Итоговый урок по теме "Имя существительное"; 5 класс


Слайд 1
Имя существитель ное КАК ЧАСТЬ РЕЧИ АВТОР ФОКИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,Г. ДЗЕРЖИНСКИЙ. СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Слайд 2
ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ  Назовите предметы
Слайд 3
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: КТО? И ЧТО?  Какие вы видите здесь предметы, и на какие вопросы они отвечают?
Слайд 4
НАЗОВИТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ НА ЭТИХ РИСУНКАХ ЯВЛЯЮТСЯ ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.
Слайд 5
МОЖЕТ  ОБОЗНАЧАТЬ ОТВЛЕЧЁННЫЕ ПОНЯТИЯ Выберите слова, имеющие отвлечённое значение: кукла, молодость, Родина, дом, привязанность, жадность, вода, книга, учебник, лень, старость.
Слайд 6
Могут быть собственными и и и нари и цательными и . ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ПИШУТСЯ ВСЕГДА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. НАПРИМЕР: Волга, Вязни и ки и , Юпи и тер, Анастаси и я.
Слайд 7
ИМЕЕТ КАТЕГОРИЮ ОДУШЕВЛЁННОСТИ И НЕОДУШЕВЛЁННОСТИ.  Одушевлённые кто? Неодушевлённые что? Относятся к одушевлённым: 1) мифологические существа (Зевс, Юпитер); 2) названия кукол ( неваляшка, кукла); 3) мертвец, утопленник, покойник;
Слайд 8
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ИМЕЮЩИЕ ТОЛЬКО ОДНО ЧИСЛО Имена существительные только единственного числа Singularia Имена существительные только множественного числа Pluralia
Слайд 9
SINGULARIA TANTUM 1) Слова с вещественным значением (горох, вино, мёд, масло, молоко); 2) слова с собирательным значением (ельник, детвора, беднота, дичь); 3) слова с отвлечённым значением ( белизна, слепота, жар, смех, хандра).
Слайд 10
PLURALIA TANTUМ  1) Предметы, состоящие из двух или более вещей ( брюки и , весы, ви и лы, очки и ); 2) слова, обозначающие множественную совокупность ( деньги и , всходы, тропи и ки и ); 3) вещества, материалы ( дрова, бели и ла, помои и ); 4) действия, процессы, состояния ( жмурки и , козни и , побои и ); 5) отрезки времени
Слайд 11
ОПРЕДЕЛИ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:  Духи, финансы, гордость, мытьё, хандра, чугун, родня, крестины, сутки, Альпы, джунгли, ножницы, звон, баранина, соль,
Слайд 12
ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ (ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ)  Р. п. кого? чего? ( нет ) Д. п. кому? чему? ( дам ) В. п. кого? что? ( вижу )
Слайд 13
ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. падежи Род. пад. Дат. пад. Пред. пад. 1 склонение -ы, -и. -е. -е. 2 склонение -е. 3склонение -и. -и. -и. Но! Помни! Имена существительные, оканчивающиеся в именительном падеже на –ия, -ий, -ие имеют окончание –и там, где оно слышится.
Слайд 14
ИМЕЮТ СКЛОНЕНИЯ 1 склонение Мужской и женский род с окончани и ями и -а, -я. 2 склонение Средний род 3склонение Женский род с окончани и ями и –о, -е. с мягким знаком на конце. Мужской род без окончаний. Для того, чтобы правильно определить склонение, нужно поставить имя существительное в именительный падеж.
Слайд 15
ОПРЕДЕЛИ ПРАВИЛЬНО СКЛОНЕНИЕ В лесу, на небе, в доме, на печи и , в земле, у мыши и , в автомоби и ле, у окна, на Роди и не,  около дома.
Слайд 16
ВСТАВЬ ОКОНЧАНИЯ И ОПРЕДЕЛИ ПАДЕЖ И СКЛОНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.  В тетрад…, в тетрадк…, у молодеж…,к лили…, на алле…, в ине…, на площад…, на площадк…, в сочинени…, на крыш… .
Слайд 17
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.  Помни и ! Суффи и ксы при и бавляются к основе слова. Суффиксы –чик-, -щик-. Если и основа слова заканчи и вается на буквы з, с, д, т, ж, то пи и шется суффи и кс – чи и к: грузчи и к. Если и на други и е буквы пи и шется –щи и к: банщи и к. Обрати и вни и мани и е! Мягки и й знак пи и шется только, если и основа заканчи и вается на «л»:стекольщи и к.
Слайд 18
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!  Образуй имена существительные с помощью суффиксов –чик-, -щик-. Объезд, рассказ, кровля, спор, камень, проход, бетон, смазать, си и гнал, уголь, газета, перевози и ть. Выдели и орфограмму « Правопи и сани и е суффи и ксов –чи и к-, -щи и к-.
Слайд 19
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ИК-, -ЕК-.  Если гласный звук не выпадает при склонении, то пишется –ик-, если выпадает, то - -ек-. С буквой и пишется и суффикс –чик-.  Например: ключик – ключика, орешек – орешка.
Слайд 20
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!  Вставьте буквы и или е. Стол…к, ки и рпи и ч…к, звоноч…к, шалаш…к, замоч…к, кулёч…к, самоварч…к, огурч…к, дожд…к, галстуч..к.
Слайд 21
ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ СЛОЖЕНИЕМ.  В русском языке существуют соеди и ни и тельные гласные е, о, и и . Они и называются интерфиксами. Если и основа первого слова заканчи и вается на мягки и й звук, то пи и шется е, если и на твёрдый, то – о. Интерфи и кс и и пи и шется только после чи и сли и тельного. Напри и мер: пяти и летка, бетономешалка, кораблекрушени и е.
Слайд 22
Правописание суффиксов и окончаний существительных после шипящих и  Если на эту морфему падает ударение, то пишется о, не падает – е. Меж…й, ключиц…й, саранч…й, туч… й, девч…нка, медвеж…нок, реч… нька, реч…нка, зайч…нок.
Слайд 23
ВСТАВЬТЕ НУЖНЫЙ ИНТЕРФИКС.  Кон…завод, огн… тушитель, скор…ход, нефт…провод, сам…лёт, мест…рождение, пят… классники, кров…течение, тепл…ход.
Слайд 24
ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕФИКСОИДА ПОЛ-.  Пол- пишется через дефис: 1) если и за ни и м и и дет гласная буква: пол-яблока; 2) если и согласная л: пол-ли и мона; 3) если и пропи и сная буква: полМосквы. Во всех других случаях этот префиксоид пишется слитно, префиксоид полу также пишется слитно.
Слайд 25
ПОСТАВЬ ДЕФИС ТАМ, ГДЕ ЭТО НУЖНО.  (Пол)мандарина,(пол)дома, (пол)апельсина, (пол)Донецка, (полу)месяц, (пол)огурца, (пол)класса, (пол)столовой, (пол)ложки, (пол)деревни, (пол)Клязьмы, (пол)реки.
Слайд 26
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.  Слитно: 1) если и сли и вается с ни и м в одно слово, которое можно обычно замени и ть си и нони и мом (несчастье – беда); 2)если и без не не употребляется: невзгоды. Раздельно:1) если и служи и т для отри и цани и я (нет, это не правда); 2)если и есть проти и вопоставлени и е (это была не правда, а ложь).
Слайд 27
РАСКРОЙ СКОБКИ.  1) (Не)погода заставила отменить поход, а болезнь руководителя. 2) К вечеру разыгралась (не)погода. 3) (Не)удачи преследовали шахматистов весь турнир. 4) (Не)настье
Слайд 28
ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ.  Спи и сать, вставляя пропущенные буквы и и знаки и препи и нани и я. Азбука тайг… . Третьи и сутки и мы шли и (по)тайге. До станци и … было ещё далеко. Я выбрал (для)н…члега сухое, высокое м…стечко но мой спутни и к, который всю жи и знь прожи и л в л…сной д…р…вушк…, (а,о)тказался от удобной ст…янк… и и увёл меня (на)болото. Наступи и ла полноч… . Вдруг смерч…м пр…нёсся т…ж…лый ветер начался бур…лом. Вокруг раздался грохот вой треск но нас всё это об…шло ст…р..ной. К утру появи и лось со…нце и и мы п…брели и ки и п…ти и ть чай туда, где я хотел ра…п…л…жи и т…ся. Это место было з…валено грудой ств…лов. Как таёжни и к д…гадался (об)опас…ности и ? За чаем стари и ч…к с…знался, что (с)вечера з…мети и л сл…ды медведя, который уш…л (и и з)тайг… (на)болото. Он д…вери и лся предчу…стви и ю жи и вотного. Медве… всё знает, слушайся (в)тайг… медведя закончи и л свой рас…каз стари и к.
Слайд 29
Слайд 30
Я ДУМАЮ: ВЫ ВСЁ ОЧЕНЬ ХОРОШО УСВОИЛИ. С вами и была Анастаси и я Александровна.

Полный текст материала Итоговый урок по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фокина Анастасия Александровна  ФАА
20.11.2012 0 6935 2381

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК