Статья "Ваш ребёнок пошёл в школу"; 1 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№7»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Статья «Ваш ребёнок пошёл в школу»
подготовила
Иванова Светлана Ханифовна
учитель начальных классов
г Нижнекамск
2012
«ВАШ РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ШКОЛУ»
В этом году ребенок идет в школу. У родителей и детей появились новые заботы: надо заранее купить портфель, учебники, тетради, пенал, ручки и карандаши, школьный костюм. Эти заботы волнуют и доставляют удовольствие. Нагруженные покупками, вы возвращаетесь домой.
Еще раз рассмотрев свои новенькие школьные вещи, мальчик убегает гулять. Брошенные на диване покупки так и остались неубранными. На это родителям надо обратить внимание сразу же. Если до сих пор ребенок не привык убирать за собой, то поступление в школу надо использовать для воспитания этой привычки.
Рано утром первого сентября, сопровождаемые родителями, в новой форме, с цветами в руках, идут мальчики и девочки первый раз в школу. Они ждут чего-то особенного, необыкновенного. И действительно, в первый день столько впечатлений: малышей встречает учитель — новый и очень большой авторитет для них; старшеклассники поздравляют малышей с поступлением в школу, желают отлично учиться, дарят на память об этом замечательном дне книжки с картинками, открытки, счетный материал. Новый светлый класс, доска, парты, счеты в углу класса — все это занимает детей, все полно для них новизны и значения. Даже собственный портфель, в который аккуратно сложены учебники и тетради, привлекает внимание ребенка. Некоторые потихоньку поглаживают рукой свой портфель, рассматривают содержимое пенала, заглядывают в Букварь.
Первый день в школе — первый день новой жизни, которая должна начаться и дома. Родителям следует использовать этот период для воспитания новых полезных навыков и привычек. В чем это новое должно заключаться, родителям следует подумать заранее и поговорить об этом с ребенком.
«Скоро, Таня, ты будешь школьницей. Ты будешь учиться читать, писать, считать. Это очень трудное дело. Чтобы хорошо учиться, надо очень старательно готовить уроки, которые тебе будут задавать на дом. За уроки надо садиться всегда в одно и то же время, по расписанию, как в школе. Чтобы успеть приготовить уроки, надо и все другие дела делать вовремя».
И родители вместе с девочкой составляют новый режим дня. Вставать в 7 часов. До 8 часов надо успеть убрать постель, сделать зарядку, умыться, поесть и одеться. После школы, как только ребенок придет домой, он переодевается, чистит свою школьную форму и вешает ее на специально отведенное место. После обеда можно погулять и ровно в 17 часов сесть за уроки. Ложиться спать надо в 21 час.
В зависимости от уклада семейной жизни этот режим может варьироваться, но важно заранее подготовить ребенка к новым требованиям, использовать поступление в школу для того, чтобы эти требования выполнялись с первого дня. Вначале малышу приходится помогать, показывая, как надо правильно выполнить то или иное дело. Если ребенок долго не может справиться с постелью, взрослый предлагает: «Посмотри, как легко и быстро можно сложить одеяло. В следующий раз сделаешь так сам» Пока есть время, можно потренировать ребенка, поправляя его, подсказывая ему. Главное, чтобы сын или дочь хорошо знали свои новые обязанности и не рассчитывали, что их выполнит кто-то другой.
А нередко бывает и так: дочка крепко спит. Слабые попытки разбудить ее кончаются неудачей. Матери жаль девочки: «Пусть еще немного поспит». Наконец, дочка с трудом просыпается. Но времени убрать за собой постель у нее уже нет. Не успевает она и одеться: приходится маме зашнуровывать ботинки, собирать портфель, застегивать пальто. Так упускается благоприятное время для приучения первоклассника к самостоятельности. Ребенок видит, что дома ничего особенно не изменилось: мама все за него сделает, мама поможет.
Чтобы у первоклассника на все хватало времени, необходимо строго соблюдать режим. Если ребенок просыпается с трудом в 7 часов, надо вовремя укладывать его спать: в 9 часов вечера или раньше. Так же важно приучить ребенка всегда в одно и то же время садиться за уроки. Когда ребенок привыкнет выполнять это требование, родители могут не беспокоиться, что сын или дочь забудет сделать домашнее задание.
В первое время родители очень нервничают, видя, как их ребенок неумело и некрасиво пишет, ставит кляксы в тетрадях, размазывает написанное. Иногда не выдержав, отец или мать начинает кричать на ребенка, швыряет его тетрадь, наказывает. Подобные меры, как правило, мало помогают. Ребенку нужна помощь, его надо научить. Не всегда учитель, у которого 30—40 учащихся, успевает всех потренировать, за каждым проследить на уроке. Спокойный, доброжелательный тон родителей придает ребенку уверенность в своих силах, он начинает работать с большим старанием.
«Тише, Вова сел за уроки», — говорит мать младшим детям. Все стараются не мешать школьнику готовить уроки, уважая его труд. Серьезность того, что он делает, начинает чувствовать более глубоко и сам первоклассник. Это в свою очередь заставит ребенка с уважением относиться к труду других, соблюдать тишину, не мешать работе.
Нельзя забывать и о другой стороне жизни ребенка в школе. Поступая в школу, он впервые приходит в новый и большой детский коллектив, в котором в течение длительного времени будет учиться. Поэтому родителям не может быть безразлично, как их ребенок относится к коллективу, к товарищам. Воспитание внимания, доброжелательности к товарищам явится основой для формирования навыков и привычек культурного поведения.
«А у нас один мальчик ничего не знает. Он даже не мог сказать, какая это буква. А я сказал», — с радостью говорит малыш, испытывая удовольствие не только от того, что он сам знал, но и от того, что не знал другой. Родители должны объяснить мальчику, что радоваться незнанию других нельзя. Надо самому знать много и стараться помочь другим.
В коллективе ребенок будет не только учиться, но и выполнять посильную работу для своего класса, а потом для всей школы. С первых дней детей привлекают выполнять обязанности дежурных, санитаров, хозяйственников и т. д. Дети сами с удовольствием производят небольшую уборку класса, поливают цветы, проверяют чистоту рук, шеи, воротничка. Не справившиеся с этими несложными обязанностями дети очень огорчаются и переживают. Родители должны поощрять стремление первоклассников что-то сделать для своей школы и своего класса, помогая им приучиться всем этим несложным делам дома.
Литература
Архипова И.А. Подготовка ребёнка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с.
Гатальская Г.В., Крыленко А.В. в школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 1998. – 240 с.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
Классные часы. 2 класс / сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 271с.
Родительские собрания. 2 класс. Шаги к мудрости / авт.-сост. В.Н. Максимочкина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 168 с.
Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Москва – Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. – 224 с.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
Цукерман Г.А., Поливанова Е.В. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1993.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Светлана Ханифовна
→ kad_svetik 04.04.2012 2 4147 485 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.