Презентация по литературе "И Сердце полно вдохновенья... А.К.Толстой"; 7-10 классы


Слайд 1
Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su Алексей Константинович Толстой. …И сердце полно вдохновенья… Подготовила: Цыбанова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы Автор презентации МБОУ- Чемерновская СОШ
Слайд 2
Родословная А.К. Толстого А.К.Толстой принадлежит к одному из старинных дворянских родов. Последний украинский гетман К.Разумовский был его прадедом, а граф А.К.Разумовский - сенатор при Екатерине II и министр народного просвещения при Александре I дедом. Родился А.К.Толстой в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди А. Перовского, известного беллетриста 20-х годов, выступавшего в печати под псевдонимом Антоний Погорельский. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Германии и Италии.
Слайд 3
Отец писателя Мать писателя
Слайд 4
Отец — граф Константин Петрович Толстой (1780—1870), советник Государственного ассигнационного банка. Мать — Анна Алексеевна (1796 или 1799—1857), побочная дочь министра народного просвещения при Александре I, графа Алексея Кирилловича Разумовского (1748— 1822) и девицы Марьи Михайловны Соболевской (Денисьевой), получившая в 1807 г., вместе со своими братьями и сестрами от этого союза, дворянство и фамилию Перовская. Дядя по отцу— известный скульптор, вице-президент Академии художеств граф Федор Петрович Толстой (1783—1873). Дядя по матери, воспитывавший А. К. Толстого с младенчества, — Алексей Алексеевич Перовский (1787—1836), писатель (псевдоним — Антоний Погорельский), автор известной книги «Черная курица, или Подземные жители (Волшебная повесть для детей)», первым читателем которой, по основательным предположениям, был его племянник. Другой дядя — Василий Алексеевич Перовский (1795—1857) — впоследствии стал оренбургским генерал-губернатором (1851—1857), а дядя Лев Алексеевич Перовский (1792—1856) — министром внутренних дел (1841 —1852) и министром уделов (1852—1856).
Слайд 5
Детство Родители будущего писателя вскоре после его рождения разошлись. Мальчик остался при матери, которая увезла его в своё имение на Украину. Поблизости находилось имение её брата А.А. Перовского. Дядя очень привязался к племяннику и занялся его воспитанием. А.К.Толстой по рождению принадлежал к высшей аристократии, но случай поставил его и среди этого высшего круга в исключительное положение. Однажды ещё десятилетнем мальчиком А.К.Толстой попал в число детей, приглашенных для игр с наследником-будущим императором Александром II, мальчики подружились. Впоследствии А.К.Толстой пользовался своим положением друга царя не для собственной карьеры - он категорически отказался от чинов и наград, - а лишь для того, чтобы, по его словам, «быть бесстрашным сказателем правды». Он хлопотал об освобождении из ссылки Тараса Шевченко, имел мужество заявить царю, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышёва», высказал критические замечания по поводу действий правительства и самого царя, что, в конце концов, привело к охлаждению отношений между ним царём.
Слайд 6
• Служба. Литературная деятельность В 1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен "студентом" в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству. Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Т.Шевченко, об И.Аксакове, И.Тургеневе). В 1861 добился отставки ("Служба и искусство несовместимы...", написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литературе.
Слайд 7
Поэтическое богатство А.К.Толстого
Слайд 8
В 1862 опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан"; в 1866 - 70 историческую трилогию, включавшую трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис". В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах). Отойдя с 1857 от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60—70-х — гл. обр. в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т. н. «чистого искусства», независимого от политических, в т. ч. «прогрессивных» идей. В 1861 Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868, «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869, «Роман Галицкий», 1870, «Илья Муромец», 1871 и др.), стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882, и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.
Слайд 9
Особенности творчества Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края — эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления (напр., кн. Владимир Киевский). По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.). Сюжетами многих из них послужили события из истории царствования Ивана Грозного. «Драматические» баллады более традиционны по форме, чем «лирические», относящиеся преимущественно к к. 60-х — н. 70-х. Однако и в них Толстой проявил себя как оригинальный поэт, видоизменяющий поэтическую структуру жанра.
Слайд 10
В романе «Князь Серебряный» Толстой рисует жестокие столкновения сильных людей в обстановке разнузданного самовластья и показывает пагубное влияние произвола на личность самого монарха и его окружение. В романе показано, как, удаляясь от развра-щенного придворного круга, а иногда и скрываясь от преследований или социального угнетения, одаренные люди из разных слоев общества «творят историю», защищают родину от вторжения внешних врагов, открывают и осваивают новые земли (князь Серебряный, Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька и др.). Стиль романа связан с традициями исторического романа и повести 30-х, в т. ч. с тради-циями, идущими от повестей Н. В. Гоголя «Страшная месть» и «Тарас Бульба». В драматической трилогии Толстой изобразил русскую жизнь к. XVI — н. XVII в. Решение историко-философских проблем и в этих пьесах для него важнее, чем точное воспроизведение исторических фактов. Он рисует трагедию трех царствований, изображая трех самодержцев: одержимого идеей божественного происхождения своей власти Ивана Грозного, мягкосердечного Федора и мудрого правителя — «гениального честолюбца» Бориса Годунова.
Слайд 11
Средь шумного бала случайно… История одной любви На маскараде в петербургском Большом театре зимой 1850–51 года 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку. Кто же была та незнакомка в чёрной полумаске – с тонким станом, звонким смехом, печальными глазами? Её звали Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметева. Она также принадлежала к высшему свету – к фамилии старинной (Варенька Лопухина, возлюбленная Лермонтова, – из их родни), но обедневшей. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Конечно, владение иностранными языками было общепринятым в этой среде, но Софи Бахметева была поистине полиглоткой. Читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью. Она переписывалась с И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, с начинающими авторами, чьи имена появлялись на страницах журналов. "Мне кажется, что вы действительно должны быть очень добры, – отвечал на её письмо Тургенев, – что у вас много вкуса и грации, и я чувствую, что мы можем быть друзьями. Я бы с охотой доверял вам и вашему суду всё, что меня занимает".
Слайд 12
Черты лица Софьи Андреевны были несколько крупноваты. Зато глаза были прекрасны – живые, блестящие, умные. Так что маскарадная чёрная маска ("...и тайна твои покрывала черты"), в которой её впервые увидел кстати. Обладала она и редкостно красивым ("как зов отдалённой свирели"), "проникающим в душу голосом ангела". Жизнь была к ней неласкова, да и сама она, не считавшаяся с предрассудками своей среды, была, пожалуй, слишком смела для той церемонной эпохи. Трагически завершилась любовная связь юной Софи Бахметевой с князем Вяземским, который соблазнил её, но женился на другой. Брат покинутой девушки Пётр Бахметев вызвал обидчика на дуэль и был убит. Всю жизнь Софья Андреевна считала себя виноватой в несчастьях и бесчестии своей семьи.
Слайд 13
Толстой был человеком широких взглядов. Но против его избранницы намертво встала мать – Анна Алексеевна Толстая. Женщина волевая, она имела на сына большое влияние. Мать никак не хотела смириться с тем, что у сына завязался роман с замужней женщиной, да ещё с подмоченной репутацией. Как это часто бывает, она усматривала в намерениях Софьи Андреевны лишь корыстные соображения и тщеславие. Говорят, что она ревновала сына и к другим женщинам – возможно, в этом отчасти была причина того, что он, перевалив за 30, всё ещё оставался холостяком. Анна Алексеевна сделала всё, чтобы скомпрометировать подругу сына и отвлечь Алексея от связи, длившейся уже семь лет. Сын не решился идти против воли матери. Лишь после её внезапной смерти, а также долгожданного развода любящие обвенчались, и Софья Андреевна Миллер стала графиней Софьей Андреевной Толстой. Под этим именем она вошла в историю литературного ХIХ века, хотя надо заметить, что её в дальнейшем будет всегда отодвигать в тень полное совпадение имен с младшей Софьей Андреевной, знаменитой супругой Л.Н. Толстого и хозяйкой Ясной Поляны.
Слайд 14
Последние годы жизни Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. Алексей Константинович скончался 28 сентября 1875 года в возрасте 58 лет в своём имении Красный Рог. Он страдал жестокими головными болями, с которыми не могла справиться тогдашняя медицина.
Слайд 15
Литературный музей имени А.К.Толстого в селе Красный Рог
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Память жива… Церковь, где похоронены А.К.Толстой и его жена С. Миллер Памятник А.К.Толстому
Слайд 19
Источники изображений и текстовой информации • • • • • • http://www.claw.ru/a-litra/013.htm http://www.litra.ru/biography/get/biid/00893441240316676945 http://www.besoch.com/?p=viewbio&id=273 http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tolstoi_ak.php http://fotki.yandex.ru/users/genuinelera/view/311530/?page=0 http://www.bryanskobl.ru/region/culture/tolstoy

Полный текст материала Презентация по литературе "И Сердце полно вдохновенья... А.К.Толстой"; 7-10 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цыбанова Ирина Викторовна  Цыбанова
13.06.2012 4 9817 1724

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК