Семейный час "Привычки родителей - пример для детей"
Семейный
час
«Привычки родителей – пример для детей»
с.Яр-Сале
2018
Цель: повышение и совершенствование психологической и педагогической компетентности родителей по вопросу формирования привычек у детей.
Задачи:
Обсудить причины появления вредных привычек; раскрыть механизм привыкания.
Показать наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек.
Способствовать распространению опыта работы по организации деятельности.
Форма проведения: круглый стол.
Ход мероприятия.
Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время для нашего родительского клуба «Связующая нить». Для начала давайте поздороваемся. Пока играет музыка вы двигаетесь по залу в хаотичном порядке, если вы услышите один хлопок – вы здороваетесь за руку, если два хлопка – плечиками, ну а если три хлопка – пятачками. Итак, начнем.(слайд 1)
Психолог: Сегодня мы поговорим о привычках своих и наших детей.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу».
(слайд 2) Уважаемые родители, как вы думаете, что такое привычка? Привы́чка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки».
- Какие привычки вы знаете, может они есть у вас или ваших детей?
Вопрос для родителей: Какие привычки могут быть? (вредные и полезные) Каждый человек имеет большое количество привычек, они могут быть полезными и вредными. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.
А что же вредные (патологичные) привычки? Считают, что закрепившись, вредные привычки отвлекают человека от процесса познания, мешают при взаимодействии с другими людьми, наносят вред самому человеку, могут быть не эстетичны и социально неприемлемы.(слайд 3)
Игра «Вредные и полезные привычки»
(слайд 4) В первые пять лет жизни ребенка происходит постоянное накопление навыков поведения в различных ситуациях, и большая часть этих навыков формируется посредством наблюдения за поведением взрослых, а в частности родителей. Именно поэтому важно в первую очередь обращать внимание на свои привычки, поступки, разговоры, а затем уже рассуждать, почему ребенок поступает так, а не иначе.
Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Психолог: Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т. д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо неё стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
Психолог: Как воспитываются привычки?
Привычка воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки.
Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями, приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.
Родители должны лишь позаботься о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.
Чаще всего родители жалуются на такой недостаток в поведении ребенка как незаконченное действие, например, ребенок взял игрушку, поиграл, а убрать забыл, оставил там, где играл, то есть он не завершил действие начатое с игрушкой. Такая же картина может наблюдаться и с книжками, одеждой, карандашами и любыми другими предметами, с которыми ребенок часто взаимодействует. Умение убирать за собой - элементарный двигательный акт, его выработать достаточно легко, если приучать малыша всегда и неукоснительно выполнять данную манипуляцию. Но если систематически забывать про это, то ребенку в дальнейшем трудно будет вообще довести любое начатое дело до логического завершения, таким образом, будут формироваться такие качества как безответственность, безынициативность, и в дальнейшем данные характеристики могут стать доминирующими чертами личности.
Для того чтоб сформировать у ребенка привычку завершать начатое дело, достаточно выполнять следующие рекомендации:
- у каждой вещи в доме должно быть строго определенное место, свой домик для машинок, карандашиков, книжек и т.д.
- ваш личный пример, если ребенок видит, как вы приходите с работы и от усталости бросаете обувь в коридоре, одежду на кресло, при этом говоря малышу, что это очень плохо и так делать не следует, то в таком случае дошкольнику ничего не остается, как запомнить именно такую манеру поведения. И не стоит потом удивляться, если ребенок будет прибегать к таким же отговоркам. В данном возрасте реальная действительность воздействует на ребенка намного сильнее слов.
Запомните, что поведение ребенка в первую очередь отражение вашего поведения.
То же самое касается и научения ребенка другим навыкам, например, говорить вежливые слова, умение говорить тихо, а не кричать. Ребенок на данном этапе развития работает как ваше зеркало. Если ребенок в садике демонстрирует нежелательное поведение, не стоит тут же винить воспитателей, а стоит задуматься, когда и как дошкольник это мог заметить в первую очередь за мной, потому что для малыша именно вы являетесь образцом и идеалом поведения. Прививайте с раннего детства своему ребенку те качества, которые хотели бы в нем видеть, и тогда в дальнейшем у вас с наименьшей вероятностью возникнут проблемы поведенческого характера.
В дошкольном возрасте невозможна коррекция нежелательного поведения без действенного примера значимого для него взрослого. Важно, чтобы в вашей семье, не только мама и папа, но и бабушки, дедушки и другие родственники подавали ребенку однотипный пример поведения, иначе ребенок выберет наиболее легкий и удобный для себя стиль. Пример в поведении, поступке, разговоре всегда остается в подсознании ребенка, и именно на основе этих знаний строится дальнейшая жизнь вашего малыша, его способы взаимодействия с другими людьми, в подобной ситуации ребенок с большей вероятностью будет поступать именно так, как вы проступаете сейчас.
Психолог: Что такое вредные привычки? (слайд 6) «Вредные привычки — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии»
Все в поведении ребенка имеет свое значение, свой смысл. Он может бессознательно злиться на родителей, оставивших его одного, может испытывать сильные негативные чувства к бабушке, вдруг занявшей место любимой мамы. Следом накатывает волна стыда за такие мысли, и малыш срывает чувства на собственном теле: грызет ногти, накручивает на пальчик волосы, то есть на подсознательном уровне пытается причинить себе боль. Вся разрушительная сила этих трудных переживаний обращается на него самого.
(слайд 5) Психолог: Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек, какие хитрости можно использовать взрослым для этого?
Привычка держать палец во рту
Если ребенок держит палец во рту — значит он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают дети, которым уделяется мало внимания. Не исключено, что таким образом они выражают протест, что их надолго оставляют в одиночестве.
Специалисты советуют предпринять следующие шаги:
Разговаривать с ребенком перед сном, подержать его за ручку, ведь это как раз то время, когда между родителями и детьми возникает наибольшая близость. Спокойное и нежное общение изо дня в день сделает ребенка менее возбудимым.
Если вам приходится ненадолго расстаться, поцелуйте по очереди все его пальчики и попросите сохранить поцелуй до встречи.
Случается, что первенец ревнует маму к маленькому братику или сестричке и разными способами пытается выразить свое недовольство. Отнеситесь к нему с пониманием, используйте разные приемы, чтобы доказать, что любовь к нему не ослабла.
Уложив ребенка в
кроватку, можно рассказать какую-нибудь
сказку, но
обязательно с хорошим
концом. А затем напомните ему обо всех
его хороших
поступках
(слайд 6) Привычка плакать, ныть и хныкать
Причины хныканья могут быть различными: малыш по натуре чувствителен и слезлив; ему нездоровится или он устал к концу дня; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Но возможно, что ребенок - юный солист-манипулятор.
Поскольку ноющий ребенок говорит неразборчиво, можно сказать ему: «Что ты говоришь? Ничего не понимаю! Можешь сказать нормально? Извини, я ничего не понимаю, когда ты ноешь. Пожалуйста, успокойся. Пока ты не успокоишься и не сможешь говорить нормально, я не смогу понять, чего ты хочешь. Успокойся, и мы поговорим».
Необходимо переключить внимание ребенка на другой предмет или занятие, способное вызвать у него интерес. Например, помочь приготовить обед для папы. Но картошку и морковь нужно сначала хорошо помыть — от такого удовольствия дети редко отказываются.
Привычка кусаться
Возможные причины такого поведения? Чаще всего это агрессия, направленная на родителей. Такова подсознательная реакция на требования взрослых, нежелание их выполнять. Но, возможно, это попытка привлечь к себе внимание. Может быть и то, что ребенок враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно.
Специалисты предлагают следующие инструкции по искоренению:
• Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Если ребенок кусается, очевидно, такое поведение в семье ненаказуемо или, несмотря на осуждение, приносит ему желаемый результат.
Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя. Те дети, которым это удается, чаще добиваются успеха во взрослой жизни и продолжают уважать и любить своих родителей.
Малыш бьет руками по лицу мать, у которой сидит на коленях. Ему уже говорили, что бить нельзя, но результат нулевой. Он продолжает бить и радостно смеяться после каждого удара. Мать пытается объяснить, что ей больно. Но откуда ребенок знает, что такое боль, если не испытывал ее? Тогда мама в ответ на очередной удар спрашивает: «Какая рука ударила? Эта?» — и ударяет пальцами по стукнувшей ее руке, стараясь одновременно и не причинить боль, и сделать удар ощутимым. Ребенок, естественно, плачет. Мама, продолжая нежно обнимать его и держать на коленях, твердо и спокойно говорит: «Маму бить нельзя!» Если ребенок ударит вновь, то мама повторит прием. При этом также спокойно она говорит: «Нельзя бить людей. Тот, кто бьет, всегда получает в ответ». Это, возможно, придется повторить несколько раз.
Сходную тактику можно применить и к кусающемуся ребенку. Вы в состоянии помочь «зубастику», и в первую очередь тем, что покажете пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда радостными
(слайд 7) Привычка ругаться
Вы в шоке! Вы потеряли дар речи. Ваш ребенок произносит совсем недетские выражения. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются все родители.
Это явление можно объяснить следующими причинами. С раннего возраста на детей обрушивается огромный поток информации. Слушая речь окружающих, малыш воспроизводит новые слова и выражения, подражая взрослым. Некоторым нравится произносить слова также, как это нравится попугаю, но их значение ни с чем плохим не связывается. Если для ребенка «нехорошие» слова не содержат смысловой «начинки», значит, родители сражаются с ветряными мельницами.
Что можно посоветовать взрослым в таких случаях?
Говоруна переполняют разнообразные чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Подыскивая выражения, он вдруг начинает добавлять крепкие словечки. И если не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.
Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.
Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво. В пять-шесть лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понять, что есть лексика, совершенно недопустимая в приличном обществе. Так ему и скажите: «Мы с папой тоже знаем эти выражения, но никогда не произносим вслух».
(слайд 8) Привычка грызть ногти
Привычка обкусывать ногти никогда не возникает на пустом месте. Обычно ей предшествуют изменившиеся жизненные обстоятельства. Это может быть смена дошкольного учреждения или школы, класса, переезд на другую квартиру и любая серьезная перемена в жизни ребенка, с которой он не может справиться психологически.
Нервное напряжение накапливается внутри ребенка и оборачивается появлением вредной привычки. Другими словами, обкусанные ногти – это не что иное, как попытка «выгрызть» или избавиться от проблемы, гнетущей ребенка.
Советы:
никогда не надо ругать ребенка за эту привычку, тем более бить по рукам или намазывать пальцы чем-то острым и горьким;
поговорить с ребенком по поводу потенциальных заболеваний и проблем, которые могут возникнуть при обкусывании ногтей;
соблюдать установленный по возрасту ребенка режим сна, бодрствования и питания;
развивать мелкую моторику (лепка, рисование, игра в конструктор, на музыкальных инструментах и т.д.);
регулярная гигиена рук;
обеспечить нормальную психологическую обстановку в окружении ребенка;
поощрять ребенка за выражение его эмоций, причем неважно – положительных или отрицательных;
беседовать с ребенком на предмет его беспокойств. Ребенок может выразить свои проблемы не только в разговоре, но и в рисунке, например
Если появление этой привычки связано с постоянным психологическим напряжением, то надо научить ребенка его снимать при помощи простого упражнения или дыхательной гимнастики. Первый вариант заключается в частом сжимании и разжимании кулаков. Дыхательное упражнение: ребенок в течение 5 минут совершает вдохи и выдохи медленно и глубоко. Такой постоянный контроль над дыханием поможет существенно снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка. Чтобы упражнение заинтересовало малыша, можно дать ему в руки любимую игрушку, например.
Красивый маникюр. Мама, делая маникюр, может привлечь к этому процессу и свою дочку. Показать набор инструментов по уходу за ногтями, объяснить для чего нужен тот или иной предмет, сделать малышке маникюр и даже покрыть ноготки специальным детским лаком – прекрасный и очень наглядный способ показать, как здорово, когда ноготочки содержатся в идеальном порядке. Причем это касается не только девочек, но и мальчиков. Аккуратные, ровно подстриженные ногти – это всегда красиво, надо почаще напоминать детям об этом!
(слайд 9) Упражнение «Солнце любви»
Психолог: Наша встреча подходит к концу, и я попрошу вас на листке бумаги нарисовать солнце, в центре которого написать имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю
вам взять это Солнышко домой. Пусть
теплые лучики его согреют сегодня
атмосферу вашего дома. Расскажите
вашему ребенку о том, как вы оценили его
качества – подарите ребенку теплоту,
ласку и внимание.
(слайд
10) И помните,
что главными
творцами личности ребенка в первую
очередь являются его родственники –
папы, мамы, бабушки и дедушки. Их привычки
- привычки их детей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журина Светлана Федоровна
→ Публикатор 05.12.2018 0 7020 345 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.