Презентация по русскому языку на тему "Слово как единица языка"; 10 класс


Слайд 1
Слово как единица языка Урок русского языка в 10 классе Автор работы учитель русского языка ГБОУ СОШ № 250 г. СанктПетербурга Соковых Н.Н.
Слайд 2
Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь  Когда ты хочешь молвить слово,  Мой друг, подумай – не спеши.  Оно бывает то сурово,  То рождено теплом души…  Им можно радости  Прибавить,  И радость людям отравить.  Им можно лёд зимой расплавить  И камень в крошку раздробить…  ( В.А.Солоухин)
Слайд 3
Слово как мгногоаспектное явление  Слово изучается в разных разделах языкознания:  в фонетике, словообразовании, лексикографии, грамматике,  так как имеет фонетическое оформление, лексическое значение, морфемную структуру, грамматические формы, участвует в построении синтаксических единиц.
Слайд 4
Лексика. Лексикография.  СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ СЛОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЯЗЫКА.  НАУКА О СЛОВАРЯХ.
Слайд 5
Обратимся к самому понятию СЛОВО  В « Словаре русского языка»С.И.Ожегова отмечается 9 значений, т. е. оно многозначное.  1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия.  Например: Слова делятся на слоги.  Остальные значения связаны с древнерусским смыслом слова, связанным с понятием РЕЧЬ.
Слайд 6
Примеры с другими значениями  2. Дар слова. ( Способность говорить).  3.Понять друг друга без слов.( Разговор, беседа).  4.Последнее слово подсудимого.( Речь, выступление).  5. « Слово о пользе стекла» М.В.Ломоносова.  ( Произведение на тему).  6 Взять слово.( Право говорить публично).  7. Взять слово назад.( То же, что обещание).  8.Романс на слова А.С.Пушкина.(Текст к музыкальному произведению).
Слайд 7
Как появляются многозначные слова  Многозначнось ( полисемия) - это следствие переноса наименования с одного предмета на другой на основе сходства: по форме, по цвету, по внутренним свойствам, качествам, функции, по сближению эмоционального характера.  Различаются первичные и вторичные производные значения, которые иногда понимаются как прямые и переносные.  Прямое значение связано с отражением явлений объективной действительности и имеет широкие словесные связи.
Слайд 8
Полисемия Автограф, -а, м. 1. Собственноручная, обычно памятная, надпись или подпись. (Напр.Дать свой автограф). 2. Подлинная рукопись автора.(Напр. Пушкинские автографы). СРАВНИ: Аббревиатура,-ы, ж.Сложносокращенное слово (Напр., запчасти, завуч, МХАТ, вуз).
Слайд 9
Прямое и переносное значение слова  ЕХИДНА, -ы. 1.ж. Небольшое австралийское млекопитающее, покрытое иглами и шерстью. 2. м. и ж., перен. Злой, язвительный и коварный человек (разг.).  Значение слова реализуется в контексте
Слайд 10
Влияние полисемии  Какие грамматические различия наблюдаются в слове  ГЛУХОЙ  в зависимости от контекста?  1) глухой ( сосед)  2) глухой ( звук)
Слайд 11
Основные виды переносных значений  Метафора - перенос значения на основе сходства между предметами.  Метонимия - перенос значения по смежности, связи.  Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на том, что называется часть вместо целого.
Слайд 12
Примеры  «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела».  ( А.Фет) – метафора «гвоздик».  « В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин) – метафора.  Всю ночь читал Бунина - метонимия.  « …Не то на серебре, на золоте едал…» ( А.Грибоедов) - метонимия. «Швед, русский ,колет, рубит, режет…» (А.Пушкин) – синекдоха. Студент сейчас грамотный – синекдоха.
Слайд 13
План лексического анализа слова  1. Определить значение слова в данном предложении.  2. Определить, в прямом или переносном значении употреблено слово.  3. Определить, какова стилистическая окраска слова.  4. Определить, каково происхождение слова.
Слайд 14
Не путаем многозначные слова с ОМОНИМАМИ  КЛЮЧ – 1. Металлический стержень особой формы.2.Приспособление для отвинчивания и завинчивания.3.Перен. То, что служит для разгадки.4. Знак в начале нотной строки ( спец.)5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения.  Ключ-1. Бьющий из земли источник, родник.
Слайд 15
Омонимы никак не связаны, лишь пишутся и произносятся одинаково  Между многозначными же понятиями существует определённая связь:  1. Подобрать ключи к кому - нибудь.  2. Ключ для часов.  3. Нарисовать скрипичный ключ.
Слайд 16
Рассмотрим слово КЛЮЧ в разных аспектах  Фонетический разбор.  Состав слова и словообразование.  Грамматический.  Лексический.  Роль слова в построении синтаксических единиц.
Слайд 17
Объясните знаки, назовите выразительные средства  Как неизведанные страны,  Они понятны лишь сперва,  Потом значенья их туманны.  Их протирают ,как стекло,  И в этом наше ремесло.  (Д.Самойлов)
Слайд 18
Слово обогащает нашу речь  Слово есть великий властелин, который ,  обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. ( Горгий – древнегреческий учитель красноречия).
Слайд 19
Домашнее задание  Стр. 21, 22( Правило). Учебник русского языка. А.И. Власенков,  Л.М. Рыбченкова. Упр32.
Слайд 20
Используемая литература 1.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова.  Москва. «Просвещение» 2007 г.  2. Русский язык. Стилистика. Культура речи.  И. Б. Голуб , Д.Э.Розенталь.  Москва. «Просвещение» 1998 г.  3. Словарь русского языка. С.И. Ожегов.  Москва. « Русский язык» 1986 г.

Полный текст материала Презентация по русскому языку на тему "Слово как единица языка"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соковых Надежда Николаевна  Рысик
12.12.2012 0 6103 1139

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК