Ток-шоу "Почему ребенку нужна игра?"
Ток-шоу
«Почему ребенку нужна игра?»
Воспитатель высшей категории
Зебзеева Светлана Алексеевна
МАДОУ «Детский сад №111» г. Пермь
Цель:
Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.
Заинтересовать проблемой.
Приобщить к игре ребенка в условиях семьи.
Встреча строится по типу телевизионных аналогичных программ, в ней принимают участие педагоги, психолог, родители.
Присутствующим предоставляется возможность высказывать свою точку зрения, подключаться к дискуссии, проанализировать ситуации, выслушивать мнение специалистов и сделать собственный вывод.
Ведущий. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? (предлагает перечислить игры) Из множества опрошенных родителей ни кто не сказал, что их ребенок не любит играть. Большинство из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов детской деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «войнушка», подвижные, настольные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.
Родитель. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги» перекладывает их с места на место… Разве это помогает ее развитию?
Ведущий. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), Собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
Вопрос к обсуждению.
В чем, по вашему мнению. Заключается роль игры в развитии ребенка?
Ведущий предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющих детей: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?- спрашивает у ребенка воспитатель.
Тот удивленно смотрит на взрослого и равнодушно отвечает:
-Не - е - е….. Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? – спрашивает у ребенка воспитатель.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас нападу на них! (в голосе слышится враждебность)
- Ему бы только стрелять, убивать да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет, самодельный щит, лежащие в сумке у матери.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...
- А за чем? - перебивая педагога, недоумевает мама. – Пусть играет, во что хочет. Хоть в «Соловья-разбойника»! Какое это имеет значение!
Вопросы к обсуждению.
Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
Какое содержание в играх преобладает у вашего ребенка?
В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
Комментарий педагога.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Мнение родителей.
На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, испачкать, порвать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду. (высказывается заранее подготовленный родитель)
Вопрос к обсуждению.
Есть ли другие точки зрения о значении игры? (желающим предлагается выступить)
Комментарий психолога.
Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличики из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Современные исследования показали, что оперирование предметами – заменителями поможет ребенку в дальнейшем усвоить различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение, Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? (дать возможность высказаться родителям) Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле « яичницу», палочкой сделать укол, колечко от кольцеброса использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключится на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать» или «водителю», что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражение «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.
Мнение педагога.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов - телевизора, компьютера и т.д. Игровое пространство - это уголок с любимыми игрушками, столик и стул, правильно (по возрасту) подобранный игровой материал.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.
Ситуация для анализа.
Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
-Давайте я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возразила:
-Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
-И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.
-Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - убежденно сказал Слава и, набрав в сумку бутылочки от шампуня добавил: - Вот сколько вина я вам принесу!
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
Почему, по вашему мнению, она сложилась?
Комментарий психолога.
Замечали ли вы, когда ребенок начинает играть? (ответы родителей) Когда возникает игра в его жизни? В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.
Родитель:
Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и туже роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого?
Комментарий психолога.
Причина заключается в том, что ребенок не достаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). На ребенка может произвести впечатление восприятие чего- то необычного и хорошего знание какой- то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре с взрослым, то начнет развертывать разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ни чего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.
Ведущий: Подведем итог! Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Так не лишайте его этой радости, помните, что вы сами были детьми.
Источники материалов:
Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. Академия, 2000г
Семушина Л. Г, Борщанская Б. Р. Практикум по дошкольной педагогике М., 1999г.
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зебзеева Светлана Алексеевна
→ Лана76 15.11.2012 0 5203 787 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.