Статья "Система работы учителя - дефектолога с родителями в средней группе ЗПР"
Автор: Курунова Е.В. учитель-дефектолог детский сад №198 «Вишенка» г.о. Тольятти
«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЗПР»
Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности учителя-дефектолога ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего задержку психического развития.
Работая с детьми с задержкой психического развития в средней группе очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в среднюю группу из разных детских садов и родители не сразу понимают значение коррекционно – воспитательной работы в группе ЗПР. Анализ анкетирования среди родителей группы на начало учебного года показало, что 60% родителей испытывают потребность рекомендациях по коррекционно-воспитательной работе с детьми; 30% родителей не считают необходимым выполнять домашнее задание в выходные дни; 10% родителей не считают необходимым принимать участие в каких-либо совместных формах работы.
Необходимо родителей учить адекватно, оценивать успехи и возможности своего ребенка. Формировать у них потребность развивать своего ребенка не только в детском саду, но и дома.
Система работы учителя – дефектолога с родителями состоит из трех блоков:
1 блок: информационно-аналитический. 2 блок: познавательный блок. 3 блок: наглядно-информационный блок.
Информационно-аналитический блок: предполагает сбор сведений о родителях, обще-культурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
- лист вопросов учителю-дефектологу от родителей (родители пишут вопросы, учитель – дефектолог в виде консультации или индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей);
- опросы; анкетирование; интервью.
Познавательный блок: включает в себя совместную работу с родителями и детьми с задержкой психического развития:
- изготовление книжек-малышек по лексическим темам: чтобы совместная работа родителей и детей была интересной и грамотно выстроена методически, мы разработали рекомендации по организации работы по изготовлению книжек-малышек.
- изготовление семейных речевых газет по лексическим темам;
- выполнение домашних заданий учителя-дефектолога: чтобы домашние задания было легко выполнить родителям и интересно ребенку, мы разработали рекомендации для родителей по выполнению домашнего задания и цикл домашних заданий по лексическим темам для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- открытые занятия учителя-дефектолога для родителей;
- родительские собрания;
- посещение родителями индивидуальных занятий учителя-дефектолога;
- родительские конференции, на которых обсуждаются волнующие (проблемные) родителей вопросы;
- выставки детским работ по лексическим темам.
Наглядно-информационный блок: предполагает ознакомление родителей с особенностями коррекционно-воспитательного процесса. В группе оформлен постоянно действующий «Уголок дефектолога»:
- еженедельно выставляется информация для родителей по лексическим темам и рекомендациями для занятий с ребёнком дома в соответствии с лексической тематикой недели;
- в «Уголке дефектолога» родители могут получить информацию о занятиях групповых и индивидуальных.
Нами разработан цикл заданий по лексическим темам для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые размещаются в «Уголке дефектолога».
- Для оказания помощи родителям в выборе печатной продукции по вопросам воспитания, обучения детей с проблемами в развитии нами выпускается перечень печатной продукции.
- В группе организована работа электронной библиотеки для родителей: «Учимся, играя».
- Каждый месяц вместе с детьми изготавливается тематическая речевая газета.
Таким образом, данная система работы учителя – дефектолога с родителями позволяет:
- оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
- привлечение к коррекционно-воспитательной работе всей семьи ребенка;
-еженедельно информировать родителей о лексической тематике недели, где предлагаются задания для закрепления изученного материала на занятиях;
- разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-воспитательная работа детского сада, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;
- повышение педагогической культуры родителей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курунова Елена Валерьевна
→ lenok1985 05.01.2012 0 5701 651 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.