Организация консультативно-просветительской работы с родителями по проблемам оптимизации развития одаренных детей
1) Ищенко Елена Анатольевна
2) педагог дополнительного образования (развивающие игры)
3) ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»
1) Соболева Елизавета Владимировна (соавтор)
2) учитель-логопед
3) ГБОУ ЦДК
Литература
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.
2. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д. Шадриков - М., 1998.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
4. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 312 с.
5. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. -192 с.
6. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва - Воронеж; 1997 г.
7. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: . М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.
8. Леонтьев А.Н.О формировании способностей// Вопросы психологии - 1999- №6 -С.58
9. Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого- М.: Прогресс, 1991. -- 376 с.
10. Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Педагогический коллектив Отдела предшкольного образования ГОУ «ГДТЮ» (с 1991 по 2007 год - Школы раннего развития Отдела художественного образования ГОУ «ГДТЮ») имеет богатый опыт взаимодействия с семьями одаренных детей. Одним из актуальных направлений сотрудничества педагогического коллектива Отдела предшкольного образования ГОУ «ГДТЮ» со специалистами Городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации стало изучение психолого-педагогических особенностей одаренных детей, а также разработка рекомендаций по сопровождению данного контингента детей в условиях дополнительного образования.
За последние 5 лет на базе Отдела предшкольного образования «ГДТЮ» удалось выявить и оказать содействие в развитии и актуализации особых возможностей более 200 детей с различными видами одаренности (интеллектуальной, художественной, академической, социальной). Приоритет личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе способствует не только выявлению способностей, потенциальных возможностей детей, но составляет необходимое условия для раскрытия природных возможностей и задатков ребенка, гармонизации его развития.
Общепризнанным является представление о дошкольном детстве (3 – 7 лет) как сензитивном периоде развития творческого потенциала ребенка. Многие известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. В то же время, одаренность, рассматриваемая как потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при определенных обстоятельствах могут остаться нереализованными.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Одной из актуальных проблем психолого – педагогического сопровождения одаренных детей (как в условиях типового образовательного учреждения, так и в системе дополнительного образования) является организация консультативно – просветительской работы с их родителями.
Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.
Система семейного воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его трудности. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать свои слабости.
Однако, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия:
признание безусловной ценности ребенка;
предоставление ребенку свободы выражения;
выработка гибкой адекватной воспитательной стратегии;
отсутствие попустительской позиции в отношении развития у ребенка социально-бытовых, регуляторных навыков, а также видов деятельности, не относящихся к области интересов, связанных с одаренностью;
рациональный подход в прогнозировании развития и реализации особых творческих и образовательных возможностей ребенка.
Говоря о воспитании одаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть проблемы, с которыми сталкиваются все участники данного воспитательного процесса. Нередко эти трудности являются следствием неравномерного развития психики одаренных детей. При опережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях не отличается от своих ровесников или даже уступает им (нарушения мелкой моторики, снижение коммуникативной активности, повышенная тревожность и т.д.). Распространенными видами диссинхронии являются различия темпов развития интеллектуальных и социально-коммуникативных процессов или неравномерность развития интеллектуальной и психомоторной сферы.
Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, личностных и других сторон психики.
Сверхчувствительность такого ребенка, способность улавливать причинно-следственные связи окружающих явлений и событий могут способствовать формированию уязвимости, эмоциональной лабильности. Одаренные дети не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходства и различия.
Особой, весьма трудной, с точки зрения помощи этим детям, является проблема формирования волевых установок, навыков саморегуляции, самоконтроля, планирования собственной деятельности.
Нередко родители обеспокоены ситуацией, в которой ребенок, проявляя очевидную склонность к любимому делу (занятия, находящиеся в области его интересов, отвечающие направленности его способностей), все же не умеет трудиться в тех случаях, когда требуются выраженные волевые усилия.
Педагоги отмечают, что часто у детей, проявляющих особые способности, возникают проблемы общения со сверстниками, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения, что может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников.
Эти особенность развития одаренных детей во многом обусловливает необходимость оказания им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороны родителей и педагогов. Все формы консультативно-просветительской работы с родителями должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.
Многолетний опыт работы с семьями одаренных детей подтвердил целесообразность выделения следующих направлений и форм взаимодействия педагогов с родителями.
1. Организация диагностической работы по изучению семьи. Составление характеристики семьи воспитанника (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень семьи ребенка и др.).
Формы взаимодействия: анкетирование, собеседование.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Формы взаимодействия: проведение лекционных занятий по актуальным вопросам воспитания и обучения детей с тем или иным типом одаренности; организация стендовой информации; составление библиографии по означенной проблематике.
3. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников.
Формы взаимодействия: семейный абонемент экскурсий в Эрмитаж, семейный музыкальный абонемент, организация детских праздников.
4. Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Формы взаимодействия: организация творческих мастерских (совместно с родителями и детьми) по изобразительной деятельности, приемам художественно – прикладного творчества: керамика, войлоковаляние, оригами.
5. Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования, педагога-организатора (при необходимости специалистов медицинского профиля).
Формы взаимодействия: индивидуальное консультирование родителей педагогами на базе Отдела предшкольного образования и специалистами на базе Городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации.
6. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, повышения мотивационно-волевых установок в различных областях знания и коммуникации, находящихся за рамками сферы одаренности ребенка.
Форма взаимодействия: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, организация коммуникативных тренингов на базе Городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации.
Таким образом, выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений. Зачастую, педагогу-психологу может потребоваться применение различных методик, направленных на изучение личностных, интеллектуальных характеристик развития ребенка, определения особенностей коммуникативной деятельности, состояния соционормативных функций.
Проектирование воспитательного процесса в семье одаренного ребенка, направленное на развитие способностей ребенка и сглаживание его трудностей (стереотипности коммуникативных тактик, трудности социальной адаптации в коллективе сверстников) требует участия профессиональных психологов.
В
то же время, педагоги, организующие
групповые занятия в рамках комплексной
или факультативной образовательных
программ, также имеют возможности в
ходе наблюдения за ребенком определить
сферу его интересов, наличие выраженных
способностей и условий их актуализации,
проанализировать особенности поведения
и эмоционально-волевой регуляции в
познавательной, игровой и коммуникативной
видах деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ищенко Елена Анатольевна
→ ЕленаИщенко 25.01.2012 0 4070 496 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.