Презентация к уроку русского языка по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате части С" 11 класс


Слайд 1
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате части С Материалы подготовлены Шалыгановой Л . А., учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 4» г. Саратова
Слайд 2
Что проверяют? • 1. Умение правильно понимать прочитанный текст : а) формулировать проблему б)комментировать прочитанное в)выявлять авторскую позицию 2.Умение вести диалог в широком смысле слова: а)умение сформулировать свою позицию б)доказать ее с учетом позиции другого человека
Слайд 3
Требования к содержанию • Объем- от 150 до 300 слов • Эксперты считают приемлемым объемом объем от 170 до 280 слов Не нужно писать более 300 слов!
Слайд 4
Примерный план сочинения 1. Вступление 2. Отражение проблемы в тексте: а) формулировка проблемы б) комментарий в) авторская позиция 3.Позиция ученика а) согласие или несогласие с автором б) собственная позиция (тезис + 2 аргумента) 4. Вывод = заключение
Слайд 5
Упрощенный план • Вступление • Формулировка проблемы • Комментарий по тексту • Позиция автора • Собственная позиция
Слайд 6
Чем отличается от обычного сочинения? 1. Объем 2. Вы сами формулируете проблему
Слайд 7
Вступление 1. 2-4 предложения 2. Вступление + заключение =1/4 работы
Слайд 8
С чего начать? 1. 2. 3. 4. 5. 6. Риторический вопрос Лирическое отступление Назывное предложение Вопросно – ответная форма изложения Цитата (из этого текста или другая) Клише: Каждому из нас приходилось встречаться… Многие из нас знают…
Слайд 9
Если начинаете с цитаты… 1. Из данного текста приводите дословно, точно 2. Из другого источника: а) точно б) в виде косвенной речи: Лев Толстой считал , что… Еще в начале двадцатого века Чехов говорил о…
Слайд 10
Домашнее задание • Подобрать высказывания известных писателей , философов , публицистов для использования в сочинении по тексту: а) о природе, о любви к ней б) о культуре человека в) о милосердии , сострадании г) о доброте д) о писательском труде е) о любви к Родине (к родине)
Слайд 11
А еще можно начать… … с параллельного примера. Допустим, перед вами текст о жизни пожилой женщины Катерины Ивановны, которая страдает от одиночества, страшно доживает последние годы жизни. Можно начать: Горько видеть вокруг стариков, брошенных на произвол судьбы своей страной, близкими, детьми. В моем подъезде живет старушка…
Слайд 12
Проблема Проблема- это вопрос, требующий решения или обсуждения. Проблематика - это все вопросы, которые затрагиваются в тексте. Тема – это то, о чем говорится в тексте. !!! В тексте может быть несколько проблем
Слайд 13
Проблема Достаточно сформулировать одну ! (это может быть даже побочная проблема) Важно потом комментировать текст , определять позицию автора, свою точку зрения именно по сформулированной проблеме
Слайд 14
Как сформулировать проблему? Можно: а) процитировать Автор прямо заявляет о проблеме «… В тексте говорится о «… б) пересказать в) указать № предложения Проблема четко обозначена в предложении №…
Слайд 15
Как сформулировать проблему? Можно сформулировать : а) проблема (чего) б) в виде вопроса (конкретно по содержанию текста)- в этом случае авторская позиция должна стать ответом на этот вопрос !!! Можно сформулировать много проблем, но засчитывается только одна.
Слайд 16
Проблема … Поставить П ,выдвинуть, рассмотреть, коснуться , обсудить, уделить ей внимание , над П можно думать , размышлять, П возникает , встает, представляет интерес, ждет решения…
Слайд 17
Проблема Сложная, важная , серьезная , неразрешимая , глубокая , актуальная, новая , нравственная…
Слайд 18
Комментарий Комментарий – это рассуждение о проблеме Комментарий –объяснение того, как проблема раскрывается в этом тексте Нужно показать , насколько хорошо вы поняли текст. Обязательно опираемся на предложенный текст !!!
Слайд 19
Комментарий Помните ! а) не должно быть просто пересказа б) комментируется только сформулированная проблема в) следует избегать чрезмерного цитирования ( Если используете цитату, она должна быть прокомментирована)
Слайд 20
Комментарий Проблема может быть свободно прокомментирована с опорой на текст. В этом случае ученик следует за автором в раскрытии проблемы, старается проследить за ходом авторской мысли, объяснить содержание текста, то есть показать, как проблема отражается в тексте
Слайд 21
Цитирование Уместно, но не более 7 слов в одном предложении. Лучше 2-3 слова. Автор говорит о том впечатлении , какое произвела на него «еле уловимая кротость» собеседницы. Автор мысленно рисует «березовый перелесок, за ним сосны, песчаный берег…».
Слайд 22
Комментарий Можно написать , кто еще обращался к этой проблеме, насколько она актуальна (вечная или злободневная) Можно указать тип проблемы: а)нравственная б)психологическая в)экологическая г) морально-этическая
Слайд 23
Авторская позиция Авторская позиция- это ответ на вопрос, который ставит автор.
Слайд 24
Авторская позиция Она может выражаться по-разному: а) публицистический текст от первого лица (в этом случае нужно говорить о позиции автора) б) художественный текст или публицистический (повествование), написанный от третьего лица (есть позиция автора и есть позиция героя – нельзя путать!) в)художественный текст от первого лица (лучше говорить о позиции рассказчика)
Слайд 25
Авторская позиция 1. Публицистический от первого лица – позиция автора 2. Художественный или публицистический от третьего – позиция автора и позиция героя 3. Художественный от первого лица- позиция рассказчика
Слайд 26
Как избежать тавтологии Автор - он , писатель, публицист , мастер слова Писать- размышлять, задумываться , сообщать , рассуждать , пытаться понять , пытаться постичь ,повествовать, заявлять , указывать , говорить , обращать внимание , анализировать, подчеркивать , рассматривать…
Слайд 27
Авторская позиция Ее можно а) сформулировать б) пересказать своими словами в) указать № предложения
Слайд 28
Авторская позиция 1. Иногда у автора может быть двоякое отношение С одной стороны , автор… А с другой2. Иногда авторская позиция проявляется в поступке героя 3. Иногда выражается через средства выразительности , и тогда о них следует говорить в комментарии
Слайд 29
Собственная позиция Собственная позиция – выражение личного взгляда на выявленную в тексте проблему Собственную позицию следует доказать (выдвинуть свой тезис и подкрепить 2-3 аргументами)
Слайд 30
Собственная позиция Я согласен с автором в том , что… С моей точки зрения , эта проблема весьма актуальна… Трудно не согласиться с автором в том , что… Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… Я полностью разделяю позицию автора по отношению…
Слайд 31
Собственная позиция Однако не совсем точным является , на мой взгляд , оценка автором (чего?)… Мне кажется, что в этом автор не совсем прав… Я думаю, автор не прав , утверждая… Я думаю , что с мнением автора можно поспорить… В целом я разделяю точку зрения автора , однако не могу согласиться с тем , что…
Слайд 32
Собственная позиция Тезис + аргументы Аргументы должны быть связаны с тезисом. Аргументы: а) логические рассуждения б)пример из жизни в) литературный (из произведения или из биографии писателя , поэта) (+ 1 балл) г)предполагаемый пример
Слайд 33
Аргументы Не являются литературными аргументами: а) фольклорные примеры (сказки , пословицы, поговорки , былины и т. д.) б) песни в) пример из литературы, публицистики (без указания выходных данных)
Слайд 34
Этические ошибки Этические ошибки- высказывания, которые идут вразрез с общечеловеческими нормами
Слайд 35
Что является этической ошибкой? 1. Употребление грубых , вульгарных слов 2. Недопустимо некорректное отношение к автору Автор – маньяк… Это глупо… Нормальный человек так сказать не может… 3. Слишком категоричное суждение Всякая болезнь – вина самого человека.
Слайд 36
Помните! 1. Абзацное членение 2. Нельзя допускать фактических ошибок 3. Следите за правильным словоупотреблением 4. Тщательно работайте с черновиком, шлифуйте каждое предложение. 5. Делайте речь выразительной, богатой, интересной

Полный текст материала Презентация к уроку русского языка по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате части С" 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шалыганова Лариса Алексеевна  larisa_sha
30.11.2009 6 14147 4935

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК