Слайд 1
Реальное и фантастическое в
повести Н.В.Гоголя
«Ночь
перед Рождеством».
Исмаилова Наталья Усеиновна,
учитель русского языка и литературы
КГУ ОСШ им.Т.Аубакирова
с. Игилик, Мактааральского района
Южно-Казахстанской области
Исмаилова Наталья Усеиновна
Предмет: русская литература
Класс: 6
Тема урока: Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Словарная работа
Тестирование
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)
Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы будем изучать повесть Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».
Запишем тему урока и эпиграф к нему.
Трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя…
И.Ф.Анненский
2.Проверка домашнего задания.
Цель: проверить знания и понимание текста повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
Словарная работа. (Слайд № 3) (Приложение №1)
Подобрать русские синонимы к украинским словам. (Запись в тетрадь.)
Ответить на вопросы к иллюстрациям. ( Слайд № 4-12) (Приложение №2)
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с иллюстрациями художника Кость Лавро, детство которого прошло в одном из «гоголевских» хуторов близ Диканьки.
И попробуем ответить на вопросы.
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению повести.
- Ребята, мы с вами прошлись по страницам повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор.
Теперь мы с вами попробуем выделить реальное и фантастическое в повести.
- Что такое фантастика?
( Фантастика – изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни.)
- Что такое реальность?
(Реальность – действительно существующее, не воображаемое.)
1. Выразительное чтение описания ночи.
2. Беседа по вопросам.
- Какие фантастические черты несет пейзаж? (Слайд № 13)
(Пейзаж одушевлен: « Глянули звезды», «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…», «месяц заглядывал в окна», ведьма собирает звёзды в рукав, «черт спрятал в свой карман месяц»)
- Какие герои в повести являются фантастическими?
( Солоха, черт и Пацюк)
Записать фантастических героев в тетрадь.
- Какой нам рисуют ведьму в сказках?
( Старой, немощной, неопрятной, злой.)
- Какая Солоха?
(Солоха ничем, кажется, не отличается от обычной крестьянки, ведет себя как другие люди, она женщина «приятная во всех отношениях», но она ведьма летает на метле и собирает звёзды.)
- А черт? В сказках – это существо с рогами и хвостом.
- Как его изображает Гоголь?
(Он нелепый, смешной, разговаривает и похож на немца, но в тоже время он крадет месяц.)
- Можно ли Пацюка считать ещё одним представителем « нечистой силы» в этой повети?
(Да, ведь он знается с чертями и в его доме происходят чудеса.)
- Как изображает Гоголь фантастических героев? Обратимся к эпиграфу урока.
(Фантастика и реальность близки друг к другу, тесно связаны.)
- И вот это переплетение фантастики и реальности, комического и страшного только усиливает впечатления богатства жизни в произведениях Гоголя.
- Какие герои повести относятся к реальному миру?
(Вакула, Оксана, Чуб, Голова, дьяк, кум, ткач, кумова жена, дивчины и парубки).
Правильно ребята, это обычные верующие люди, которые не любят нечисть.
О них мы будем говорить на следующем уроке.
Записать реальных героев в тетрадь. (Слайд № 14)
4.Закрепление темы.
Цель: развивать мышления, воображения школьников, научить применять изученный теоретический материал.
Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)
Самостоятельная работа учащихся (Приложение №3)
Тесты №1-14 (Слайд №15-21) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)
Проверка самостоятельной работы (Приложение №4)
(Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №21), подведение итога работы.)
5.Задание на дом. ( Слайд №22)
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.
- Ребята, дома вы должны будете ответить на вопрос:
Какими чертами характера и поведения обрисованы герои повести «Ночь пред рождеством»?
Если вы хорошо справитесь с заданием, то на следующем уроке сможете с легкостью решить кроссворды и ребусы.
Приложение №1
1.Словарная работа.
Подобрать русские синонимы к украинским словам.
Парубок – Дивчина – Жинка – Козак – Хата – Малевать – Волокитство -
|
Енерал – Черевики – Люлька – Шинок – Монисто – Миряне –
|
Приложение №2
2.Ответить на вопросы к иллюстрациям.
1. Какой народный обычай описан в повести? (Колядовать и славить Христа)
2. - Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас!..
- Что? – произнес кум и поднял свою голову также вверх.
- Как что? …! Продолжить вместо троеточия.
(« Месяца нет!»)
- Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! С кем общается Оксана? ( Сама с собой перед зеркалом.)
Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, дьяк, Чуб.)
Зачем Вакула пошел к Пузатому Пацюку? Какие чудеса увидел он? ( Пацюк знает всех чертей и сделает, что захочет. «…вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот».)
Кого несут в мешке кум и ткач? (В мешке дьяк.)
1. Как можно укротить чёрта? (Совершить крестное знамение.) 2. Как Вакула отблагодарил чёрта? (Отвесил чёрту три удара хворостиной.)
Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? ( Екатерина Вторая и князь Потёмкин.)
9. - Погляди, какие я тебе принёс черевики! -…. Что ответила Оксана? (« - Нет! нет! мне не нужно черевиков!»)
Приложение №3
Жанр произведения:
а) сказка;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
3. В отрывке из произведения: « Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…» - использована:
а) аллегория;
б) олицетворение;
в) сравнение.
4. В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:
а) пошалить;
б) отомстить кузнецу;
в) поиздеваться над селянами.
5. Кузнец был человек:
а) нерелигиозный;
б) вольнолюбивый;
в) богобоязненный.
6. В предложении: «Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:
а) логическими определениями;
б) постоянными эпитетами;
в) эпитетами.
7. Рассказывая о Пацюке («…ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру…»), автор использовал:
а) аллегорию;
б) иронию;
в) гиперболу.
8. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:
а) не любил это кушанье;
б) постился в канун Рождества;
в) испугался колдовства.
9. Вакула отправился в Петербург для того, чтобы:
а) никогда больше не видеть Оксану;
б) достать царские черевички;
в) посмотреть столицу.
10. В предложении: « Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь, с санками по скрипучему снегу» - выделенные слова являются:
а) аллегорией;
б) гиперболой;
в) сравнением.
11. Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу, когда:
а) он привез ей черевички;
б) получила известие о его смерти;
в) отец расхвалил добродетели кузнеца.
12. Гоголь описывает своих героев с :
а) иронией;
б) юмором;
в) сарказмом.
13. В основе произведения лежит:
а) реальная жизнь;
б) фантастическая;
в) сочетание реальности и фантастики.
14. Тема произведения:
а) быт и нравы селян;
б) проказы селян в рождественскую ночь;
в) искренность поступков селян.
Приложение №4
4. Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
в |
а |
б |
б |
в |
в |
в |
б |
б |
в |
б |
а |
в |
в |
Используемая литература:
1.Русская словесность: миф и литература. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Тунияц: - Алматы: Атамура, 2002.
2. Русская словесность. Рабочая тетрадь: Для 6 класса общеобразовательной школы. Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Тунияц: - Алматы: Атамура, 2002.
3. Русская словесность: миф и литература. Методическое руководство: Для 6 класса общеобразовательной школы. Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Тунияц: - 3-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2011.
4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
Автор: Исмаилова Наталья Усеиновна
→ комбусто 31.03.2014 1 6425 837 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.