Конспект и презентация к уроку развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению по исходному тексту"; 8-9 классы
Данный урок входит в систему уроков развития речи в 8-9 классах. Предназначен для преподавателей русского языка и литературы. Основывается на работе с текстом (В.Белов "О семье").
Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить авторскую позицию, определять тему, идею и проблему текста. Во время урока используется технология проблемного обучения, дифференцированный подход. Материал рассчитан на всестороннее развития учащихся.
Учебник: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Цели для учителя: подготовить учащихся к сочинению по исходному тексту; повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста- рассуждения;
Цели для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения – рассуждения.
Слайд 2.
Познавательные УУД: Слайд 2.
- Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
- Формировать умение строить речевое высказывание;
- Формировать умение текст публицистического стиля;
- Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, идею и проблему текста;
- Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.
Коммуникативные УУД: Слайд 4.
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные УУД:
- Учить постановке цели работы;
- Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;
Личностные УУД: Слайд 5.
- Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту, философское отношение к семейным ценностей;
- Формировать позитивного мировоззрения у школьников, привитие интереса к традициям своего народа;
Технологии: проблемное обучение; разноуровневое или дифференцированное обучение;
Тип урока: урок развития речи. Слайд 6.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом В. Белова “О семье”, карточки с афоризмами, «Толковые словари».
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 1.
II. Мотивация. Целеполагание.
1. Слово учителя.
- Добрый день, ребята!
Китайская мудрость гласит.
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.
Сегодня нам предстоит интересная работа. Мы с вами будем совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках и готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 7.
Если взять Любовь и Верность
К ним добавить чувство Нежность
Всё умножить на года
То получится – СЕМЬЯ!
- Ребята, назовите ключевое слово этого четверостишья. (СЕМЬЯ)
-А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).
- Правильно.
- Семья – это ключевое слово нашего урока. Слайд 7.
- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения».
- Нам предстоит серьезная работа с текстом.
Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться стоить свои высказывания, аргументы.
2. Актуализации знаний. Составление кластера.Слайд 8.(Щелчок 1)
- Итак, я предлагаю вам дать определение словуСЕМЬЯ.
- Что такое СЕМЬЯ? (Ответы учащихся)
- Какие ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записать на вырезанных лепестках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстроить волшебный цветик - семицветик).
Пример ассоциаций: дом, счастье, дети, родители, любовь, вера, уважение…)
- Все ассоциации, возникшие у вас, надеюсь, радостные.
(Слайд 8 Щелчок 2)
У нас получился волшебный цветик - семицветик. Как вы думаете почему?
(Каждый лепесток цветка - это частица полноценной, доброй семьи)
- Какое толкование слову семья дают нам разные словари? Слайд 9.
- Согласны ли вы с такими толкованиями?
Семья. 1Большой энциклопедический словарь
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
2. Толковый словарь Ожегова
СЕМЬЯ - группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей….
3. Этимологический словарь русского языка.
СЕМЬЯ - в устном народном творчестве также в знач. "жена", др.-русск. «сѣмиɪа» челядь, домочадцы; муж, жена.
Слайд 10.
Действительно, история древней Руси рассказывает нам о том, что славянские семьи обычно жили в гармонии, иначе в ладу. Богиня, покровительствующая семье, звалась ЛАДОЙ. (Оттуда, наверно, и пошла поговорка: «Жить в ладу с сами собой». Значит, жить в гармонии).
Мужчина, взявший на себя ответственность за судьбу любимой женщины, решивший создать собственный дом и свою семью, — становился мужем, основателем семейного уклада, хозяином дома и главой семьи. Поэтому женщина выходила за - муж.
Женщина в славянской семье была богиней семейного очага. К ней относились с уважением и благоговением. В свою очередь женщина соответствовала статусу – ее дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты и спокойны, а сама она излучала тепло и нежность.
Воспитанием детей в славянской семье занимались оба родителя наравне. Ребенок должен получать энергию, как от матери, так и от отца. Ребенок, выращенный лишь одним из родителей – не полноценен, что отражается на его характере и рано или поздно сказывается на жизненном пути.3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом и проанализируем его.
4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
Слайд 11.
(Выразительное чтение текста).В. Белов.
О семье
1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались.4) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное.
10) Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. 14) От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.
Василий Иванович Белов - русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, частушки, письма читателей...
- Скажите, ребята, все ли слова вам понятны в этом тексте?
5. Словарная работа: Слайд 12.
Авторитет – власть, влияние, уважение, признание.
Сварливость – склонность к ссоре (конфликтам), недовольство. От слова СВАРА – ссора, ругань.
4.1. Повторение теоретических знаний о тексте Слайд 13.
Давайте с вами вспомним основные признаки текста
- связность
- цельность
- завершённость
- информативность
- стилевое единство
Слайд 14.
Одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:
- о каком-либо факте, событии, человеке;
- цели его создания;
- об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.
- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
Слайд 15 - 16.
1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Иметь семью и детей необходимо и естественно…»)
Слайд 17-18.
2 абзац - «Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, заботой жены и матери».
Слайд 19-20.
3 абзац - «Доброта,терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь»
(Пауза…..)
- О чём этот текст?
- Какой видит настоящую семью автор?
- Какие человеческие качества Василий Белов ставит в хорошей семье превыше всего?
4.2.Формулировка проблемы . - Итак, мы определили тему текста и выделили значимую для понимания текста информацию. Следующим шагом для написания сочинения – рассуждения является формулирование одной из проблем, поставленных автором текста
Слайд 21.
- Давайте вспомним, что такое проблема?(вопрос, который …
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Бывает: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, назревшая, актуальная, злободневная, острая, философская, политическая, социальная, национальная, международная.
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, нужно поразмыслить: над какими вопросами размышляет автор?
- Обратимся снова к тексту? Слайд 22.
- Так какую же проблему поднимает автор? Попробуйте сформулировать ее.
Слайд 23.
(1 способ: В. Белов предлагает нам задуматься о том, что настоящая семья – это самое необходимое и ценное для каждого человека.
2 способ: В чём секрет дружной семьи? Кто или что делает человека по – настоящему счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Белова.)
- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в тетрадь. Это огромный шаг к успешному написанию сочинения – рассуждения.
4. 3.Составление комментария проблемы. Слайд 24.
- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?
Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст.
Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
- К какой категории относится проблема? (философская, нравственная одновременно)
- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Кого особенно интересует эта проблема?
- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Белов рассматривает проблему на материале из истории о традициях, устоях славянских семей.
- Для чего он это делает? (Чтобы сказать о значимости семьи и в наше время. Что необходимо для создания крепких семей)
- Каково авторское отношение к проблеме? (Автор говорит о том, что лишь взаимное прощение, доброта и терпимость порождают любовь, доброе отношение к членам семьи, даже за пределами дома)
- Итак! Проблема прокомментирована подробно. Давайте запишем эти комментарии в тетрадь.
4. 4. Формулировка авторской позиции Слайд 25.
- Следующий шаг. Авторская позиция.
- Что такое позиция автора?
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
- Обратимся к тексту. Слайд 26.
- Какова же авторская позиция?
- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? Слайд 27.
(п-ж № 10 Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь»
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. Запишем её в тетрадь.
4.5. Аргументация собственного мнения. Слайд 28.
- Это самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы, из публицистики, из СМИ и др.)
Работа с афоризмами.
- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в парах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о семье?
Слайд 29.
Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать.
(Сьюзан Кинг)
Слайд 30.
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А.
Слайд 31.
Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал…
- Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению? Слайд 32.
А) Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.
Б) Повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
В романе «Капитанская дочка» Дом – это не постройка, не стены, даже не люди, это единение близких по духу и крови людей, это сила, стремление действовать сообща, поддерживая друг друга. Это чувство защищенности и опоры. Для Пушкина Дом – очень важное понятие. Идея Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно стремление человека к дому, к семье.
- Теперь, я надеюсь, вы имеете достаточное представление о том, что такое настоящая семья. Что нужно человеку для создания доброй, а самое главное, здоровой семьи? Конечно, это любовь, верность и взаимопонимание.
5. Чтение отрывка из повести о Петре и Февронии.Слайд 33.
- Я думаю, вы знаете, что примером добропорядочной семьи на Руси считается брак между князем Петром и простолюдинкой Февронией.
Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Каждое лето в это число (8 июля) верующие отмечают удивительный праздник, посвященный безграничной любви и вечной преданности.
В 2008 году День семьи, любви и верности, официально утвердился в качестве народного праздника. Православные Храмы в этот день проводят службу, посвященную святым супругам и еще раз напоминают всем верующим их жизнь, которая является вечным образцом верности и любви для всех семей.
6. Обобщающие выводы. Слайд 34.
1. Тема семьи является важной, значимой темой для человека во все времена. Не исключением стали и представители современной российской поэзии.
- Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Леонида Гайкевича.
ЛеонидГайкевич. ГайкевичЛеонид Иосифович. Член Российского союза писателей.
Семья источник радости и счастья: Стих
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!
- В чем видит секрет настоящей семьи Леонид Гайкевич? (Семья – это неиссякаемый источник радости и счастья, в основу которой заложены любовь и взаимоуважение.)
2. – В начале урока каждый из вас сам вырастил из крупиц своей души волшебный цветик – семицветик, и имя ему СЕМЬЯ. Каждый лепесток цветка будет основой вашей будущей, а может и настоящей, семьи.
- Я предлагаюзаписать на разноцветных лепестках цветика – семицветика свое мнение о том, что такое семья в виде синквейна.
(Ученики зачитывают то, что у них получилось)
IV . Поведение итого урока
Сегодня работа над сочинением подошла к концу. Я думаю, что все этапы нашего урока помогут вам в написании сочинения.
Рефлексия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился (ответы).
Домашнее задание. Слайд 35.
- Дома, пользуясь подготовленными материалами, напишите сочинение по данному тексту.
V. Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами русского писателя А.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.». Я думаю, что наш урок станет еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Ольга Вячеславовна
→ Публикатор 26.02.2017 0 18338 1699 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы