Сценарий урока по развитию способности понимания на уроках литературы. А.П. Платонов "Юшка"


Сценарий урока по развитию способности понимания

на уроках литературы на примере рассказа

А. Платонова «Юшка».

Цели:

помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;

развитие способностей различения и понимания;

развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о добре и зле. Целеполагание. (СЛАЙД 1)

Вопрос учащимся: Какое из высказываний вам ближе и почему? (СЛАЙД 2)

Побеждай зло добром. (Библия.)

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)

Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

  1. Вызов: В чем заключается смысл данного текста? (СЛАЙД 3)

  2. Выдвижение первичных смысловых версий учащихся (с обязательной фиксацией на доске).

  3. Работа с ситуацией непонимания (СЛАЙД 4) таблица: «Герои, сюжет, тема, идея, смысл). Распределение смысловых версий. Помогают следующие вопросы:


Откуда взялась ваша версия?

На какой вопрос отвечали?

Почему вы так думаете?

Вы уверены, что ответили на вопрос: «В чем смысл данного текста?»


  1. Коммуникативное событие. Беседа по тексту (СЛАЙДЫ 5, 6 и 7):

РАБОТА В ГРУППАХ.

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ:

1 группа: дети из рассказа;

2 группа: взрослые;

3 группа: веселый прохожий;

4 группа: молодая девушка;

5 группа: Юшка.

Расскажите о себе, своих занятиях, мыслях, поступках, причинах этих поступков.


Прав ли Юшка, когда говорит, что «народ меня любит»?

Ваше отношение к Юшке?

И Юшка, и дети РАДОВАЛИСЬ. Чему? Почему дети так жестоки?

Как к Юшке относились взрослые?

Как к своему герою относится автор?

Глаза – зеркало души. Какие у Юшки глаза? У кого в рассказе еще такие глаза?

Как себя чувствует герой наедине с природой?

Когда же Юшка осерчал (не разгневался!)?

«Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели.» (Библия). Когда открылись у людей глаза?

Зачем Юшка родился? Для чего он нужен на свете?


  1. Продолжение. (СЛАЙД 8)

Можете ли вы привести подобные примеры из жизни? Отрывок из Евангелия «о двух лептах вдовы».


  1. Провокационный вопрос (СЛАЙД 9).

Как вы можете объяснить пословицу «Не делай добра – не получишь зла». (Пословица)

«Добро уныло и занудливо,

И постный вид, и ходит боком,

А зло обильно и причудливо,

Со вкусом, запахом и соком.» (И. М. Губерман).


  1. Рефлексия (СЛАЙД 10). Изменилась ли ваша версия? Почему? Какая версия наиболее полная?

  2. Выводы (СЛАЙД 11). Обсуждая смысловые версии, дети приходят к выводу: «У Юшки, несмотря на неказистую внешность, добрая, отзывчивая, настоящая душа». Возможно, ученики придут к другому выводу.

10. Итоги (СЛАЙД 12). Какие выводы вы сделали?

Слайд 1
Бочарова Виктория Михайловна Учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО №2030 г. Москвы
Слайд 2
Целеполагание. О чем мы будем говорить?  Добро и зло… За этими словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем.  Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.  А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца?  Поговорим о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. Поможет нам в этом небольшой рассказ Андрея Платонова «Юшка».
Слайд 3
Какое из высказываний вам ближе?  Побеждай зло добром. (Библия.)  Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)  Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)  В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
Слайд 4
В чем заключается смысл рассказа А. Платонова “Юшка”?
Слайд 5
Выдвижение смысловых версий: 1 ГЕРОИ Образ человека в художествен ном произведе нии 2 СЮЖЕТ Ход, последова тельность событий в произведе нии. 3 ТЕМА То, о чем повествует автор, события и явления, лежащие в основе произведе ния. 4 ИДЕЯ 5 СМЫСЛ Мысль писателя, выраженная в образной форме, авторское отношение к действитель ности То, что мы чувствуем и понимаем по прочтении текста
Слайд 6
Коммуникативное событие. Беседа по тексту. • • • • • • • • РАБОТА В ГРУППАХ. ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ: 1 группа: дети из рассказа; 2 группа: взрослые; 3 группа: веселый прохожий; 4 группа: молодая девушка; 5 группа: Юшка. Расскажите о себе, своих занятиях, мыслях, поступках, причинах этих поступков.
Слайд 7
Коммуникативное событие. Беседа по тексту.  Прав ли Юшка, когда говорит, что «народ меня любит»?  Ваше отношение к Юшке?  И Юшка, и дети РАДОВАЛИСЬ. Чему? Почему дети так жестоки?  Как к Юшке относились взрослые?  Как к своему герою относится автор?  Глаза – зеркало души. Какие у Юшки глаза? У кого в рассказе еще такие глаза?  Как себя чувствует герой наедине с природой?  Когда же Юшка осерчал (не разгневался!)?  «Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели.» (Библия). Когда открылись у людей глаза?  Зачем Юшка родился? Для чего он нужен на свете?
Слайд 8
Коммуникативное событие. Беседа по тексту. Человек, как звезда, рождается Средь неясной, тревожной млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности. Поколеньями созидается Век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается, Чтоб светлее стала вселенная. Дмитрий Голубков
Слайд 9
Можете ли вы вспомнить и рассказать похожие истории из жизни?  «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.»  (Евангелие от Луки)  Какие нравственные заповеди оставил А. Платонов?
Слайд 10
Прокомментируйте следующие высказывания «Не делай добра – не получишь зла». (Пословица) «Добро уныло и занудливо, И постный вид, и ходит боком, А зло обильно и причудливо, Со вкусом, запахом и соком.» (И. М. Губерман).
Слайд 11
Изменилось ли ваше мнение на данный момент? Как и почему? Чья версия была более полная? Может вы хотите дополнить свою версию? 1 ГЕРОИ Образ человека в художествен ном произведе нии 2 СЮЖЕТ Ход, последова тельность событий в произведе нии. 3 ТЕМА То, о чем повествует автор, события и явления, лежащие в основе произведе ния. 4 ИДЕЯ 5 СМЫСЛ Мысль писателя, выраженная в образной форме, авторское отношение к действитель ности То, что мы чувствуем и понимаем по прочтении текста
Слайд 12
Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? В Библии сказано: "Побеждай зло ДОБРОМ". Главный герой рассказа А.Платонова "Юшка" жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. У ЮШКИ, НЕСМОТРЯ НА НЕКАЗИСТУЮ ВНЕШНОСТЬ, ДОБРАЯ, ОТЗЫВЧИВАЯ, НАСТОЯЩАЯ ДУША.
Слайд 13
Итоги “Человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один, мертвеют все. Нет человека, который был бы как остров, сам по себе. Каждый человек есть часть материка, часть суши. И если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа… ” А. Платонов. “Так всякое добро приносит плоды добрые” (Евангелие от Матфея).
Слайд 14
Спасибо за урок! Молодцы!
Слайд 15
Образовательные ресурсы Интернета http://www.liveinternet.ru/users/4029017/rubric/1983973/ http://www.drunina.ru/raznolichie.html#top http://www.proshkolu.ru/user/kwitko/file/455465/ http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post125560157/ http://muzruk.info/?p=1140 www.audiopoisk.com/.../nikolai-noskov/.../pamati-pav6ih/ zaycev.net/pages/626/62638.shtml http://www.9maya.ru/2008/04/27/pesni_voennykh_let_v_mp3.html http://s53.radikal.ru/i139/1201/20/450d65716d53.gif http://s53.radikal.ru/i139/1201/20/450d65716d53.gif

Полный текст материала Сценарий урока по развитию способности понимания на уроках литературы. А.П. Платонов "Юшка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бочарова Виктория Михайловна  14071976
14.02.2012 1 6283 1117

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК