Имя существительное как часть речи


Имя существительное как часть речи

Цель урока:

Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу.

Задачи:

  1. Образовательная.
    Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.

  2. Развивающая.
    Обучать выделять в текстах, учебном материале главное.
    Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

  3. Воспитательная.
    Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, обеспечит в ходе урока понимание слов: гуманизм, патриотизм, товарищество, этические нормы поведения.


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Вступительное слово учителя.
    Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?

- Вспомните определение этой части речи


  1. Работа с текстом. Текст записан на доске. Прочитать, вставить и объяснить пропущенные буквы. Определить общее значение существительных в тексте. Найти слова, которые не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос Что? и имеют значение предметности.

Доброта.

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда – то

Хоть чем – то согрели меня.

Согрели своей плащ – п…латкой,

Иль тихим шутливым сл…вцом,

Иль чаем на столик… шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет Доброта по з…мле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле (Ю. Друнина)


  1. Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»

  1. Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?

Имя существительное сказало о себе так:

«Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам???»

  1. Гипотеза

Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.

  1. Ход исследования

  1. Проанализировать определения имени существительного

  2. Провести наблюдения в окружающем мире.

  3. Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи

  1. Анализ определений имени существительного

  1. Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения (Определение из Википедии)

  2. Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

(Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя)

  1. Вывод: В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете.

  2. Ответить на вопросы, привести примеры

  1. Существительные могут обозначать людей и животных?

  2. Существительные могут обозначать географические названия?

  3. Существительные могут обозначать явления природы?

  4. Существительные могут обозначать события?

  5. Существительные могут обозначать качества человека?

  6. Существительные могут обозначать предмет действия?

  7. Существительные могут обозначать состояние человека?

  8. Существительные могут обозначать предмет признака?


  1. Вывод: Существительное обозначает не только предмет.

Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы.

Существительные обозначают людей и животных,

географические названия (Москва),

явления природы (радуга, дождь),

события (праздник, война),

состояние человека (грусть, волнение),

качества человека (смелость, доброта),

предмет действия (бег, ходьба),

предмет признака (желтизна, красота) .


  1. Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие

  1. Землю, ее недра, водную поверхность

  2. Космические тела и явления

  3. Растения

  4. Животных

  5. Явления природы

  6. Вещества

  7. Факты, события

  1. Обоснуй ответ. Распределительное письмо.

Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол).

При проверке слова из первого столбика сопровождаются комментарием.

Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.

  1. Подбери имя, определи признаки. Коллективная работа

К названным нарицательным именам существительным подберите собственные. Запишите в два столбика. Определи все признаки существительного

Город, река, деревня, озеро, журнал, собака, поэт, кошка, писатель, сказочник, книга, имя, фамилия, мультфильм, отчество, океан, государство, газета, передача.

- Какие существительные относятся к нарицательным, а какие – к собственным?

- Как они пишутся?

  1. Подведение итога

Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?

  1. Домашнее задание.

Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм

Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Слайд 1
22.03.18
Слайд 2
Цели урока  Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.  Учиться выделять в текстах, в учебном материале главное. Развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи). 22.03.18
Слайд 3
А.Шибаев «Слова, слова, слова…» Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,И всё, что в памяти у нас,Означено словами. 22.03.18
Слайд 4
Доброта. Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда – то Хоть чем – то согрели меня. а Согрели своей плащ – п…латкой, о Иль тихим шутливым сл…вцом, е шатком, Иль чаем на столик… Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо е Идет Доброта по з…мле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле (Ю. Друнина) 22.03.18
Слайд 5
Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?» Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет? Имя существительное сказало о себе так: «Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам???» 22.03.18
Слайд 6
Гипотеза 22.03.18
Слайд 7
Ход исследования • Проанализировать определения имени существительного • Провести наблюдения в окружающем мире. • Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи 22.03.18
Слайд 8
Анализ определений имени существительного Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения Определение из Википедии 22.03.18
Слайд 9
(Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя) Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня). 22.03.18
Слайд 10
Вывод: В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете 22.03.18
Слайд 11
Ответить на вопросы, привести примеры Существительные могут обозначать людей и животных? Существительные могут обозначать географические названия? Существительные могут обозначать явления природы? Существительные могут обозначать события? Существительные могут обозначать качества человека? Существительные могут обозначать предмет действия? Существительные могут обозначать предмет признака? Существительные могут обозначать состояние человека? 22.03.18
Слайд 12
Вывод: Существительное обозначает не только предмет. Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы. • Существительные обозначают людей и животных, • географические названия (Москва), • явления природы (радуга, дождь), • события (праздник, война), • состояние человека (грусть, волнение), • качества человека (смелость, доброта), • предмет действия (бег, ходьба), • предмет признака (желтизна, красота) . 22.03.18
Слайд 13
Ребята, берегите зрение! 22.03.18
Слайд 14
Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие Океан, родник, предгорье, • Землю, еенизменность, недра, водопад, водную дорога поверхность Затмение солнца, заря, рассвет, • Космические тела и явления • Растения Черешня, пшеница, рожь • Животных Змея, крокодил • Явления Метель, природы ветер, иней, мороз • Вещества Молоко, золото, железо, • Факты, Каникулы, события олимпиада, праздник 22.03.18 река,
Слайд 15
Обоснуй ответ. Распределительное письмо. Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол). Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет. 22.03.18
Слайд 16
Подбери имя, определи признаки существительного. • Город • река • деревня • озеро • собака • поэт • кошка • писатель • сказочник • книга • имя • фамилия • мультфильм • отчество • государство • газета • передача 22.03.18 • • • • • • • • • • • • • • • • • Усть – Каменогорск Иртыш Прапорщиково Зайсан Тузик Пушкин Мурка Пришвин Андерсен Кладовая солнца Максим Сергеев «Гадкий утенок» Владимировна Казахстан «Мой город» «Спокойной ночи, малыши»
Слайд 17
Что нового вы узнали сегодня об имени существительном? 22.03.18
Слайд 18
Домашнее задание. Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. 22.03.18
Слайд 19
22.03.18
Слайд 20
Использованные ресурсы 1. 2. 3. Проект ученицы 5 класса «Г»ГОУ ЦО № 556 Виноградовой Евгении Научный руководитель: учитель русского языка Жадан О.В. Физминутка для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ Анимационные картинки - http://www.gifzona.com/small_img.htm Презентацию выполнила учитель 1 категории сш № 17 им. М. Ауэзова г. Усть – Каменогорска Айтпаева Алла Владимировна 22.03.18

Полный текст материала Имя существительное как часть речи смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Айтпаева Алла Владимировна  alladin
04.04.2010 2 30025 3575

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК