие задания по теме.  Придумать (подобрать) примеры для аналогичных заданий.  Составить задания – тесты по теме.
Слайд 22
Использованные источники  novyy-god.ru  www.school-1.ru  litera.ru›Стихия  rus.1september.ru  www.poskart.ru  wap.fictionbook.ru - картинки  engschool16.ru  www.fashnblog.ru - картинки  fotki.yandex.ru - картинки

Полный текст материала Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Буквы з-, с- на конце приставок" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ахметова Вера Владимировна  Чирикова
11.01.2012 4 13316 3687

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК