Государственное бюджетное образовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №
698 г. Москвы
Методическая
разработка
«Густая проза»
«Легкого дыхания»
или главная идея
рассказа И.А.Бунина
(анализ рассказа
на уроке
литературы
в 10 классе)
Автор:
Емельянова
Ю.С.,
учитель
русского языка и литературы.
2012 / 2013
Комментарий.
Понимать литературное произведение с
точки зрения главной идеи и мировоззрения
писателя – задача совсем не простая,
потому что автор говорит со своим
читателем на языке образов. Чтобы понять
главную идею писателя, надо проникнуть
в его мир, открыть секреты художественного
творчества. Без таких открытий современный
урок литературы превратится в скучное
пережевывание «идейно-художественных
особенностей произведения». Литературный
анализ должен опираться на непосредственные
читательские ощущения и впечатления,
иначе ученики не научатся самостоятельно
мыслить. Интерпретировать литературное
произведение можно по-разному. В
художественном тексте все значимо.
Именно поэтому предметом анализа могут
быть и композиция произведения, и сюжет,
и система образов, и язык персонажей, и
художественные детали. Другими словами,
предметом анализа может служить любой
значимый элемент художественной
структуры,
так как он дает возможность заглянуть
глубже во внутренний мир автора. Выбор
анализа определяет сам словесник, исходя
из особенностей класса, конкретных
задач, которые он себе ставит, а также
из размеров произведения, формы,
содержания, жанра и т.д.
Я хочу предложить
конкретно-текстуальный анализ, который
характеризуется последовательным
разбором текста произведения от начала
и до конца с целью выявления идейно-смыслового
содержания. Этот тип анализа применим
для разбора рассказа И.Бунина «Легкое
дыхание».
Тема урока:
«Густая
проза» «Легкого дыхания», или главная
идея рассказа И.А.Бунина (конкретно-текстуальный
анализ художественного произведения)
Цели урока:
1. Помочь учащимся на
основании исследования текста рассказа
увидеть идейный смысл произведения,
последовательное движение авторской
мысли;
2. Развивать умение наблюдать
за языком произведения, видеть специфику
художественного слова, понимать язык
символов;
3.
Воспитывать языковую культуру, развивать
позицию уверенности в общем и личном
деле каждого участника исследования;
обогащать нравственный мир учащихся.
Методы обучения:
словесный,
наглядный
(презентация), проблемно-поисковый,
исследовательский.
Формы организации
учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая,
работа в паре.
Тип урока:
урок-исследование
Оборудование:
портрет И.А.Бунина; сборник «Иван Бунин.
Легкое дыхание», учебник «Литература.
11 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений под редакцией Чалмаева В.А.,
Зинина С.А»; презентация «Густая проза»
«Легкого дыхания».
Эпиграф к уроку:
«Мы называем
это утробностью, а я назвал это легким
дыханием. Такая легкость во всем, и в
жизни, и в дерзости, и в смерти»
И.А. Бунин (Слайд 2)
Ход
урока
Вступительное
слово учителя.
Сегодня мы совершим
путешествие в творческий мир И.А.Бунина,
выраженный через художественное слово
на основе рассказа «Легкое дыхание».
Выбор произведения не случаен. Во-первых,
этот рассказ принадлежит к шедеврам
мировой литературы;
во-вторых, в этом произведении автор
выразил свой идеал бытия; в-третьих,
этот рассказ актуален для сегодняшних
старшеклассников (поучительная история
о трагической судьбе 15-летней девочки).
Основная часть
урока
Создание
проблемной ситуации
У ч и т е л ь. Откройте
учебник (статья «Легкое дыхание» -
эпитафия ускользающей красоте»).
Прочитайте первое предложение из этой
статьи: «Легкое дыхание» – это
драматичный, искусно построенный,
блестяще «запутанный» рассказ о недолгой
«грешной» жизни и гибели гимназистки
Оли Мещерской».
- Так о чем этот
рассказ? Какова позиция авторов нашего
учебника?
(Ученики зачитывают: «…рассказ этот не
о грехе и не о праведности, а о «легком
дыхании» в человеке… Всем построением
своим «Легкое дыхание» доносит мысль
не о грешности, а о чем-то более сложном).
- В
чем же заключается главный идейный
смысл этого произведения. Закроем
наши учебники и попробуем сами ответить
на этот вопрос.
Метод нашей
работы:
исследование, конкретно-текстуальный
анализ рассказа. Цель
исследования:
проследить,
как в малой
форме отражается глубина авторского
замысла и как мировоззрение писателя
преломляется в заглавии рассказа. Слайд
3.
Исследовательская
деятельность учащихся (работа в паре)
У ч и т е л ь. Идейный
смысл, особенно в коротких произведениях,
начинает раскрываться с заглавия, с
1-ой фразы, с 1-ых абзацев. Не является
исключением и исследуемый нами рассказ.
Над этим у нас работала пара № 1. Благодаря
их исследованию, мы узнаем:
Как автор применяет
прием контраста, противопоставления.
Как используется
пейзаж и как через него показываются
характеры и состояния.
Пара № 1.
Роль контраста.
Примерный
комментарий исследования.
В первой фразе рассказа звучат два
мотива: мотив креста и мотив жизни: «На
кладбище, над свежей глиняной насыпью,
стоит новый крест
из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий».
Далее читаем: «В самый же крест вделан
фарфоровый медальон, а в медальоне –
фотографический портрет гимназистки
с радостными, поразительно живыми
глазами».
Вывод 1:
Образная структура первых абзацев
позволила выявить контраст, ДИССОНАНС,
несовместимость двух начал. Живое и
радостное существует внутри мертвого.
Слайд
4. Роль контраста (обобщение учителя)
Пара № 2. Функции
пейзажа
Примерный
комментарий исследования.
Бунин использует 3 пейзажные зарисовки.
Зимний пейзаж, характеризующий мир юной
героини, автор дает внутри двух апрельских
пейзажей, которые характеризуют мир,
ей противостоящий. Серый невзрачный
пейзаж весны в начале и точно такой же
в конце рассказа, когда на арену выходит
классная дама.
Вывод 2:
Подбор пейзажных деталей и здесь
позволяет увидеть противоположный
образ мира. Пейзаж является средством
воплощения главного замысла рассказа.
В радостном «зимнем» мире Оли Мещерской
есть СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ. В «весеннем»
мире без Оли нет места счастью, веселью,
жизни.
Слайд
5. Функции пейзажа (обобщение учителя)
У ч и т е л ь. Можно
ли все эти художественные детали назвать
символичными?
Когда деталь становится символом?
Справка. Л.Толстой:
«бесконечно малый момент текста».
М.Горький:
«Главное
– найдите деталь… Она осветит вам
характеры, от них пойдете, и вырастут и
сюжет и мысли».
В символ
деталь вырастает тогда, когда, сохраняя
прямое значение, она порождает ряд
ассоциаций, т.е. становится знаком,
несущим иносказательный смысл. Такая
деталь требует дешифровки. Слайд 6.
Деталь (теория литературы)
У ч и т е л ь.
Исследования наших ребят показали, что
картины природы тяготеют
к символическим обобщениям. У Бунина
в этом рассказе символично все: и главные
события, и мелкие случайности. Последуем
дальше за писателем в мир его героев.
Пара № 3.
Сцена-символ «Оля в кабинете у начальницы»
Цель: исследовать
символический смысл этой сцены;
проследить, как автором используются
детали-символы: клубок ниток, гофрированные
волосы начальницы, царский портрет.
Примерный
комментарий исследования.
Прием контраста в этой сцене достигает
наивысшей точки. Налицо два разных мира:
живой мир
гимназистки Оли, которая до этого «вихрем
носилась по сборному залу» и искусственный
мир начальницы,
которая «спокойно сидела с вязаньем в
руках за письменным столом, под царским
портретом».
Цель вызова:
легкомысленное поведение гимназистки
Мещерской. Главный смысл разговора.
Начальница:
«Вы уже не девочка. Но и не женщина. Что
это за прическа? Это женская прическа!»
Гимназистка:
«Я не виновата, madam, что у меня хорошие
волосы».
Деталь-символ:
волосы. Волосы Оли (не боялась растрепанных
волос, вихрем носилась, ветрена и т.д.).
У начальницы «молочные, аккуратно
гофрированные волосы». Снова контраст:
живые, женственные у гимназистки и
мертвые искусственные волосы у ее
начальницы.
Слайд
7. Сцена-символ «В кабинете у начальницы»
(учитель)
4.Проблемная
ситуация.
У ч и т е л ь. «Я не
виновата, - говорит Оля. – Виноват в
этом…». А, правда, кто виноват в
том, что она не гимназистка, она женщина,
притом рано сформировавшаяся?
Проблемный
вопрос. Кто
виноват в ее «падении», а затем и в
последующей гибели?
(Ученики думают
неоднозначно. Одни считают, что виноват
Малютин. Другие – казачий офицер Шеншин,
третьи обвиняют саму Олю Мещерскую).
У ч и т е л ь. Ребята,
не будем спешить с выводами. Только в
оценке последующих образов, в их
взаимодействии проявляется глубинный
смысл событий и скрытая авторская мысль.
Мы должны вызвать на арену событий
«маленькую женщину», классную даму Оли
Мещерской.
5. Индивидуальная
исследовательская деятельность.
Цель работы:
выяснить, какова роль образа классной
дамы?
План исследования:
а) Оля – предмет
неотступных дум и чувств классной дамы;
б) мотив траура и мотив креста, монастырь
и острог;
в) сцепление образов:
начальница гимназии и классная дама;
г) авторская позиция (прямая оценка).
Вывод:
Подбор автором деталей-символов сказал
об этой женщине все. Она ходит на могилу
Оли, не спускает глаз с дубового креста,
который с самого начала символизирует
общий жизненный крест. Маленькая женщина
не просто глядит на крест, она несет
жизненный крест. Она не может быть
счастливой. Траур ее – это не столько
траур по Оле, сколько свидетельство
того, что жизнь классной дамы есть
нескончаемый траур.
Вспомним начальницу
гимназии. Ее жизнь тоже тяжкий жизненный
крест. В чем он символизируется? Сидит
за столом под царским портретом. Она
тоже под крестом, служит своему богу.
Ее крест – положение начальницы, гимназия
– ее монастырь. Жизнь ее искусственна,
чувства бедны. Счастье, как его понимал
Бунин, для таких женщин недоступно. Они
считают, что Оля сошла с ума, раз не
хочет принять крест жизни.
Слайд 8. Образ
классной дамы (обобщение учителя)
Слайд 9. Деталь
- символ. Клубок ниток.
Слайд 10.
Деталь-символ. Крест.
Оля Мещерская
Начальница
Классная
дама
Малютин
У ч и т е л
ь. Что противостоит кресту жизни? С
каким началом связаны счастье и радость?
Вспомните клубок ниток. Какая важная
художественная деталь! Клубок ниток
завертелся на полу, и начальница подняла
глаза. О чем говорит эта деталь-символ:
«Ну, Мещерская, ты признаешь свою вину,
что нельзя сходить с ума от счастья,
примешь наш крест жизни, либо…».
6. Проблемная
ситуация.
У ч и т е ль. Оля
выбрала «ЛИБО». Почему? Вспомним
проблемный вопрос: кто виноват в ее
падении? Найдите запись в ее дневнике
о связи с Малютиным: «Я не понимаю, как
это могло случиться, я сошла с ума, я
никогда не думала, что я такая!»
Проблемный
вопрос. Какая
ТАКАЯ? Что побудило героиню отдаться
пожилому человеку без любви, без
увлечения, по существу, даже не готовой
к этому?
Работа с учебником.
Найдите воспоминание писательницы
Г.Кузнецовой о разговоре с Буниным по
поводу «Легкого дыхания». Читаем в
учебнике: «Я сказала, что меня в этом
очаровательном рассказе всегда поражало
то место, где Оля весело, ни к чему,
объявляет начальнице гимназии, что она
уже женщина. Я старалась представить
себе любую девочку, включая и себя, - и
не могла представить, чтобы какая-нибудь
из них могла сказать это. И.А. стал
объяснять, что его всегда влекло
изображение женщины, доведенной до
предела своей «утробной сущностью».
«Только мы называем это утробностью, а
я назвал это легким дыханием».
У ч и т е л ь.
Утробность – это стихия пола. В чем
драма и трагедия пола в юном возрасте?
Вывод. Драма и
трагедия пола в этом возрасте состоит
в развитости плоти, в законченности
внешних форм, в сформированности женского
существа и в неразвитости сознания,
невозможности оценить свое поведение,
оценить поступки мужчины. Чем
больше пола, тем меньше в нем сознания.
Тут нет еще
человека в полной мере, есть лишь НУТРО,
как однажды выразился Иван Бунин. Вот
о чем рассказ «Легкое дыхание». О
трагедии пола, о незащищенности перед
противоположным полом. Мы
добрались до главной идеи произведения.
7. Лексическая
работа.
1. Символический
смысл фамилий героев рассказа
А) Мещерская.
Вспомним Паустовского. Мещеры – это
дремучесть, нетронутость.
В применении к главной героине это
означает «дремучесть» сознания, его
неразвитость.
Б) Малютин. Вспомним
сподвижника И.Грозного, Малюту Скуратова,
его властность.
Вывод. Фамилии
героев глубоко символичны, отражают
общий замысел писателя, идейное содержание
рассказа.
2.Смысл названия
рассказа. Что такое «Легкое дыхание»
по Бунину?
А) «Легкое дыхание»
– один из старинных эталонов женской
красоты (папина книжка).
Б) «Легкое дыхание»
– единственно возможный способ женского
существования вообще.
В) «Легкое дыхание»
– это «такая легкость во всем, и в жизни,
и в дерзости, и в смерти».
Слайды 9, 10. Смысл
фамилий героев и смысл названия рассказа
(обобщение учителя).
Заключительное
слово учителя. Подведение итогов.
Вот так много
вложено в коротенький рассказ, который
справедливо называют образцом
произведения малой формы, в котором
отражается огромное содержание и глубина
авторского замысла. Действительно,
«густая проза» «Легкого дыхания».
В основе произведения лежит один
законченный случай (смерть гимназистки),
и то, о чем говорит автор в начале и то,
чем завершает, связано неразрывно, так
как писатель не подгоняет мысли под
события, а события придумывает для
задуманного эффекта, стараясь вызвать
у читателя сопереживание. Вот почему
бунинские произведения малой формы
литературоведы чаще называют не
рассказами, а НОВЕЛЛАМИ.
Слайд
9. Новелла (словарь литературоведа)
Домашнее задание
(на выбор)
Написать
мини-размышление по сцене убийства
Оленьки казачьим офицером (см.
вопросы-подсказки)
А) Почему ее убил
именно казачий офицер, притом «плебейского
вида», то есть человек не ее круга? Есть
ли в этом какая-то закономерность?
Б) Зачем Бунин
акцентирует внимание читателя на
следующей детали «На платформе вокзала
среди большой толпы народа»?
В) Почему гибель
такого существа, как Оля Мещерская,
предрешена во все времена?
2. Объяснить
смысл высказывания литературного
критика Антонова:
«Легкое дыхание» - перенасыщенный
деталями раствор, из которого выпадают
кристаллы характеров».
Литература.
Б.Д. Дрозд. Уроки
анализа литературного произведения /
Б.Д. Дрозд. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
В.А. Чалмаев, С.А.
Зинин. Литература. 11 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений: В 2 ч.
Ч. 1. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2008.
Е.А. Зинина. Основы
поэтики: теория и практика анализа
художественного текста. 10-11 кл. : учеб.
пособие / Е. А. Зинина. – 2-е изд., стереотип.
– М.: Дрофа, 2007.