Слайд 1
Бочарова Виктория Михайловна
Учитель русского языка и
литературы
ГБОУ ЦО №2030 г. Москвы
Сценарий урока по развитию способности понимания
на уроках литературы на примере рассказа
А. Платонова «Юшка».
Цели:
помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;
развитие способностей различения и понимания;
развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.
Ход урока:
Вступительное слово учителя о добре и зле. Целеполагание. (СЛАЙД 1)
Вызов: В чем заключается смысл данного текста? (СЛАЙД 3)
Выдвижение первичных смысловых версий учащихся (с обязательной фиксацией на доске).
Работа с ситуацией непонимания (СЛАЙД 4) таблица: «Герои, сюжет, тема, идея, смысл). Распределение смысловых версий. Помогают следующие вопросы:
Откуда взялась ваша версия?
На какой вопрос отвечали?
Почему вы так думаете?
Вы уверены, что ответили на вопрос: «В чем смысл данного текста?»
Коммуникативное событие. Беседа по тексту (СЛАЙДЫ 5, 6 и 7):
РАБОТА В ГРУППАХ.
ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ:
1 группа: дети из рассказа;
2 группа: взрослые;
3 группа: веселый прохожий;
4 группа: молодая девушка;
5 группа: Юшка.
Расскажите о себе, своих занятиях, мыслях, поступках, причинах этих поступков.
Прав ли Юшка, когда говорит, что «народ меня любит»?
Ваше отношение к Юшке?
И Юшка, и дети РАДОВАЛИСЬ. Чему? Почему дети так жестоки?
Как к Юшке относились взрослые?
Как к своему герою относится автор?
Глаза – зеркало души. Какие у Юшки глаза? У кого в рассказе еще такие глаза?
Как себя чувствует герой наедине с природой?
Когда же Юшка осерчал (не разгневался!)?
«Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели.» (Библия). Когда открылись у людей глаза?
Зачем Юшка родился? Для чего он нужен на свете?
Продолжение. (СЛАЙД 8)
Можете ли вы привести подобные примеры из жизни? Отрывок из Евангелия «о двух лептах вдовы».
Провокационный вопрос (СЛАЙД 9).
Как вы можете объяснить пословицу «Не делай добра – не получишь зла». (Пословица)
«Добро уныло и занудливо,
И постный вид, и ходит боком,
А зло обильно и причудливо,
Со вкусом, запахом и соком.» (И. М. Губерман).
Рефлексия (СЛАЙД 10). Изменилась ли ваша версия? Почему? Какая версия наиболее полная?
Выводы (СЛАЙД 11). Обсуждая смысловые версии, дети приходят к выводу: «У Юшки, несмотря на неказистую внешность, добрая, отзывчивая, настоящая душа». Возможно, ученики придут к другому выводу.
10. Итоги (СЛАЙД 12). Какие выводы вы сделали?
Автор: Бочарова Виктория Михайловна
→ 14071976 14.02.2012 1 6283 1117 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.