Слайд 1
Причастный оборот.
Знаки препинания при
причастном обороте.
Политыко Марина Анатольевна
учитель МБОУ СОШ №2
ст.Каневской Краснодарского края
Тема урока: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
Цели урока:
Образовательные:
закрепить понятие о причастном обороте и главном и зависимом слове (В4 – ГИА);
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
рассмотреть условия обособления причастного оборота;
показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
способствовать воспитанию культуры общения;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку.
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач
Ход урока:
Организационный момент.
Работа по теме урока
Работа с эпиграфом урока.
- Слово учителя: Сегодня 23 октября, на дворе царствует золотая осень. Осень - чудесная пора. В воздухе, напоенном запахом увядающей травы, плывёт серебристо-сизая паутина. Каждый песчаный бугорок, заваленный сосновыми иголками, тронутый первой позолотой берёзовый лист - всё прогрето прощальным солнечным теплом. Эпиграфом нашего урока я взяла слова Б.Пастернака:
Осень. Сказоч…ный чертог
Всем открытый для обзора.
Прос…ки л…сных д…рог
Заглядевшихся в озера.
Ребята, неожиданно пошел проливной дождь и размыл текст, необходимо восстановить стихотворение. (Ответы учеников)
- В тексте нам встретилось слово «чертог», что оно обозначает.
Сегодня мы продолжаем говорить об обособленном и необособленном определении , выраженным причастным оборотом.
Работа с теоретическим материалом. Продолжить предложения….
1.Причастный оборот – это…
2.Причастный
оборот в предложении может стоять…
3.Если
причастный оборот стоит до определяемого
слова, то…
4.Если причастный оборот
стоит после определяемого слова, то…
3. Составить предложение.
Поросшая, роща, кустами, осиновая, роняет листьев, медленно, со, капли, своих. ( Осиновая роща, поросшая кустами, медленно роняет капли со своих листьев.)
-Найти и графически выделить обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
4. Составить предложения по схемам.
(Учащиеся записывают понравившиеся предложения).
- Устно перестроить первое предложение, чтобы обособленное определение превратилось в необособленное определение, выраженное причастным оборотом.
-Физминутка.
5. Осложнить предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Широкая тропинка бежала к ручью. Листья шуршали под ногами.
6. Работа с текстом. Найти и графически выделить определения, выраженные причастным оборотом.
Лучи солнца пробивавшиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на темную землю. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг осветило лиловые тучи. Блистающая золотом листва повеяла чем-то сказочным. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в небо.
7. Проверка знаний. Тест.В4
8.Ответы
Вариант 1
1. 12
2. 49
3. 29
4. 11
5. 11
Вариант 2
1. 29
2. 7
3. 10
4. 11
5. 12
II. Домашнее задание.
1. п.12.стр. 31
2. упр.72, стр. 32.
3. Сочинение-миниатюра. «Есть в осени первоначальной…» (с использованием причастий и причастных оборотов)
Тест к уроку «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
Вариант №1
1. В4 Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(9)Не помогать сердцу – это варварство, бескультурье.
– (10)Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? – обращалась к другому. – (11)Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!
(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:
– (13)Себя не жалеют, так пожалели бы близких!
2. В4 Среди предложений 49-55 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(49) А потом вдруг дома, мелькающие за окном, показались ему знакомыми. (50) Ну да! (51) Вот магазин, куда они с Настей бегали за хлебом. (52) Виконт взвыл от радости. (53) Хозяин тотчас остановил машину, будто только и ждал этого сигнала, а хозяйка открыла дверцу.(54) Нетерпеливо постучав по спине хозяина хвостом и лизнув хозяйку в щеку, Виконт выскочил из машины и припустил к родному дому. (55) На его звонкий лай первой выбежала на крыльцо Настя.
3. . В4 Среди предложений 27-30 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(27) Чужая тетка в теплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28) Маша никогда ни на кого не кричала. (29) Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к стенке. (30) В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день.
4. В4 Среди предложений 9-11 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(9) Костя подошел к собаке и погладил ее по шерсти. (10) Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11) Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завернутого в газету,- собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пищи.
5. В4 Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(10) Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. (11) С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12) Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13) Для этого он обливался холодной водой, не надевал теплого платья, скакал верхом под проливным дождем.
Тест к уроку «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
Вариант №2
1. В4 Среди предложений 26-29 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(26) Шестеро- обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали. (27) Можно считать, благополучный исход. (28) Счет шесть-пятнадцать. (29) Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие годы.
2. В4 Среди предложений 7-10 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(7) С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отдалявшее ее от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки. (8) Леля окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей .(9) Девочка звала собаку к себе :
- (10) Кусачка, пойди ко мне.
3. В4 Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(8) Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, который пользуется языком народа. (9) О русском языке как языке народа писали много. (10) Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия.
4. В4 Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(10) – Ума не приложу, что мне с вами делать. (11) Вдруг внимательный взгляд доктора остановился на часах, безмолвно лежавших на тумбочке. (12) – Что это у вас? (13) – Это к делу не касается: вы доктор, а нужен мастер.
5. В4 Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(9)Не помогать сердцу – это варварство, бескультурье.
– (10)Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? – обращалась к другому. – (11)Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!
(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:
– (13)Себя не жалеют, так пожалели бы близких!
Ф амилия,имя_____________________________________________________
_________________________________________________________________
Тема урока____________________________________________________________
Задание №1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить постановку запятой.
Осень. Сказоч…ный чертог
Всем открытый для обзора.
Прос…ки л…сных дор…г
Заглядевшихся в озера.
Б.Пастернак.
Задание №2. Составить предложение.
Поросшая, роща, кустами, осиновая, роняет, листьев, медленно, со, капли, своих.
-Найти и графически выделить обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№ 3. Составить предложения по схемам.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Осложнить предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Широкая тропинка бежала к ручью. Листья шуршали под ногами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. Расставить знаки препинания.
Лучи солнца пробивавшиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на темную землю. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг осветило лиловые тучи. Блистающая золотом листва повеяла чем-то сказочным. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в небо.
-Найти и графически выделить обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Задание №6. Тестовая работа
1.
2.
3.
4.
5.
Ф амилия,имя_____________________________________________________
Двадцать третье октября.
Тема урока Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
Задание №1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить постановку запятой.
Осень. Сказоч…ный чертог
Всем открытый для обзора.
Прос…ки л…сных дор…г
Заглядевшихся в озера.
Б.Пастернак.
Задание №2. Составить предложение.
Поросшая, роща, кустами, осиновая, роняет, листьев, медленно, со, капли, своих.
-Найти и графически выделить обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№ 3. Составить предложения по схемам.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Осложнить предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Широкая тропинка бежала к ручью. Листья шуршали под ногами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. Расставить знаки препинания.
Лучи солнца пробивавшиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на темную землю. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг осветило лиловые тучи. Блистающая золотом листва повеяла чем-то сказочным. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в небо.
-Найти и графически выделить обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
1.
2.
3.
4.
5.
Автор: Политыко Марина Анатольевна
→ школа0495 27.11.2013 0 25446 5006 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.