Презентация для проведения обзорного урока литературы "От классицизма к романтизму"
Слайд 2
КЛАССИЦИЗМ
(от лат. classicus
— образцовый),
стиль и
направление в
литературе и
искусстве 17 —
нач. 19 вв.,
обратившиеся к
античному
наследию как к
норме и
идеальному
образцу.
РОМАНТИЗМ (франц.
romantisme), идейное и
художественное
направление в
европейской и
американской
духовной культуре кон.
18 — 1-й пол. 19 вв.
Как стиль творчества и
мышления остается
одной из основных
эстетических и
мировоззренческих
моделей 20 века.
Слайд 3
►Классицизм
в
литературе
►Классицизм в
живописи
►Классицизм в
архитектуре
►Классицизм в
музыке
►Романтизм
в
литературе
►Романтизм в
живописи
►Романтизм в
архитектуре
►Романтизм в
музыке
Слайд 4
Классицизм в литературе
►Классицизм
XVIII века
развивается под влиянием идей
Просвещения. Целью
творчества становится
изменение мира в лучшую
сторону, построение в
соответствии с законами
классицизма самого общества.
Слайд 5
►В
России классицизм зародился в XVIII
веке, после преобразований Петра I.
Ломоносовым была проведена
реформа русского стиха, разработана
теория «трех штилей.
► Образы в классицизме лишены
индивидуальных черт, так как
призваны в первую очередь
запечатлевать устойчивые родовые,
не переходящие со временем
признаки, выступающие, как
воплощение каких-либо социальных
или духовных сил.
Слайд 6
► Классицизм
в России развивался под
большим влиянием Просвещения —
идеи равенства и справедливости
всегда были в фокусе внимания русских
писателей-классицистов. Поэтому в
русском классицизме получили
большое развитие жанры,
предполагающие обязательную
авторскую оценку исторической
действительности: комедия
(Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир),
басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер),
ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Слайд 7
Классицизм в живописи
►
Придавая огромное значение общественной
функции искусства, классицизм выдвигает
новые этические нормы, формирующие образ его
героев: стойкость перед жестокостью судьбы и
превратностями бытия, подчинение личного
общему, страстей — долгу, разуму, верховным
интересам общества, законам мироздания.
Ориентация на разумное начало, на
непреходящие образцы определила и
нормативность требований эстетики
классицизма, регламентацию художественных
правил, строгую иерархию жанров — от
"высоких" (исторический, мифологический,
религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж,
портрет, натюрморт); каждый жанр имел
строгие содержательные границы и чёткие
формальные признаки.
Слайд 8
Классицизм в живописи
Слайд 9
Сюжет картины «Клятва
Горациев»
►
►
В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия,
согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны,
чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму
города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел
момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии,
клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые
мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать
Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла,
невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и
невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки,
каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе
женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид
тщательно продумал композицию картины, «хореографию»
персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в
центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой
необычайной силы, что страдание отступает перед ней.
Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы
патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя
родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.
Слайд 10
Классицизм в живописи
Слайд 11
О портрете Г.Р.Державина
►
►
Портрет Г. Д. Державина не случаен в творчестве
В.Л.Боровиковского. Он запечатлел человека, которого
хорошо знал и мнением которого дорожил.
Картина представляет собой традиционный парадный
портрет. Нам явлен образ сенатора, члена Российской
академии, государственного мужа, о чем говорят его
мундир и награды. Но вместе с тем здесь представлен и
прославленный поэт, увлеченный творчеством,
просветительскими идеалами и общественной жизнью. Об
этом свидетельствуют письменный стол, заваленный
рукописями; роскошный чернильный прибор, тщательно
выписанный; полки с многочисленными книгами на заднем
плане. И композиция, и цветовая насыщенность колорита
вполне в духе XVIII века. Образ Г. Р. Державина похож и
узнаваем. Однако в этом раннем портрете, увлекшись
общими живописными стереотипами, художник оставил
вне поля своего видения внутренний мир поэта.
Слайд 12
Классицизм в архитектуре
Слайд 13
Классицизму в архитектуре
свойственны такие черты
► логичность
планировки и
геометризм объёмной формы.
► идеальным окружением дома
становилась пейзажная среда
"английского" парка.
► определились новые архитектурные
типы: изысканно-интимный особняк,
парадное общественное здание,
открытая городская площадь.
Слайд 14
Классицизм в архитектуре
Слайд 15
Алатырская
Крестовоздвиженская
церковь
► Алатырская
Крестовоздвиженская церковь
была открыта в 1827 году на деньги
горожан. Архитектурный стиль строения русский классицизм - выразился в строгих
геометрических формах церкви. Если
смотреть на строение с высоты птичьего
полета, то можно увидеть, что оно имеет
форму креста. Центральная часть здания трехъярусная постройка, увенчанная
куполом.
Слайд 16
Классицизм в музыке
► Классицизм
в музыке отличался от классицизма
смежных видах искусств. Содержание
музыкальных сочинений связано с миром чувств
человека, которые не поддаются жесткому
контролю разума. Однако композиторы этой
эпохи создали очень стройную и логическую
систему правил построения произведения. В
эпоху классицизма сформировались и достигли
совершенства такие жанры как опера,
симфония, соната. Настоящей революцией стала
оперная реформа Кристофа Глюка. Его
творческой программой были три великих
принципа – простота, правда, естественность.
Понятие классицизма в музыке устойчиво
ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и
Бетховена, называемых венскими классиками и
определивших направление дальнейшего
развития музыкальной композиции.
Слайд 17
Романтизм в литературе
► Романтизм
впервые возник в
Германии, в кругу писателей и
философов йенской школы (В. Г.
Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис,
братья Ф. и А. Шлегели). Немецкий
романтизм отличает интерес к
сказочным и мифологическим
мотивам, что особенно ярко
выразилось в творчестве братьев
Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.
Слайд 18
Романтизм в России
►
►
Русский романтизм сформировался в эпоху,
когда стране еще только предстояло вступить в
полосу буржуазных преобразований. В нем
сказалось разочарование передовых русских
людей в существующих самодержавнокрепостнических порядках, неясность их
представлений о путях исторического развития
страны. Романтические идеи в России как бы
смягчены. На первых порах романтизм был тесно
связан с классицизмом и сентиментализмом.
Родоначальниками русского романтизма принято
считать В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова.
Для романтизма характерен особый интерес к
окружающей действительности, а также
противопоставление реального мира
идеальному.
Слайд 19
Романтизму были свойственны следующие
черты:
► Тяготение к субъективному,
интуитивному, бессознательному
► Задача не воссоздания, а пересоздания
действительности
► Изображение исключительных
характеров в необычных
обстоятельствах
► Интерес к сложному и противоречивому
внутреннему миру человека
► Утверждение человеческой
индивидуальности
Слайд 20
Романтизм в живописи
Слайд 21
Романтизм в живописи
►
►
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко
проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В
18 веке излюбленными мотивами художников были горные
пейзажи и живописные руины. Его основные черты динамичность композиции, объёмная пространственность,
насыщенный колорит, светотень
Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой
стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического
мечтания вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы
близки темам творчества самого Жуковского. Теплые,
красноватые тона лица даны через энергичное
сопоставление света и тени. Мечтательное лицо молодого
поэта многозначительно оттеняется грозовыми сине-серыми
тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где
вдали темнеют развалины замка. Живопись тонкослойная,
лессировочная с небольшим количеством белил в светах.
Красочный слой разрывается жестким кракелюром и имеет
разновременные тонировки.
Слайд 22
Романтизм в живописи
Слайд 23
О картине К.Д.Фридриха
►
«Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer
über dem Nebelmeer) — картина немецкого
художника-романтика Каспара Давида Фридриха,
одна из знаковых картин романтизма.
►
На картине изображён странник (сам художник),
стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут
спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру.
Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных
расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над
туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними —
небо в линиях облаков.
►
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь
природа представляет собой внешнее выражение
внутреннего состояния, настроения героя,
изображённого на переднем плане. Горы и облака
являются частью души героя, также как и он сам
является частью их.
Слайд 24
Романтизм в архитектуре
► Вместо
простоты и замкнутости
архитектурной формы классицизма
романтизм предлагает сложный силуэт,
богатство форм, свободу планировочного
решения, в котором симметрия и другие
формальные композиционные принципы
теряют господствующее значение. Основной
для него в архитектуре стала готика,
которую старались приспособить к
современным задачам. Художественные
мотивы готики использовались уже в
барокко, но только в XIX в. они получают
большое распространение.
Слайд 25
Романтизм в архитектуре
Слайд 26
О Воронцовском дворце
► Уникальный
памятник русской
архитектуры эпохи романтизма
первой половины XIX в.,
построенный для видного военного
государственного деятеля России
графа (а впоследствии Светлейшего
Князя) М. С. Воронцова, генералгубернатора Новороссии.
Слайд 27
Романтизм в музыке
►
►
►
►
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е
годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы
романтики старались с помощью музыкальных средств
выразить глубину и богатство внутреннего мира
человека. Музыка становится более рельефной,
индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в
том числе баллада.
Композиторы-романтики большое внимание уделяли
душевным переживаниям человека, стремились
передать их с помощью доступных музыке средств
выразительности. Музыка превратилась в поток чувств
и страстей, она стала динамичной, развивающейся,
влекущей за собой.
В этот период начали развиваться песенные жанры,
появляются новые фортепианные жанры: экспромт,
этюд, ноктюрн, прелюдия.
В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М.
И. Глинка, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, Н. А.
Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин,
Ц.А.Кюи, П. И. Чайковский
Слайд 28
►
Использованные
материалы
Классицизм:
1)http://ru.wikipedia.org/wiki/Классицизм
2)http://ufa.shikremont.ru/dizain/istarhit6.php
3)http://ru.wikipedia.org/wiki/Клятва_Горациев
4) http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18396&cat_ob_no=
5) http://lyan3.narod.ru/Raznoe_klassicizm.html
6) http://www.art-storona.ru/2006/3/article22.php
►
Романтизм
1)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Романтизм
http://www.sotext.ru/romantizm.html
http://www.arthistory.ru/romanticism.htm
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18818&cat_ob_no=
http://ru.wikipedia.org/wiki/Странник_над_морем_тумана
http://www.artprojekt.ru/Architecture/style/romantism.htm
http://www.dialogkyiv.com.ua/index.php?
id=4502&show=4nalbum&do=showpic&pid=83039&orderby=titleD
http://hudkul.ru/?p=71
Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.- М.: Дрофа, 2007.
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чёрная Елена Борисовна
→ Ленуца 29.11.2009 4 15598 4170 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК