Статья "Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста"
Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
Актуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на становление его личности. И по- этому, огромное значение приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада.
Общение со сверстниками – важный фактор психического развития малыша. Потребность в общении становится его основной социальной потребностью. Желание общаться с другими детьми способствует развитию коммуникации. Оно является условием формирования социальных качеств его личности, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Дошкольный возраст является периодом значительных изменений в организме ребенка и считается определенным этапом созревания организма. В этот период идет динамичное развитие и совершенствование систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Вопрос становления общения детей в дошкольном возрасте сравнительно юная, однако сильно созревающая отрасль возрастной психологии.
Родоначальником её был известный педагог Ж. Пиаже. В тридцатых годах Ж. Пиаже заинтересовал интерес детских ученых по психологии к сверстнику, как к немаловажному фактору и нужному относительно общественного и эмоционального формирования детей, содействующему разрушению эгоцентризма. Коммуникация — это невероятно существенная составная часть жизни малыша. Ребенок завладеет приемами общения, и именно от этого зависит благополучность в ходе взросления.
Познавательная деятельность детей - это осмысленная деятельность, сориентированная на освоение окружающей действительности с помощью аналогичных психологических действий, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека. Межличностные взаимоотношения выражаются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы.
Большое значение для развития и социализации ребенка имеет его окружающая среда. Рассмотрим, как изменяется структура системы взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Л.С. Выготский писал, что старший дошкольный возраст – это важнейший момент в жизни малыша. У ребенка дошкольного возраста имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В дошкольном учреждении образуется новая структура этих отношений. У дошкольника система «ребенок – взрослый» подразделяется на «ребенок – воспитатель» и «ребенок – родители». Система «ребенок – воспитатель» начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к воспитателю. Далее, система «ребенок – воспитатель» становится центром жизни ребенка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Хорошие взаимоотношения с воспитателем будет сказываться и в повседневной жизни ребенка.
Дети быстро и легко осваивают трудовые навыки вместе с ровесниками, чем с взрослыми. В процессе совместной деятельности ребенок вступает в эмоциональный личный контакт. В процессе взросление у ребенка растет потребность в общении с другими детьми.
В этом возрасте появляются первые ростки коллективизма, которое необходимо поддерживать и развивать. В более старших группах овладевают такими сложными формами отношений, как совместное выполнение одного задания вместе с группой. В этом случае старшие дошкольники приобретают опыт распределения обязанностей между собой, учатся действовать вместе со своими ровесниками . Сначала действия детей такой группы согласовывает воспитатель. Затем, когда дошкольники овладевают навыками совместной организационной работы, из их числа выделяется ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно взаимоотношения детей в группе усложняются, в группе появляются активные дети, которые выступают как ядро коллектива. Но следует помнить, что активные дети занимают этот статус не только с целью помощь другим, а чтобы показать свое достоинство. Нужно вовремя замечать такие детали и разрешать их.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нигматзянова Нурия Расимовна
→ Публикатор 08.10.2019 0 2235 380 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.