Выступление на тему:Формирование ценностей здоровье сберегающего образования "Здравствуйте , это мы ! 12ЛЕТ НАЗАД"


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 29 «Сказка»














ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО МЫ! 12 ЛЕТ НАЗАД»


Направление: «Формирование ценностей здоровье сберегающего образования»











Всероссийская виртуальная

научно-практическая конференция

с международным участием

«Физическая культура и спорт,

безопасность жизнедеятельности:

поиски, инновации, перспективы»

(из опыта работы комфортной

группы семейного типа)

МАРКЕЛОВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Воспитатель высшей категории





г. Ковдор 2011 год

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО МЫ! 12 ЛЕТ НАЗАД »

О необходимости воспитывать не только ум, но и тело писал автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Как и многие великие люди, он считал, что все должны заниматься бегом, плаванием, борьбой и другими видами физических упражнений. Но для успешных занятий физическими упражнениями необходимо соблюдать простые гигиенические правила, которые, прежде всего, касаются режима дня, утренней гимнастики, питания, закаливания, личной гигиены, прогулки, отказ от вредных привычек. Взрослые люди это отлично понимают и многие стараются заботиться о своем здоровье, однако все мы сегодня обеспокоены тем, что в последние десятилетия наметились тенденции к ухудшению здоровья детского населения, а ведь от него во многом зависит благополучие нашего общества. Родители не всегда являются для ребенка положительным примером здорового образа жизни, ничем не противостоят отрицательному воздействию средств массовой информации. Современные компьютерные технологии и видеофильмы на многие часы приковывают любопытных малышей к экрану, ухудшая их зрение, вызывая гиподинамию, быструю утомляемость, неврозы. Вторжение современной рок-музыки травмирует сознание маленьких детей, ломает еще не устоявшиеся, не сформированные биоритмы. К этому добавляется еще и экологические проблемы, не сбалансированное питание и некачественные продукты, накапливающееся раздражение в обществе, - вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье дошкольника. Улучшение медицинского обслуживания оказалось ошибочным представлением для решения проблемы здоровья детей. Очень часто мы становимся свидетелями драмы идей, когда врач должен признать, что он не способен сделать человека здоровым. Многие ученые пришли к выводу, что этому необходимо учить с детства, впитывая здоровый образ жизни с молоком матери. Впервые эта идея и создание программы в области обучения здоровью родилась в американских школах, авторы программы «Знай, свое тело» Карен Кроун, философ Лиза Рубин Либерман и Клифорд А. Пармз, который является магистром гуманитарных и педагогических наук, создали предмет названный «Путешествие Джуно» в форме приключений в стране «Здоровье». Разработка программы была осуществлена благодаря пожертвованиям фонда В.К. Келлога под потранажем Американского фонда здоровья. Но наши условия жизни отличны от американских, поэтому нашим ученым пришлось разработать свою программу, сохранив при этом структуру уроков и методику их проведения. Так благодаря М.Л. Лазареву, заведующему Лабораторией валеологии Московского Института повышения квалификации работников, и его единомышленникам, переводчику Н.Б. Лузину и психологу Е.И. Савонько удалось создать нашу программу под названием «Познай себя».

Так в систему школьного обучения постепенно вводилась новая дисциплина – ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. «valio» - здравствую). Именно эта программа нацеливает ребенка на то, что надо ухаживать за своим телом: беречь глаза, уши, зубы, кожу, заботиться о сне и питании. Но опыт показал, что решить эту задачу путем простой дачи знаний невозможно и авторы отошли от назидательного повествования, стали использовать занимательные картинки и книжки, физические упражнения, музыкальный репертуар, искусство рисования.

Создав все это для школьников, авторы задумались об актуальности темы и решили на основе науки о здоровье Валеологии построить программу «Здравствуй!» для дошколят, решив, что эта программа позволит сотрудничать между собой педагогам, врачам, родителям и самим детям, воспитывать в детях чувство ответственности за свое здоровье.

Также была создана школа дородовой педагогики «Сонатал», которая позволяла мамам начинать эту работу с того самого волшебного момента, как зарождалась жизнь, затем после рождения ребенка.

Таким образом, программа включает в себя 3 этапа:

  • 1-й этап - школа дородовой педагогики «Сонатал»;

  • 2-й этап - программа «Здравствуй!» для дошколят;

  • 3-й этап - программа «Познай себя» для школьников.

Познакомившись с автором программы, с разработками и материалами мы с коллегами пришли к выводу включить в свою воспитательно-образовательную работу программу «Здравствуй!», так как она давала возможность решать вопросы о главном человеческом богатстве – Здоровье, с раннего детства. Мы с чем-то соглашались, о чем-то спорили, некоторые вещи отрицали, что-то доказывали, опираясь на свой опыт, но, главное, мы не остались равнодушными к этой программе.

На тот момент мы работали с детьми четвертого-пятого года жизни, затем год работы на старшей группе. За эти два года нам удалось решить организационные вопросы по внедрению этой программы, это: вовлечение семьи, заключение договоров на апробацию программы, создание цветков здоровья в семье. Уже на этом этапе многие родители начали задумываться не только над воспитанием своих детей, но и над своим образом жизни. Чтобы занятия проходили интересно были созданы куклы здоровья, «Юные валеологи», которые помогали детям знакомиться с волшебным зеркальцем, целебными звуками, воздухом, чудо-носом, водой и мылом, веселыми движениями, полезной едой. Разучили дыхательные, мимические, звуковые, физические, психомоторные упражнения, много подвижных, спортивных игр, но самое большое удовольствие дети получали на творческих этюдах – здесь они постигали азы театрального искусства, умение перевоплощаться, жить жизнью героев. Так был проведен первый этап нашей работы – создание системы здравообразования «Сад здоровья + семья здоровья». Наладили работу в системе здравоохранения. С нами работали медицинская сестра детского сада и врач-педиатр поликлиники. При помощи родителей дети посещали городской профилакторий и осуществляли выезды на отдых в санатории страны. Создание такой системы помогало нам реализовывать идеи валеологии.

Подойдя к шестому году жизни наших ребят, мы были готовы проводить занятия. На педагогическом совете было принято решение вводить их как частью на всех видах занятий, так и отдельным, целостным занятием. Работа велась совместно со специалистами по музыкальному воспитанию, физической культуре и изобразительной деятельности.

С руководителем по музыкальному воспитанию был разучен весь музыкальный репертуар программы, проведены открытые занятия, придуманы и разучены танцы, посвященные оздоровительным занятиям. Таким образом, музыка выступила в качестве ведущего фактора развития оздоровления детей в условиях образовательного учреждения, а также семьи, она явилась одним из способов формирования мотивации здоровья, помогая ребятам самореализоваться.

На занятиях по изобразительной деятельности дети пробовали сами создавать образы героев-валеологов, рисовали Здоровячка и Фырку, передавая их образы в своих рисунках. Рисовали портреты семьи, себя, на занятиях, в лесу, на катке, на лыжне, передавая свое настроение и эмоции. На занятиях часто звучала музыка М.Л. Лазарева, которая помогала воссоздать портреты героев.

Наш инструктор по физической культуре не только приобщился к нашей программе, но и стал ее активным фанатом. Она вносила очень много интересных игр и упражнений для профилактики и развития детей: упражнения для глаз по системе Базарного, дыхательные упражнения, упражнения на осанку и для стопы ног, все это было не только обучающим моментом, но и носило развлекательный характер. Такие физические минутки и досуги доставляли детям огромное удовольствие. Удивительными были и обучающие занятия, построенные по сказкам и художественным произведениям советских писателей. Ребята выполняли не только физические упражнения, получая нагрузку, но и закрепляли материал, с которым знакомились на развитии речи, математики, знакомстве с окружающим.

На каждого ребенка был заведен паспорт здоровья и карта здоровья. В карте здоровья отмечались: физическое развитие, физиологические изменения (антропометрия), развитие выносливости, нагрузки, выдержки и терпения, речь, память, мышление, взаимоотношения со сверстниками.

Паспорт здоровья – это индивидуальная тетрадь на каждого ребенка, которую заполняли не только мы с детьми в детском саду, но и родители дома. Эта работа вызывала большой интерес и эмоциональный отклик как детей, так и родителей. Освоив всю программу, в конце для родителей и детей детского сада был показан спектакль «Праздник здоровья», в котором участвовали как куклы, так и сами дети в костюмах героев-валеологов, которые шили сотрудники детского сада и родители.

Нами была сделана лесенка настроений, которая представляла собой лесенку из семи цветных ступеней и карточки с радостной и грустной эмоцией. Приходя утром в детский сад, дети выставляли свое настроение на разные ступеньки. Местоположение, как и настроение в течение дня, конечно же, менялось, а нам, воспитателям было удобно проследить за общим настроением в группе и настроением отдельных наших дошколят. Это помогало нам предотвратить серьезные ошибки в поведении детей скорректировать их поступки, предупредить ссоры и драки.

Родителями в ближайшем лесном массиве была создана «Тропа здоровья», по которой мы совершали походы в разные времена года; встречались с нашими героями, они нас учили дружить с лесом, растениями и его обитателями; знакомились с ядовитыми растениями; выживать и играть в лесу; пользоваться костром; беречь окружающую природу.

На этой тропе мы устраивали праздники, связанные с исконно русскими христианскими традициями. А также праздники наших Северных народов: встреча Солнца, праздник Севера, день оленя.

Было проведено занятие по экологическому воспитанию – музыкальная сказка «С нами говорит Мать-Природа». Одна из наших мам работала в музее камня, и при ее помощи был создан мини-музей волшебных камней, ребята не только запомнили их названия, но и то, как они помогают человеку.

По душе нашим ребятам пришлась и релаксация. Ее элементы проводились в утренний отрезок времени - на занятиях, на прогулках, после сна и просто по желанию детей. Дети научились слушать тишину, музыку природы (дождь, пение птиц, шуршание листвы, скрип снега). Многие родители приобрели аудиокассеты и диски для дома.

Особое место в программе занимает диагностика. Она несколько отличается от привычных представлений о диагностике по следующим основаниям: во-первых, диагностика должна быть самодиагностикой;

во-вторых, проведение диагностики должно быть активным процессом самопознания, включающим элементы саморазвития; в-третьих, она является обязательным шагом в программе формирования здоровья, без которого невозможно построить индивидуальную программу развития каждого ребенка. Документы по диагностике проводятся воспитателями вместе с врачом и медицинской сестрой.

Провожая ребят в школу, мы были уверены, что на этом работа по данной теме не закончится и она, действительно, проводилась на уроках «Познай себя» в школе. Сейчас дети, с которыми мы начинали работать по программе «Здравствуй!» окончили школу, большинство из них учится в высших учебных заведениях, продолжают заниматься музыкой, спортом, общественной работой, большинство не склонно к вредным привычкам. Конечно, среди них появились те, которые пробовали курение и спиртные напитки, но мы надеемся, что здравый смысл возобладает над интересом к новым ощущениям, что те идеи, мысли и чувства, которые мы заложили когда-то в наших ребят, помогут им создать крепкую семью, подарить миру прекрасных малышей и вести здоровый образ жизни.

…это было 12 лет тому назад, но и сейчас мы прекрасно понимаем, что ребенок сам по себе не может желать быть здоровым. Но мы, взрослые: родители, врачи, педагоги можем и обязаны научить наших детей правильно заботиться о своем здоровье, а главное, на личном примере убедить ребенка вести здоровый образ жизни. Прошло время, появились новые здоровьесберегающие технологии, пробуя внедрять их в работу, мы не забываем о нашем первом опыте в программе «Здравствуй!». По-прежнему используем музыкальным репертуар, тематику бесед с родителями, упражнения и физкультурные минутки на профилактику дыхания, зрения, осанки и также по-прежнему на занятиях нам помогают куклы юные-валеологи. А девиз: «Сам себе помогу, я здоровье сберегу!» все также актуален и, надеемся, будет служить нам в дальнейшем.




























ЛИТЕРАТУРА:


  1. М.Л. Лазарев Школа дородовой педагогики «Сонатал»;

  2. Опытно-экспериментальный материал, программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» под руководством М.Л. Лазарева;

  3. Программа для начальных классов «Познай себя». Руководство для учителя. Под редакцией М.Л. Лазарева.

  4. Карен Вогт Кроун, Л. Рубин Либерман, Клифорд А. Пармз «Путешествия Джуно», Приключения в стране «Здоровье» (перевод и редакция Н.Б. Лузина);

  5. В. Родионов «готовимся к школе методами физической активности»;

  6. Г. Зайцев «Твои первые уроки здоровья».


Полный текст материала Выступление на тему:Формирование ценностей здоровье сберегающего образования "Здравствуйте , это мы ! 12ЛЕТ НАЗАД" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маркелова Наталия Васильевна  MarkelovaNV
08.06.2012 1 1960 428

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 black_panther76 • 19:34, 12.06.2012
Наталия Васильевна, спасибо за интересный опыт работы!
[Материал]