Обобщающий урок в 8 классе по теме "Однородные члены предложения"


Слайд 1
Обобщающий урок в 8 классе по теме « Однородные члены предложения» Учитель русского языка ГБОУ СОШ № 250 Г. Санкт-Петербурга Соковых Надежда Николаевна
Слайд 2
Источники материала • 1.« Русский язык 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА» Автор – составитель • И.Г. Добротина. Ярославль: Академия развития, 2011 г. • 2. «Русский язык. 8 класс» Авторы: • Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.Москва « Просвещение» 2009 г. • 3. « Русский язык.5 – 11 классы. Грамматика»Москва. « Эксмо» 2012 г. М.В.Фёдорова. •
Слайд 3
Цели урока • 1.Обобщить сведения об однородных членах предложения. • 2.Формировать умения опознавать однородные и неоднородные члены, • правильно ставить знаки препинания. • 3.Соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами. • 4.Обучать текстовому анализу, расширять представления о выразительных средствах языка ( подготовка к ГИА).
Слайд 4
Что вы знаете об однородных членах? • • • • Отвечают на… Относятся… Могут быть… Могут выражаться как одной… , • Могут быть как …, так и.. • Соединяются в предложении при помощи…
Слайд 5
Проверьте себя • Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос. • Относятся к одному и тому же члену предложения. • Могут быть любыми членами предложения. • Могут выражаться как словами одной части речи, так и словами разных частей речи. • Могут быть как распространёнными, так и нераспространёнными. • Соединяются в предложении при помощи сочинительных союзов и интонации или при помощи интонации.
Слайд 6
Вставьте пропущенные знаки препинания • 1) Русский язык богат «снежными словами». • 2) Если снежинки слипаются на лету мы говорим • «хлопья». 3) Если твёрдые белые шарики секут мы говорим «крупка». 4) Только что запорошивший землю свежий снег зовётся « пороша». • 5) Подул ветер и снег зашевелился ожил струится течёт по земле. 6) Начинается низовая метель – «позёмка». 7) Если ветер кружит вьёт в воздухе снег – это «вьюга». 8) А в степи может разыграться и настоящая снежная буря – • « буран». • 9) «Снежные слова» придумал народ и они понастоящему метки.
Слайд 7
Проверьте себя • 2,3,5,9 – запятая в сложном предложении. • 5,7 – запятая при однородных членах предложения.
Слайд 8
Определите тему, идею, стиль и тип речи • 1) Русский язык богат «снежными словами». • 2) Если снежинки слипаются на лету, мы говорим • «хлопья». 3) Если твёрдые белые шарики секут, мы говорим «крупка». 4) Только что запорошивший землю свежий снег зовётся « пороша». • 5) Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течёт по земле. 6) Начинается низовая метель – «позёмка». 7) Если ветер кружит, вьёт в воздухе снег – это «вьюга». 8) А в степи может разыграться и настоящая снежная буря – • « буран». • 9) «Снежные слова» придумал народ, и они понастоящему метки.
Слайд 9
Тема, идея • • • • • Тема - « О богатстве русского языка». Идея – народ не только носитель, но и ТВОРЕЦ своего языка. Стиль художественный. Тип речи – рассуждение с элементами описания.
Слайд 10
Назовите выразительные средства языка в тексте. • Метель- вьюга – буран • Подберите антоним к слову • РАЗЫГРАТЬСЯ • Вспомните, что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ? • Найдите примеры ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
Слайд 11
Проверьте себя • Метель, вьюга, буран – СИНОНИМЫ • АНТОНИМ - к слову РАЗЫГРАТЬСЯ – • СТИХНУТЬ • Олицетворения: секут, зашевелился, ожил, кружит, вьёт, может разыграться.
Слайд 12
Сравните метель( научный стиль) • Метель – перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают позёмок, низовую и общую метель. • При позёмке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков. • ( Из энциклопедического словаря)
Слайд 13
Слайд 14
Понятие о ГРАДАЦИИ • Градация - (от латинского gradatio – постепенное повышение, ступень, степень) – последовательность, постепенность в расположении ряда слов ( обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. • Пример из текста: • СНЕГ зашевелился, ожил, струится, течёт… Постепенное нарастание метели.
Слайд 15
Примеры градации • Что-то неумолимо восточное было в его лице, но седой дремучестью • СВЕТИЛИСЬ, ГОРЕЛИ, СИЯЛИ глаза. • ЧАС, И ДРУГОЙ, И ТРЕТИЙ продолжалась переправа. • Объясните знаки препинания в данных предложениях.
Слайд 16
Сделайте синтаксический разбор предложения 4) Только что запорошивший землю свежий снег зовётся « пороша».
Слайд 17
Проверьте себя ( устный разбор) • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. • Грамматическая основа • СНЕГ ЗОВЁТСЯ «ПОРОША» ( снег – подлежащее, зовётся «пороша»сказуемое, какое оно?) • Второстепенные члены - определения: • ТОЛЬКО ЧТО ЗАПОРОШИВШИЙ ЗЕМЛЮ • СВЖИЙ
Слайд 18
Проверьте себя (письменный разбор) • Только что запорошивший землю свежий снег зовётся «пороша». • Объясните отсутствие запятой между определениями. • Найдите подобные примеры в тексте.
Слайд 19
Проверьте себя • 3)…твёрдые белые шарики… • 8)… настоящая снежная буря…
Слайд 20
Однородные и неоднородные определения • Однородные определения: • 1) каждое из определений относится к определяемому слову; • 2) они соединены сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией; • 3) между ними допускается вставка союза И; • Неоднородные определения: • 1) характеризуют предмет с разных сторон, т. е. называют разные признаки предмета; • 2) между ними нет сочинительной связи и перечислительной интонации; • 3) между ними не допускается вставка союза И;
Слайд 21
Из какого произведения данный отрывок? • - Да как вы осмелились распечатать письмо такой уполномоченной особы? • - В том – то и штука, что он не уполномоченный и не особа! • - Что же он , по – вашему, такое? • - Ни сё ни то, а чёрт знает что … • Объясните знаки препинания в тексте и отсутствие запятой в конструкции • НИ ТО…НИ СЁ
Слайд 22
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой • 1) Я с удовольствием слушаю и классическую, и современную музыку. • 2) Всюду: на домах, на скамейках, на шапках и воротниках прохожих – лежал снег. • 3) Мал золотник, да дорог. • 4) Мне предстояло купить в магазине лыжи, или санки. • 5) Мы проснулись ни свет ни заря.
Слайд 23
Проверьте себя • 3) Мне предстояло купить в магазине лыжи или санки.
Слайд 24
Запишите предложения, расставьте знаки, подчеркните однородные члены • 1) В новой избе не было ни дверей ни оконных рам. • 2) В лесу одному шумно и жутко и грустно и весело. • 3) Белка зверёк маленький зато ловкий. • 4) Здесь кругом озёра да болота. • 5) Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.
Слайд 25
Проверьте себя • 1) В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам. • 2) В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело. • 3) Белка – зверёк маленький, зато ловкий. • 4) Здесь кругом озёра да болота. • 5) Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнётся.
Слайд 26
Составьте предложения соответственно схемам , , , , ,
Слайд 27
Переходим к выполнению тестов • Желаю удачных ответов!
Слайд 28
• • • • • • Тест № 1 1.Укажите неверное утверждение: 1) однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения; 2) однородные члены соединены между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или интонационно; 3) однородные члены чаще всего выражаются словами одной части речи; 4) однородные члены соединены между собой подчинительной связью. • • • • • • • • Тест №2 1.Укажите неверное утверждение: 1) однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения; 2) однородные члены соединены между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или интонационно; 3) однородные члены чаще всего выражаются словами одной части речи; 4) однородные члены соединены между собой подчинительной связью.
Слайд 29
• • • • • • • 2..Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях: Не может волк (1) ни охнуть (2) ни вздохнуть. Было грустно (3) и в весеннем воздухе (4) и в потемневшем небе (5) и в вагоне. 1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 2,4,5 4) 1,4,5 • • • • • • • • 2.Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях. На дворе стояла непроницаемая (1) чёрная ночь. Маленькие окна были закрыты плотными (2) коричневыми занавесками. Дела шли ни шатко (3) ни валко. 1) 1,2,3 2) 1,2 3) Знаки препинания в указанных местах не нужны 4) 1,3
Слайд 30
3.Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях: • И берег (1) и море молчали. • Татьяна верила преданьям простонародной старины (2) и снам (3) и карточным гаданьям (4) и предсказаниям луны. • Виднелись (5) или необработанные песчаные равнины (6) или далёкие горы. • 1) 1,2,3,4,5 • 2) 1,2,3,4,6 • 3) 1,3,4, • 4) 1.3.5 • • • • 3.Укажите верное объяснение знаков препинания в предложении. Он писал (1) как стихи (2) так и прозу. 1) (1), (2) – ставятся запятые, так как это сложноподчинённое предложение. 2) (2) – ставится запятая, так как это простое предложение с однородными членами, соединёнными составным союзом.
Слайд 31
• 4.Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях • Безмолвие царствовало всюду (1) в поле (2) в роще (3) над рекой. • Радостью (4) счастьем (5) надеждой (6) всем поделись со своим другом. • Горы (7) и степь (8) цветущие деревья (9) и виднеющаяся вдали лента реки (10) • ничто не радовало глаз. • 1) (1:) (2,) (3,) (4,) (5,) (6-) (8,) (10-) • 2) (1-) (2,) (3,) (4.) (5,) (6-) (7,) (8,) (9,) (10-) • 3) (1,) (2.) (3,) (4,) (5.) (6-) (8,) (10-) • 4) (1:) (3,) (5,) (10-) 4.Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях • Всё (1) быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье(2)всё болезненно раздражало. • 1) (1), (2) ставится тире, так как обобщающее слово стоит перед однородными членами. • 2) (1) - ставится двоеточие, так как обобщающее слово стоит перед однородными членами • 3) (1) – ставится двоеточие, так как обобщающее слово стоит перед однородными членами; (2) – ставится тире, так как обобщающее слово стоит после однородных членов. • 4) знаки препинания не нужны.
Слайд 32
• • • • • • 5 Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении Всюду (1) в поле (2 ) в роще (3) над рекой (4) царствовало безмолвие. 1. ( 1-) (2,) (3,) 2. (1:) (2,) (3,) 3. (1: ) (2,) (3,) (4-) 4. (1,) ( 2,) ( 3,) (4-) • • 5.Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении Дом обрамляли белые() четырёхугольные колонны. • • • 1) ставится запятая, так как это однородные определения 2) запятая не ставится, так как это неоднородные определения
Слайд 33
• 6.Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях • Я сама ненавижу своё прошлое (1 ) и Орлова (2 ) и свою любовь. • Это случится (3) теперь или никогда. • Все окна (4) как в барском доме (5) так и в людских отворены настежь. • • • • • 1) 2) 3) 4) 1,2,3,4,5 1,2,5 2,5 1,4, 5 • 6)Укажите правильное объяснение запятой или её отсутствия в предложении: • Далёкие страны и таинственные названия манили его к себе ( ) и невероятно будоражили воображение. • 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. • 2) Предложение сложносочинённое , перед И ставится запятая. • 3) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому перед союзом запятая не нужна. • 4) Предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится.
Слайд 34
Ответы к тестам • 1вариант • 1. 4); 2. 3); 3. 2); 4. 1); 5. 3); 6. 2); • 2 вариант • 1.4); 2. 3); 3. 2); 4.3) ; 5. 2); 6. 3);
Слайд 35
Критерий оценки • При отсутствии ошибок • Одна ошибка • Две ошибки - «5» - «4» - «3»

Полный текст материала Обобщающий урок в 8 классе по теме "Однородные члены предложения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соковых Надежда Николаевна  Рысик
03.03.2013 0 10919 2111

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК