Презентация по литературе "Поэзия.Серебряный век."
Слайд 2
– Листва закипает, как наши двадцатые,
Когда Маяковский с Асеевым в дружестве
Писали стихи о любви и о мужестве,
Неугомонные и угловатые;
Когда Пастернак в бормотанье восторженном,
Стремительном, миротворяще-встревоженном,
Слагал свои строки и тут же выбрасывал,
Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;
Когда над Есениным рдяными красками
Пылали все зори рязанские истово,
И Хлебников числа свои перелистывал
И впроголодь пел, детворою обласканный.
Листва закипает, как годы начальные,
Уже отдаленные дымкой забвения,
И новые к жизни идут поколения,
Но листья кипят, будто годы те дальные,
Те годы начальные, годы двадцатые:
Мы нищие были, мы были богатые.
Лев Озеров, "Двадцатые"
Слайд 3
Предвестники
..В восьмидесятые-девяностые годы русская поэзия
утратила свою былую высоту, былую напряженность
и силу, она выцветала и блекла... Мотивы усталости,
опустошенности, глубокого уныния пронизывали все,
что появлялось в поэзии тех лет...
Н. В. Банников. Серебряный век русской поэзии. Москва, Просвещение , 1993.
НО НЕ ТЕБЕ
В любви, как в ревности, не ведая предела,—
Ты прав,— безжалостной бываю я порой,
Но не с тобой, мой друг!С тобою я б хотела
Быть ласковой и нежною сестрой.
Сестрою ли?..О, яд несбыточных мечтаний,
Ты в кровь мою вошел и отравил ее!
Из мрака и лучей, из странных сочетаний — Сплелося
чувство странное мое.
Не упрекай меня, за счастие мгновенья
Другим, быть может, я страданья принесу,
Но не тебе, мой друг!— тебе восторг забвенья
И сладких слез небесную росу.
Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)
Слайд 4
Константин Константинович
Случевский (1837-1904 )
Владимир Соловьёв (1853-1900)
Константин
Михайлович
Фофанов
(1862-1911)
Русский поэтический «серебряный век», традиционно
вписываемый в начало XX столетия (он мужал, как
сказала бы Ахматова, «в прохладной детской молодого
века»), на самом деле истоками своими уходит в столетие
XIX. Интересующий нас феномен забродил в недрах XIX
столетия задолго до того, как был чётко осознан
современниками.
Как справедливо пишет один из апологетов русского
поэтического «серебра»: «Девяностые годы начали
листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку
двадцатого века... С девяностых годов начался
литературный посев, принёсший всходы».
Интерес к той исторической и культурной эпохе, за
которой прочно закрепилось имя «серебряного века»,
сегодня велик необычайно. Исследователи даже склонны
называть его духовным и религиозным Ренессансом,
видя в нём своеобразный аналог европейского
Возрождения.
Слайд 5
Символисты
Символизм — первое и самое значительное
из модернистских течений в России. По
времени формирования и по особенностям
мировоззренческой позиции в русском
символизме принято выделять два
основных этапа. Поэтов, дебютировавших
в 1890-е годы, называют «старшими
символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.
Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.).
В 1900-е годы в символизм влились новые
силы, существенно обновившие облик
течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.).
Принятое обозначение «второй волны»
символизма — «младосимволизм».
«Старших» и «младших» символистов
разделял не столько возраст, сколько
разница мироощущений и направленность
творчества.
•
Врубель.Зимняя канавка. 1901
Слайд 6
Александр Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый
свет.
Живи еще хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять
сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Слайд 7
Иннокентий Анненский
ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ
Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,
Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.
Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.
И я порвать хочу серебряные звенья...
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы...
Слайд 8
Символизм пытался создать новую
философию культуры, стремился, пройдя
мучительный период переоценки
ценностей, выработать новое
универсальное мировоззрение. Преодолев
крайности индивидуализма и
субъективизма, символисты на заре
нового века по-новому поставили вопрос
об общественной роли художника, начали
движение к созданию таких форм
искусства, переживание которых могло
бы вновь объединить людей. При внешних
проявлениях элитарности и формализма
символизм сумел на практике наполнить
работу с художественной формой новой
содержательностью и, главное, сделать
искусство более личностным,
персоналистичным.
Поэты-символисты
Иннокентий Анненский
Константин Бальмонт
Юргис Балтрушайтис
Андрей Белый
Александр Блок
Валерий Брюсов
Зинаида Гиппиус
Александр Добролюбов
Вячеслав Иванов
Иван Коневской
Дмитрий Мережковский
Николай Минский
Сергей Соловьев
Федор Сологуб
Слайд 9
Акмеисты
Георгий Иванов
(1894-1958)
...Акмеизм (от греческого слова "акме" - высшая
степень чего-либо, цветущая сила) возник на
отрицании мистических устремлений символистов...
Акмеисты провозглашали высокую самоценность
земного, здешнего мира, его красок и форм, звали
"возлюбить землю" и как можно меньше говорить о
вечности, о трансцендентном, о непозноваемом...
Сергей Городецкий
(1884-1967)
Михаил Зенкевич
(1891-1973)
Слайд 10
***
Пленник чужой! Мне чужого не надо,
Я и своиx-то устала считать.
Так отчего же такая отрада
Эти вишневые видеть уста?
Пусть он меня и xулит и бесславит,
Слышу в словаx его сдавленный стон.
Нет, он меня никогда не заставит
Думать, что страстно в другую
влюблен.
И никогда не поверю, что можно
После небесной и тайной любви
Снова смеяться и плакать тревожно
И проклинать поцелуи мои.
1917
Слайд 11
Николай Гумилёв
***
Ты говорил слова пустые,
А девушка и расцвела,
Вот чешет кудри золотые,
По-праздничному весела.
Теперь ко всем церковным требам
Молиться ходит о твоем.
Ты стал ей солнцем, стал ей небом,
Ты стал ей ласковым дождем.
Глаза темнеют, чуя грозы.
Неровен вздох ее и част.
Она пока приносит розы,
Но захоти, и жизнь отдаст.
Слайд 12
Осип Мандельштам
***
Еще не умер ты, еще ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин
И мглой, и холодом, и вьюгой.
В роскошной бедности, в могучей
нищете
Живи спокоен и утешен.
Благословенны дни и ночи те,
И сладкогласный труд безгрешен.
Несчастлив тот, кого, как тень его,
Пугает лай и ветер косит,
И беден тот, кто сам полуживой
У тени милостыню просит.
Осип Эмильевич Мандельштам
Художник Лев Бруни. 1916 год.
Слайд 13
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному,
возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его
многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического
природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие
эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 14
Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее
и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право
на произвольное слово, слово-новшество, "самовитое" слово, над
которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан
только с звучанием...
Футуристы
Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области
ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного»
языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.
Слайд 15
Владимир Маяковский
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется – и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.
Слайд 16
Игорь Северянин
КАЧАЛКА ГРЕЗЕРКИ
Как мечтать хорошо Вам
В гамаке камышовом
Над мистическим оком – над бестинным
прудом!
Как мечты - сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Истомленно лунятся: то - Верлен, то Прюдом!
Что за чудо и диво!
То Вы - леди Годива,
Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!..
Стоит Вам повертеться –
И загрезится сердце:
Все на свете возможно, все для Вас ничего!
Покачнетесь Вы влево –
Королев королева,
Властелинша планеты голубых антилоп,
Где от вздохов левкоя
Упоенье такое,
Что загрезит порфирой заурядный холоп!
Покачнетесь Вы вправо –
Улыбнется Вам Слава,
И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;
Прогремит Ваше имя,
И в омолненном дыме Вы сойдете на
Землю,- мирозданья Колумб!
А качнетесь Вы к выси,
Где мигающий бисер,
Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
И мечты-сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Воплотятся в капризный, но бессмертный
эксцесс!
Слайд 17
•
Центрифуга
xxx
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух,
бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
Б. Пастернак
1931
«Центрифуга» была самым
длительным по времени
футуристическом объединением.
В него входили С. Бобров,
Б. Пастернак и Н. Асеев, Божидар
(Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов
и другие. Как поэтическая группа они
просуществовали до конца 1917-го,
а книги под маркой «Центрифуги»
продолжали выходить до 1922 года.
Слайд 18
Имажинисты
Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) —
литературно-художественное течение,
возникшее в России в первые
послереволюционные годы на основе
литературной практики футуризма. Это
направление было создано через два года после
революции, но по всей своей содержательной
направленности ничего общего с революцией
не имело.
Основные признаки имажинизма:
— главенство «образа как такового»;
— образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие
художественности;
— поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
— эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо
предмета;
— поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого
примитивного образа;
— текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к
области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию;
стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково
читаться с начала и с конца.
Слайд 19
Шершеневич Вадим
РИТМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ
Занозу тела из города вытащил. В упор,
Из-за скинутой с глаза дачи,
Развалился ломберный кругозор,
По-бабьему ноги дорог раскарячив.
Сзади: золотые канарейки церквей,
Наотмашь зернистые трели субботы.
Надо мною: пустыня голобрюхая, в ней
Жавороночная булькота.
Все поля крупным почерком плуг
Исписал в хлебопашном блуде.
На горизонте солнечный вьюк
Качается на бугре - одногорбом верблюде.
Как редкие шахматы к концу игры,
Телеграфа столбы застыли...
Ноги, привыкшие к асфальту жары,
Энергично кидаю по пыли.
Как сбежавший от няни детеныш - мой глаз
Жрет простор и зеленую карамель почек,
И я сам забываю, что живу, крестясь
На электрический счетчик.
Слайд 20
Крестьянская поэзия
•
..Народная песня, сказка, былина,
духовный стих, Библия, смыкаясь с
Пушкиным и Некрасовым, порождали
оригинальную и красочную образную
ткань их стихотворений, дышали в их
строках...
Левитан.Золотая осень. Слободка, 1889
Слайд 21
Сергей Есенин
***
Да! Теперь - решено. Без возврата
Я покинул родные края.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролёт, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.
Сердце бьётся всё чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад: Я такой же, как вы, пропащий
, Мне теперь не уйти назад.
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.
1922
А когда ночью светит месяц,
Когда светит... чёрт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
Левитан.Осень. Мельница. Плес, 1888
Слайд 22
ОБЭРИУ
•
Так называли себя представители литературной группы
поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной
при Ленинградском Доме печати, директор которого
Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к
представителям «левого» искусства. Этот термин
произошел от сокращенного названия «Объединение
реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была
добавлена в аббревиатуру как принято сейчас
выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее
демонстрирует суть творческого мировоззрения
участников группы.
• Они были противниками официоза и литературной
приглаженности. Но первые эксперименты с рифмой и
ритмом, а главное — со смыслами слов имели успех лишь
в узком дружеском кругу. Их опусы не только не
печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на
выступлениях.
Слайд 23
Даниил Хармс
***
Так начинается голод:
с утра просыпаешься бодрым,
потом начинается слабость,
потом начинается скука,
потом наступает потеря быстрого
разума силы,
потом наступает спокойствие.
А потом начинается ужас.
Молитва перед сном
28 марта 1931 года в 7 часов вечера
Господи, среди бела дня
Накатила на меня лень.
Разреши мне лечь и заснуть Господи,
И пока я сплю накачай меня Господи
Силою твоей.
Многое знать хочу,
Но не книги и не люди скажут мне это.
Только ты просвети меня Господи
Путем стихов моих.
Разбуди мня сильного к битве со смыслами,
быстрого к управлению слов
и прилежного к восхвалению имени Бога
во веки веков».
Слайд 24
.. В поэзии они не признавали никаких школ...
Владислав Ходасевич(1886-1939)
Марина Цветаева (1892-1941)
Иван Бунин(1870-1953)
Слайд 25
Использованные ссылки
•
•
•
•
•
•
•
http://risunok.kulichki.net/history/bek/serebryany_vek.html
http://www.litera.ru/stixiya/vek/
http://vrubel-world.ru/vrubel-art/81.php
http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post79156053/
http://locman.hutor.ru/u/normal_bang006(1).jpg
http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/700/
http://www.slovo.ws/bio/rus/Mayakovski_Vladimir_Vladimirovich/569
.jpg
• http://www.ostashkov.net/infusions/blog/index.php?readmore=391
• http://isaak-levitan.ru/master/31.php
• http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21951/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терешкина Ольга Федоровна
→ Olga1961 25.09.2009 5 25759 8117 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК