Урок по русскому языку "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе на тему "Память о военном лихолетье"; 9 кл.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Макарьевская основная общеобразовательная школа
Конспект открытого урока по русскому языку
в 9 классе.
Тема: «Анализ текста.
Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему
«Память о военном лихолетье».
Учитель русского языка и литературы: Хлопова Н.В.
с. Макарий, 2015 г.
Тема: Анализ текста.
Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему
«Память о военном лихолетье».
Цели:
На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи.
Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.
Воспитывать патриотические чувства в сознании школьников.
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
Ход урока.
Оргмомент. Цели, задачи урока. (Слайд 1,2,3)
Лексический диктант.
III. Обсуждение эпиграфа.
70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она будет жить века… Давно заросли травою и сгладились окопы на полях сражений. Возродились разрушенные города и села, но Родина помнит своих сыновей и дочерей, в час смертельной опасности отстоявших страну. Тысячи памятников народному мужеству воздвигнуты повсеместно.
VI. Знакомство с текстом для анализа:
– Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. (Учитель читает текст, в это время идут слайды 4,5). Прочтите его еще раз и самостоятельно выполните тестовые задания к нему. Ответы сдайте на проверку консультанту (он сверяет ответы с ключом, данным учителем).
(1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.
(4) Родина - мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт- Петербурге.
(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.
(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов – парка.
(8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.
Л.Успенский.
V. Тестовые задания.
А.1. В каком предложении заключена основная мысль текста?
1. 1 2. 3 3. 9 4. 8
А.2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1. Памятники посвящаются только героям Победы.
2. Памятников много по всему миру.
3. Памятники напоминают о прошлом.
4. Памятники павшим ведут между собой перекличку славы, скорби и горести.
А.3. Определите стиль и тип речи текста.
1. Научный, описание.
2. Публицистический, рассуждение.
3. Публицистический, повествование.
4. Художественный, повествование.
А.4. Укажите средства связи предложений № 1 и № 2.
1. Синоним.
2. Повтор.
3. Однокоренные слова.
4. Местоимение.
А.5. Какие средства выразительности не используются в тексте?
1. Олицетворение.
2. Метафора.
3. Эпитет.
4. Гипербола.
А.6. Каково значение слова герой, употребленного в тексте?
1. Главное действующее лицо литературного произведения.
2. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).
А.7. Укажите предложение, в котором не использованы эпитеты?
1. 2 2. 3 3. 5 4. 9
VI. Пока наш консультант работает, давайте выразительно прочтем текст и выполним следующие задания: (Слайд 6)
- Подберите заголовок к данному тексту.
- Сформулируйте тему текста.
- Определите позицию автора.
- Согласны ли вы с его точкой зрения?
- А теперь дадим слово консультанту. Каковы результаты выполнения теста?
VII. Анализ текста.
1. Организация работы в группах: (Слайд 7)
1 группа: Дайте характеристику использованного в тексте стиля и типа речи, укажите структуру речи, выделите основные микротемы.
(Микротемы: а) перекличка памятников Победы в разных концах мира; б) Пискаревское братское кладбище в Санкт-Петербурге; в) памятник на Мамаевом кургане; г) бронзовый воин в Берлине; д) памятники напоминают о прошлом.
2 группа: Охарактеризуйте художественные средства выразительности и лексические особенности (книжная и нейтральная лексика; архаизмы, славянизмы, неологизмы и т.п., контекстуальные синонимы и антонимы).
2. Выступления учащихся с результатами самостоятельной работы.
3. Обобщающее слово учителя:
Действительно, памятники жертвам войны и героям Победы есть в любом населенном пункте, в любом местечке, где проживают люди, помнящие и уважающие людей, победивших фашизм и принесших мир нашей стране. Такой памятник есть и на нашей макарьевской земле, которая прославилась тем, что является родиной трех героев Советского Союза и одного кавалера орденов славы трех степеней.
Я предлагаю совершить небольшую экскурсию к памятнику и познакомиться с его историей.
Рассказ о памятнике. (Слайд 8)
VIII. Стихотворение о памятнике. Выразительно читает ученик.
IX. Анализ стихотворения «Памятник». (Слайд 9)
Индивидуальное домашнее задание – читает ученица.
X. Подведение итогов урока.
Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока, вспомним эпиграф к уроку и текст Л.Успенского. Подумайте, какое ключевое слово объединяет эпиграф и текст, какое слово красной нитью прошло через наш сегодняший урок?
Это слово память. Память о людях, которые отвоевали мир для своих потомков, о героях, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Этих людей среди нас с каждым годом становится все меньше и меньше, редеют ряды ветеранов. Поэтому мы должны оказывать им посильную помощь, проявлять заботу о них. Не надо забывать и об ушедших из жизни. Будьте благодарными потомками своих героических предков.
XI. Организация домашнего задания. (Слайд 10).
Сочинение в жанре эссе на тему: «Память о военном лихолетье»
(Слайд 11)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хлопова Наталья Владимировна
→ Khlopova75 12.06.2015 0 6048 431 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы